Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:26, реферат
Проблема инвалидности, потери здоровья сегодня является одной из самых острых. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается более 600 млн. инвалидов [7]. Каждый десятый человек на планете имеет инвалидность; один из десяти страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов, не менее 25% всего населения обладают теми или иными расстройствами здоровья; одна семья из четырех человек имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями [9].
Введение
Проблема инвалидности, потери здоровья сегодня является одной из самых острых. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается более 600 млн. инвалидов [7]. Каждый десятый человек на планете имеет инвалидность; один из десяти страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов, не менее 25% всего населения обладают теми или иными расстройствами здоровья; одна семья из четырех человек имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями [9]. Настораживающей и пугающей является тенденция роста инвалидности, как в глобальном масштабе, так и в отдельных странах. Этому способствуют как рост населения планеты в целом, старение населения Земли, повсеместно ухудшающаяся экологическая обстановка, природные катаклизмы и техногенные катастрофы и многие другие факторы. Проблемы людей с ограниченными возможностями
Серьезные
ухудшения здоровья делают жизнь
чрезвычайно сложной, как правило, самым
негативным образом определяя настоящее
и будущее инвалидов, зависящее не только
от их потенциальных возможностей,
но и от помощи и поддержки государства.
По данным Всемирной организации здравоохранения,
80% инвалидов (более чем 400 млн. человек),
живут в бедных странах, где нет достаточных
условий для удовлетворения самых насущных
потребностей. Инвалидность усугубляет
бедность, затягивая в её пучину не только
граждан с ограниченными возможностями
здоровья, но и членов их семей, вынужденных
преодолевать различного рода финансовые,
психологические, социальные и материальные
барьеры. Бедность затрудняет доступ лиц
с ограниченными возможностями здоровья
к здравоохранению и обучению, ведет к
их изоляции и дискриминации [10]. Для создания
условий, наиболее полно отвечающих интересам
лиц с ограниченными возможностями
здоровья, Организацией Объединенных
Наций была разработана и принята к исполнению
3 мая 2008 г. Конвенция о правах инвалидов.
Основная её цель - максимально возможным
образом облегчить жизнь людям, имеющим
дефекты здоровья, путем запрета их дискриминации
и создания благоприятной среды для самореализации.
Страны, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны
привести свое законодательство в соответствие
с требованиями, нацеленными на более
полное осуществление прав инвалидов,
и упразднить законы, обычаи и практику,
создающие почву для их дискриминации.
Чрезвычайно важно, что конвенция учитывает
возможности каждого государства по исполнению
принятых на себя обязательств. Российская
Федерация подписала Конвенцию 24 сентября
2008 г. Проблема интеграции инвалидов в
общество имеет тем большее значение,
что количество лиц с граниченными возможностями
здоровья, проживающих на территории РФ,
неуклонно растет: 4,7 млн. (1992 г.) [12], свыше
11 млн. в 2005 г. (по данным Министерства здравоохранения
и социального развития РФ [13]), к 2008 г. -
13 млн. [14]. Ежегодно на территории РФ более
1 млн. 200 тыс. человек признаются инвалидами,
причем 95 - 97% из них остаются инвалидами
пожизненно. Государство предпринимает
ряд мер, в частности в законодательной
политике, направленных на изменение
и улучшение их социального и профессионального
статуса, формированию равных с другими
гражданами возможностей участия в
жизни общества. Для этих целей созданы
два специализированных Совета по
делам инвалидов при Председателе Совета
Федерации и Президенте России, увеличены
размеры пенсий по инвалидности, предпринимаются
те или иные социальные программы для
улучшения жизни и пр. Но, невзирая на это,
не хватает специального оборудования,
квалифицированных специалистов, некоторые
льготы для инвалидов заменены ежемесячными
денежными выплатами, привязанными не
к группам инвалидности, а к степени ограничения
способности к трудовой деятельности,
что существенно ухудшило финансовое
положение инвалидов, практически ликвидировано
квотирование при приеме на работу на
малых и средних предприятиях, произошло
свертывание активных мер по созданию
безбарьерной среды для их жизнедеятельности,
было сокращено финансирование многих
региональных программ для инвалидов
и т.д. [17, с. 12]. Чаще, чем другие люди, лица
с ограниченной возможностью здоровья
сталкиваются с косвенной или институциональной
дискриминацией, позволяющей, к примеру,
помещать их в интернатные учреждения,
фактически лишая свободы [18]. Конвенция по правам
инвалидов требует фундаментального изменения
проблем людей с ограниченными возможностями:"Инвалидность",
- сказано в Конвенции - "является результатом
взаимодействия, которое происходит между
имеющими нарушения здоровья людьми и
отношенческими и средовыми барьерами,
которые мешают их полному и эффективному
участию в жизни общества наравне с другими"
[19].
