Автор работы: m******@inbox.ru, 28 Ноября 2011 в 13:08, реферат
Гигиена детей и подростков как область медицинской науки возникла в середине 19 в., (школьная гигиена), когда была установлена высокая частота близорукости, сколиоза, неврастении, анемий и других заболеваний среди школьников. Частота этих заболеваний, получивших название «школьные болезни», нарастала от класса к классу и во многом была обусловлена неудовлетворительной организацией обучения и условиями быта учащихся (недостаточным освещением, плохим воздухообменом, учебными перегрузками и др.). Рекомендации по устранению причин «школьных болезней» легли в основу многих публикаций по школьной гигиене. В советский период школьная гигиена как наука и область практического здравоохранения полностью переросла в гигиену детей и подростков и стала изучать все возрастные группы детского населения, охваченные общественными формами воспитания и обучения. Окончательно гигиеной детей и подростков она стала именоваться с 1954 г. Гигиена детей и подростков как область практического здравоохранения является частью санитарно-эпидемической службы страны. Она носит государственный характер, строит всю свою деятельность на основе научных разработок, отличается единством структуры управления и привлекает к активному участию в санитарно-профилактической работе и пропаганде гигиенических знаний общественные организации, медработников и население.
Введение
1. Трудовое воспитание и обучение.
Влияние труда на растущий организм, особенности формирования.
Влияние профессионально-производственных факторов на организм подростков.
2. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков.
Понятие профориентации. Основные аспекты и задачи профориентации.
Врачебно-профессиональная консультация подростков.
3. Законодательство РК по охране труда подростков.
Заключение
Список литературы.
Гц. Вредное действие работы в условиях шума проявляется астеническим или неврастеническим синдромами, усилением симптоматики вегетативной дисфункции, нередко встречающейся у подростков. Подростки значительно менее устойчивы к действию шума (в том числе и связанного со злоупотреблением плейерами), чем взрослые. В сомнительных
случаях
целесообразно проводить
Физическая нагрузка. Несмотря на несомненно благоприятное влияние адекватной физической нагрузки на развитие всех систем растущего и развивающегося организма подростка, существует опасность и неблагоприятного ее воздействия. Это встречается либо у мало тренированных и недостаточно физически развитых подростков либо при превышении ими пределов допустимых нагрузок.
Установлено, что у подростков физическая нагрузка сопровождается более
выраженными, чем у взрослых, сдвигами в показателях гемодинамики, метаболизма, дыхания, а период восстановления этих показателей требует больше времени. Это приводит к их меньшей выносливости. В возрасте 14–15 лет физическая работоспособность и производительность труда еще ниже. Поэтому подростки в процессе обучения, сопровождающегося физическими нагрузками, нуждаются в специальном контроле режима таких занятий.
Воздействие химических веществ. С этим фактором подростки могут встретиться в период обучения некоторым профессиям химической промышленности, нефтехимии, производства полимеров, минеральных удобрений, различных химических веществ, в полиграфическом и ряде других производств. Чаще всего токсические вещества поступают в
организм с вдыхаемым воздухом, реже через пищеварительный тракт, кожу и слизистые оболочки. Известно, что в фармакологии и в педиатрии дозы лекарственных веществ устанавливают из расчета на 1 кг массы тела. Из этого вытекает правомерный вывод, что химические вещества, содержащиеся в воздухе рабочих помещений, должны оказывать на детей и подростков более вредное воздействие, чем на взрослых. Не исключено также менее
совершенное
действие механизмов детоксикации в
детском и подростковом возрасте.
2. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков.
Понятие
профориентации. Основные
аспекты и задачи
профориентации.
Система профориентации – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.
В
профориентации, являющейся комплексной
проблемой, выделяют
Экономический аспект профориентации направлен на изучение демографической структуры трудовых ресурсов рынка труда, условий, повышающих его производительность, причин брака, аварийности, ущерба производству в результате низкого интереса, отсутствия мотивации, профессиональной непригодности работников.
