Инвалидность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:26, реферат

Описание

Проблема инвалидности, потери здоровья сегодня является одной из самых острых. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается более 600 млн. инвалидов [7]. Каждый десятый человек на планете имеет инвалидность; один из десяти страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов, не менее 25% всего населения обладают теми или иными расстройствами здоровья; одна семья из четырех человек имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями [9].

Работа состоит из  1 файл

поликультурное образование.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)

      Введение

      Проблема  инвалидности, потери здоровья сегодня  является одной из самых острых. По данным Всемирной  организации  здравоохранения, в мире насчитывается  более 600 млн. инвалидов [7]. Каждый десятый  человек на планете имеет инвалидность; один из десяти страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов, не менее 25% всего населения обладают теми или иными расстройствами здоровья; одна семья из четырех человек имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями [9].  Настораживающей и пугающей является тенденция роста инвалидности, как в глобальном масштабе, так и в отдельных странах. Этому способствуют как рост населения планеты в целом, старение населения Земли, повсеместно ухудшающаяся экологическая обстановка, природные катаклизмы и техногенные катастрофы и многие другие факторы.   Проблемы людей с ограниченными возможностями

Серьезные ухудшения здоровья делают жизнь  чрезвычайно сложной, как правило, самым негативным образом определяя настоящее и будущее инвалидов, зависящее не только от их потенциальных  возможностей, но и от помощи и поддержки государства. По данным Всемирной организации здравоохранения, 80% инвалидов (более чем 400 млн. человек), живут в бедных странах, где нет достаточных условий для удовлетворения самых насущных потребностей. Инвалидность усугубляет бедность, затягивая в её пучину не только граждан с ограниченными возможностями здоровья, но и членов их семей, вынужденных преодолевать различного рода финансовые, психологические, социальные и материальные барьеры. Бедность затрудняет доступ лиц с ограниченными возможностями здоровья к здравоохранению и обучению, ведет к их изоляции и дискриминации [10].     Для создания условий, наиболее полно отвечающих интересам лиц с ограниченными возможностями  здоровья, Организацией Объединенных Наций была разработана и принята к исполнению 3 мая 2008 г. Конвенция о правах инвалидов. Основная её цель - максимально возможным образом облегчить жизнь людям, имеющим дефекты здоровья, путем запрета их дискриминации и создания благоприятной среды для самореализации. Страны, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны привести свое законодательство в соответствие с требованиями, нацеленными на более полное осуществление прав инвалидов, и упразднить законы, обычаи и практику, создающие почву для их дискриминации. Чрезвычайно важно, что конвенция учитывает возможности каждого государства по исполнению принятых на себя обязательств.          Российская Федерация подписала Конвенцию 24 сентября 2008 г. Проблема интеграции инвалидов в общество имеет тем большее значение, что количество лиц с граниченными возможностями здоровья, проживающих на территории РФ, неуклонно растет: 4,7 млн. (1992 г.) [12], свыше 11 млн. в 2005 г. (по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ [13]), к 2008 г. - 13 млн. [14]. Ежегодно на территории РФ более 1 млн. 200 тыс. человек признаются инвалидами, причем 95 - 97% из них остаются инвалидами пожизненно.   Государство предпринимает ряд мер, в частности в законодательной политике, направленных на изменение  и улучшение их социального и профессионального статуса, формированию равных с другими гражданами  возможностей участия в жизни общества. Для этих целей созданы два специализированных Совета по  делам инвалидов при Председателе Совета Федерации и Президенте России, увеличены размеры пенсий по инвалидности, предпринимаются те или иные социальные программы для улучшения жизни и пр.          Но, невзирая на это, не хватает специального оборудования, квалифицированных специалистов, некоторые  льготы для инвалидов заменены ежемесячными денежными выплатами, привязанными не к группам инвалидности, а к степени ограничения способности к трудовой деятельности, что существенно ухудшило финансовое положение инвалидов, практически ликвидировано квотирование при приеме на работу на  малых и средних предприятиях, произошло свертывание активных мер по созданию безбарьерной среды  для их жизнедеятельности, было сокращено финансирование многих региональных программ для инвалидов и т.д. [17, с. 12].              Чаще, чем другие люди, лица с ограниченной возможностью здоровья  сталкиваются с косвенной или институциональной дискриминацией, позволяющей, к примеру, помещать их в интернатные учреждения, фактически лишая свободы [18].          Конвенция по правам инвалидов требует фундаментального изменения проблем людей с ограниченными возможностями:"Инвалидность", - сказано в Конвенции - "является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами, которые мешают их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими" [19].       
 