Одна из основных задач, стоящих перед Россией, - формирование среды, способствующей улучшению жизни инвалидов. Инвалидность не должна восприниматься как болезнь и становиться преградой. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья даёт шанс включиться в трудовую деятельность, быть социально значимыми гражданами, обеспечить свое благосостояние, духовный и творческий рост. Иначе говоря, это особый социальный ресурс, имеющий первостепенное значение, целенаправленно действующий на уменьшение изоляции и экономической зависимости. К настоящему времени лишь 15% из числа всех трудоспособных инвалидов России имеет работу. Но даже эта работа в большинстве своём не является постоянной и достойной усилий людей с ограниченными возможностями здоровья: она не престижна и низкооплачиваема. И только среди тех, кто получил высшее и среднее образование, доля имеющих постоянную работу значительно выше - около 60% [21]. Так, к примеру, среди выпускников МГТУ им. Н. Э. Баумана (здесь создана непрерывная система образования для слабослышащих) 100% выпускников трудоустраивается [22]. Со слов В. Байрамова, ректора Московского государственного социально-гуманитарного института, занимающегося обучением лиц с возможностями здоровья, успешно трудоустраиваются 95% его выпускников. Специальное образование в России имеет глубокие корни: первое (опытное) училище для 12 глухонемых детей появилось 14 октября 1806 г. в г. Павловск [24]. Пройдя более чем 200-летний путь своего развития, специальное образование долгие годы было основной формой образования и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня образование инвалидов начинается с дошкольного возраста, способствуя приобретению ими начальных навыков обучения и совместной работы в коллективе. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в стране проживает около 1,5 млн. детей, имеющих те или иные отклонения здоровья. На период 2007 - 2008 учебного года 474,7 тыс. детей были охвачены обучением, реабилитацией и воспитанием в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида; 214,7 тыс. обучались в 1884 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, предназначенных для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; 161,9 тыс. человек посещали специальные (коррекционные) классы, организованные в неспециализированных образовательных учреждениях [17, с. 21 - 22]. Между тем, специальное образование далеко не панацея. Формируя особые условия для обучения и удовлетворения потребностей инвалидов в медицинских и педагогических услугах, оно не учитывает изменившихся внешних условий, необходимость общения с внешней средой. Закрепляется сегрегация, препятствующая социальной интеграции инвалидов, способствующая исключению их из общества, ограничивающая жизненные шансы и возможность получения высшего профессионального образования. Существующая в настоящее время в РФ сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии включает в себя 8 видов общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей с физическими и умственными недостатками, а также школы индивидуального обучения (на дому) для детей-инвалидов [21]. Гораздо более продвинутое инклюзивное образование (включающее ученика-инвалида в образовательное сообщество еспециализированной общеобразовательной школы) пока не получило повсеместного распространения на ерритории РФ. В результате, процент детей-инвалидов, решившихся в дальнейшем на продолжение обучения, не велик. А между тем, для лиц с ограниченными возможностями ценность образования изначально значительно выше, чем для остальной части населения, не имеющей существенных отклонений в здоровье. Образование для инвалидов является особым социальным ресурсом, имеющим первостепенное значение, целенаправленно действующим на уменьшение их изоляции и экономической зависимости [17, с. 13]. Право на получение образования, как одно из важнейших прав человека, закреплено в Конституции Российской Федерации. Согласно 43-ей статье Конституции "каждый человек имеет право на образование" (п. 1) и "вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии" (п. 3) [27]. Вышеуказанные положения были детализированы в некоторых федеральных законах и нормативно-правовых актах, регламентирующих получение образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Так, в соответствии с 5-й статьей закона "Об образовании" государство гарантирует возможность получения образования всем гражданам России независимо от состояния здоровья [28]. А с тем, чтобы полнее реализовать это право, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения образования. Принятый в 1995-м году Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" развил и дополнил правовые нормы Закона РФ "Об образовании", закрепив разнообразие форм получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в России [29]. В настоящее время наиболее эффективным методом решения образовательных проблем инвалидов является инклюзивное образование. В тексте 24-ой статьи Конвенции ООН о правах инвалидов записано следующее: "В целях реализации этого права (права на получение образования) без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом: a) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения, усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия; b) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме; c) к наделению инвалидов возможностью эффективно
Инклюзивное образование способствует формированию следующего комплекса преимуществ [33]. - Оно подходит для всех студентов - не только для студентов с ограниченной возможностью здоровья; все студенты имеют равный доступ к процессу обучения, имеют равные возможности для установления и развития важных социальных связей; -планируется и проводится эффективное обучение на основе специально разработанных образовательных программ; преподаватели, вовлеченные в процесс обучения, используют методики, облегчающие процесс включения студентов с ограниченными возможностями в единую социальную студенческую среду, а также применяют методики, облегчающие процесс включения студентов-инвалидов в образовательный процесс; -образовательные программы и процесс обучения учитывает потребности каждого студента; вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности; адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов; мероприятия направлены на включение студента, но достаточно для него сложны; индивидуальная помощь не отделяет, не изолирует студентов; появляются возможности для обобщения, передачи и углубления полученных знаний; появляются возможности для развития личностных, творческих и научных компетенций; вырабатываются навыки индивидуальной, самостоятельной и групповой работы. Таким образом, результатом инклюзивного обучения является выпускник (вне зависимости от состояния здоровья), обладающий таким набором профессиональных компетенций, который делает его конкурентоспособным и востребованным на рынке труда, что соответствует задачам российской высшей школы и ставит инклюзивное образование на первое место при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Соколов С. В приоритете - инновации, http://www.eed.ru/opinions/o15 - 05.html
2. На пути к обществу, основанному на знаниях: какую роль в его создании играет высшее образование? //
Высшее образование сегодня. N 4. 2003.