Социальный аспект профориентации связан с выявлением общественного мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различных профессий в глазах молодежи и других возрастных категорий, удовлетворенностью (неудовлетворенностью) работой, выбранной профессией.
Психологический аспект профориентации предполагает изучение психологических сторон профессиональной пригодности, выявление профессионально значимых свойств личности. Медико-физиологический аспект профориентации связан с определением психофизиологических особенностей человека, состояния его здоровья, позволяющим выполнять определенную профессиональную деятельность.
Педагогический аспект профориентации предполагает поиск решения воспитательных задач, путей и методов ее проведения.
Профориентация
как целенаправленная
Общая
цель системы профориентационной работы
– подготовка учащихся к обоснованному
зрелому выбору профессии, удовлетворяющему
как личные интересы, так и общественные
потребности и запросы рынка.
Задачи:
Врачебно-профессиональная консультация подростков.
Врачебное
профессиональное консультирование является
системой мер, направленных на обеспечение
правильного выбора профессии, подростками,
имеющими отклонения в состоянии здоровья,
с целью защиты их организма от неблагоприятного
воздействия профессионально-
Врачебное
профессиональное консультирование включает
2 формы работы:
Информационное
обеспечение – ознакомление подростков,
их родителей и педагогов с медицинскими
аспектами выбора профессии, то есть с
основными профессионально-
Индивидуальная врачебная профессиональная консультация, в процессе которой основная задача врача состоит в определении степени риска прогрессирования отклонений в состоянии здоровья консультируемого подростка и разработке конкретных рекомендаций по выбору профессии или специальности, формы обучения и рациональному трудоустройству.
В
соответствии с
Врачебно-профессиональная
консультация является
Условно выделяются следующие этапы проведения ВПК:
В ходе
проведения врачебно-профессионального
консультирования в зависимости
от выявленных нарушений состояния
здоровья подростка определяются индивидуальные
ограничения профессиональной пригодности
к воздействию отдельных профессионально-
Под профессиональной пригодностью (по медицинским показаниям) понимается наиболее полное соответствие функциональных возможностей организма требованиям, предъявляемым профессиями, как в плане охраны функционально неполноценного органа или системы, так и в плане преимущественного использования наиболее развитых функций. Профессионально пригодным следует считать подростка, способного успешно освоить профессию и работать в ней без ущерба для здоровья.
Самые
частые причины ограничения
Медицинские
работники осуществляют врачебную
профессиональную консультацию на основе
знания морфофункциональных
Врачебно-профессиональная
включает в себя следующие этапы:
• медицинское
и психофизиологическое обследование
подростка;
• анализ
состояния здоровья подростка с
использованием профессиограммы и
перечня медицинских
• составление
врачебно-профессионального
• рекомендации по проведению лечебно-профилактических мероприятий.
При проведении профилактических осмотров:
Педиатру следует обратить особое внимание на нередко встречающиеся у подростков варианты развития и функциональные отклонения сердечно-сосудистой системы и дать им правильную диагностическую оценку, так как они могут быть причиной ограничения профессиональной пригодности. Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы целесообразно использование простых функциональных проб с физической нагрузкой (например, пробы Мартине). Кроме того, необходимо учитывать выраженность вегетативных нарушений. Критерием для отнесения выявленных отклонений к норме или патологии чаще всего служит степень количественной и качественной их выраженности, а также стойкость вегетативных расстройств.
Неврологу (психоневрологу) необходимо обратить внимание на функциональное состояние центральных и периферических отделов нервной системы, а также вегетативную регуляцию. При анализе анамнестических данных следует учитывать наличие синдромов, указывающих на вегетативно-сосудистую дисфункцию и различные сомато-вегетативные нарушения (головные боли, головокружения, обмороки, наклонность к ортостатическим реакциям при перемене положения тела, утомляемость, нарушения настроения и т.д.). При наличии органических заболеваний центральной нервной системы и их последствий, а также остаточных явлений черепно-мозговых травм следует оценить выраженность ликвородинамических нарушений и церебрастенических проявлений, локализацию, степень и динамику нарушений функций органов движения, состояние интеллекта.