      Одна  из основных задач, стоящих перед  Россией, - формирование среды, способствующей улучшению жизни инвалидов. Инвалидность не должна восприниматься как болезнь и становиться преградой.     Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья даёт шанс включиться в трудовую деятельность, быть социально значимыми гражданами, обеспечить свое благосостояние, духовный и творческий рост. Иначе говоря, это особый социальный ресурс, имеющий первостепенное значение, целенаправленно действующий на уменьшение изоляции и экономической зависимости.          К настоящему времени лишь 15% из числа всех трудоспособных инвалидов России имеет работу. Но даже эта работа в большинстве своём не является постоянной и достойной усилий людей с ограниченными возможностями здоровья: она не престижна и низкооплачиваема. И только среди тех, кто получил высшее и среднее образование, доля имеющих постоянную работу значительно выше - около 60% [21]. Так, к примеру, среди выпускников МГТУ им. Н. Э. Баумана (здесь создана непрерывная система образования для слабослышащих) 100% выпускников трудоустраивается [22]. Со слов В. Байрамова, ректора Московского государственного социально-гуманитарного института, занимающегося обучением лиц с возможностями здоровья, успешно трудоустраиваются 95% его выпускников.          Специальное образование в России имеет глубокие корни: первое (опытное) училище для 12 глухонемых детей появилось 14 октября 1806 г. в г. Павловск [24]. Пройдя более чем 200-летний путь своего развития, специальное образование долгие годы было основной формой образования и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня образование инвалидов начинается с дошкольного возраста, способствуя приобретению ими начальных навыков обучения и совместной работы в коллективе. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в стране проживает около 1,5 млн. детей, имеющих те или иные отклонения здоровья. На период 2007 - 2008 учебного года 474,7 тыс. детей были охвачены обучением, реабилитацией и воспитанием в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида; 214,7 тыс. обучались в 1884 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, предназначенных для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; 161,9 тыс. человек посещали специальные (коррекционные) классы, организованные в неспециализированных образовательных учреждениях [17, с. 21 - 22].         Между тем, специальное образование далеко не панацея. Формируя особые условия для обучения и удовлетворения потребностей инвалидов в медицинских и педагогических услугах, оно не учитывает изменившихся внешних условий, необходимость общения с внешней средой. Закрепляется сегрегация, препятствующая социальной интеграции инвалидов, способствующая исключению их из общества, ограничивающая жизненные шансы и возможность получения высшего профессионального образования.            Существующая в настоящее время в РФ сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии включает в себя 8 видов общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей с физическими и умственными недостатками, а также школы индивидуального обучения (на дому) для детей-инвалидов [21].         Гораздо более продвинутое инклюзивное образование (включающее ученика-инвалида в образовательное сообщество еспециализированной общеобразовательной школы) пока не получило повсеместного распространения на ерритории РФ. В результате, процент детей-инвалидов, решившихся в дальнейшем на продолжение обучения, не велик.     А между тем, для лиц с ограниченными возможностями ценность образования изначально значительно выше, чем для остальной части населения, не имеющей существенных отклонений в здоровье. Образование для инвалидов является особым социальным ресурсом, имеющим первостепенное значение, целенаправленно действующим на уменьшение их изоляции и экономической зависимости [17, с. 13].       Право на получение образования, как одно из важнейших прав человека, закреплено в Конституции Российской Федерации. Согласно 43-ей статье Конституции "каждый человек имеет право на образование" (п. 1) и "вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии" (п. 3) [27].          Вышеуказанные положения были детализированы в некоторых федеральных законах и нормативно-правовых актах, регламентирующих получение образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Так, в соответствии с 5-й статьей закона "Об образовании" государство гарантирует возможность получения образования всем гражданам России независимо от состояния здоровья [28]. А с тем, чтобы полнее реализовать это право, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения образования. Принятый в 1995-м году Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" развил и дополнил правовые нормы Закона РФ "Об образовании", закрепив разнообразие форм получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в России [29].     В настоящее время наиболее эффективным методом решения образовательных проблем инвалидов является инклюзивное образование. В тексте 24-ой статьи Конвенции ООН о правах инвалидов записано следующее: "В целях реализации этого права (права на получение образования) без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом: a) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения, усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия; b) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме; c) к наделению инвалидов возможностью эффективно