3. Образование для всех: выполнение наших общих обязательств / Дакар, Сенегал, 26 - 28 апреля 2000 г. С.
6.
стр. 69
4. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. Доклад Всемирного
банка. М.: Весь мир. 2003. С. 46.
5. Андреев Л. В.,
Бойков Д. И., Войлокова Е. Ф.
и др. Образование лиц с
контексте Программы Юнеско "Образование для всех": опыт России. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И.
Герцена. 2007. С. 6.
6. Образовательная политика зарубежных стран 24 марта 2006 г.
http://www.kremlin.ru/text/
7. Герасименко А.
IT и инвалиды: реабилитация и жизнь
в цифре http://www.3dnews.ru/
8. Population projections 2008 - 2060. http://ec.europa.eu/eurostat
9. Статистика инвалидности.
http://rosspolit.ru/
invalidnosti.html
10. Договор о правах инвалидов ликвидирует брешь в защите прав человека. Официальный сайт ООН,
посвященный проблемам
инвалидов: http://www.un.org/russian/
11. По материалам
Европейского регионального
12. http://medpotal.rU/mednovosti/
13. http://medpotal.ru/mednovosti/
14. http://www.vsluh.ru/news/
15. Официальный портал для людей с ограниченными возможностями здоровья.
16. Инвалиды в России:
причины и динамика
политики. http://www.budgetrf.ru/
9analysis000.htm
17. Россия на пути к равным возможностям. М.: Весь мир. 2009.
18. Котова С. Понятие дискриминации инвалидов // Официальный сайт РООИ "Перспектива"
http://perspektiva-inva.ru
19. Договор о правах инвалидов ликвидирует брешь в защите прав человека
http://www.un.org/russian/
20. http://www.dislife.ru/flow/
21. Социальная защита детей-инвалидов в Российской Федерации // Аналитический вестник Совета
Федераций ФС РФ. М.: Совет Федераций. 2007. N 7 (324).
22. В России увеличилось
количество студентов-
http://www.prostranstvo.ru/
23. Интервью в программе Русский взгляд. 3 канал. 25 ноября 2007 г.
24. Белявский Б. В. Образование инвалидов в России: история вопроса, статистика
http://www.socpolitika.ru/rus/
общественной организации
инвалидов "Перспектива" // http://www.perspektiva-inva.
26. Романов П., Ярская-Смирнова Е. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в
современной России. Саратов: Научная книга. 2006. С. 83.
27. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года //
Российская газета. 2009. 21 января.
28. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266 - 1.
29. Закон Российской
Федерации "О социальной
1995 г. 181-ФЗ.
30. Печенкин В.
В., Зайцев Д. В. Проблемы
2008. N 3.
31. Конвенция о
правах инвалидов / Организация
Объединенных Наций/Шестьдесят
67 b повестки дня. 24 января 2007. С. 15.
32. Использованы материалы доклада Д. Леско "Инклюзивные школьные сообщества: стратегии
достижения успеха" на Международной конференции "Развитие инклюзивных школ в России" Москва 19 -
20 ноября 2005 г.
33. См. также: Суслова Ю. М. О социализации молодых инвалидов // Социол. исслед. 2000. N 6. С. 137 -
139; Иванова А. Е.
Продолжительность жизни,
проблемы сравнительного анализа // Социол. исслед. 2000. N 12. С. 80 - 89; Ярская-Смирнова Е. Р.,
Лошакова И. И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социол. исслед. 2003. N 5. С. 100 - 106; Скок
Н. И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его
регуляции // Социол. исслед. 2005. N 4. С. 124 - 127; Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика
инвалидности. Проблемы доступной среды и возможности занятости // Социол. исслед. 2005. N 2. С. 44 -
55; Ярская-Смирнова Е. Р., Наберушкина Э. К. Женщины и инвалидность: испытания на прочность //
Социол. исслед. 2009. N 5. С. 70 – 7
Социальное неравенство, отсутствие безбарьерной среды, приводят к ограничению способов
приобщения к культурным
ценностям и практикам
пространства людей с инвалидностью. Конвенция ООН о правах инвалидов, подписанная 24
сентября 2008 г. Российской Федерацией, относится к числу многосторонних международных