Инклюзивное образование способствует формированию следующего комплекса  преимуществ [33].         - Оно подходит для всех студентов - не только для студентов с ограниченной возможностью здоровья; все студенты имеют равный доступ к процессу обучения, имеют равные возможности для установления и развития важных социальных связей;      -планируется и проводится эффективное обучение на основе специально разработанных образовательных программ; преподаватели, вовлеченные в процесс обучения, используют методики, облегчающие процесс включения студентов с ограниченными возможностями в единую социальную студенческую среду, а также применяют методики, облегчающие процесс включения студентов-инвалидов в образовательный процесс;     -образовательные программы и процесс обучения учитывает потребности каждого студента; вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности; адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов; мероприятия направлены на включение студента, но достаточно для него сложны; индивидуальная помощь не отделяет, не изолирует студентов; появляются возможности для  обобщения, передачи и углубления полученных знаний; появляются возможности для развития личностных, творческих и научных компетенций; вырабатываются навыки индивидуальной, самостоятельной и групповой работы.     Таким образом, результатом инклюзивного обучения является выпускник (вне зависимости от состояния здоровья), обладающий таким набором профессиональных  компетенций, который делает его конкурентоспособным и востребованным на рынке труда, что соответствует задачам российской высшей школы и ставит инклюзивное образование на первое место при  обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Соколов С. В  приоритете - инновации, http://www.eed.ru/opinions/o15 - 05.html

2. На пути к  обществу, основанному на знаниях:  какую роль в его создании играет высшее образование? //

Высшее образование  сегодня. N 4. 2003.

3. Образование для  всех: выполнение наших общих  обязательств / Дакар, Сенегал, 26 - 28 апреля 2000 г. С. 

6.

стр. 69

 

 

4. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. Доклад Всемирного

банка. М.: Весь мир. 2003. С. 46.

5. Андреев Л. В., Бойков Д. И., Войлокова Е. Ф.  и др. Образование лиц с ограниченными  возможностями в 

контексте Программы  Юнеско "Образование для всех": опыт России. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И.

Герцена. 2007. С. 6.

6. Образовательная  политика зарубежных стран 24 марта  2006 г. 

http://www.kremlin.ru/text/docs/2006/03/104573.shtml

7. Герасименко А. IT и инвалиды: реабилитация и жизнь  в цифре http://www.3dnews.ru/editorial/it_invalids

8. Population projections 2008 - 2060. http://ec.europa.eu/eurostat

9. Статистика инвалидности. http://rosspolit.ru/socialnaya-politika/rabota-s-invalidami/statistika-

invalidnosti.html

10. Договор о правах  инвалидов ликвидирует брешь  в защите прав человека. Официальный сайт ООН,

посвященный проблемам  инвалидов: http://www.un.org/russian/disabilities/convention/facts3.shtml

11. По материалам  Европейского регионального бюро  ВОЗ http://www.euro.who.int.

12. http://medpotal.rU/mednovosti/news/2004/12/09/invalid

13. http://medpotal.ru/mednovosti/news/2005/02/08/disabled

14. http://www.vsluh.ru/news/society/136807.html

15. Официальный портал  для людей с ограниченными  возможностями здоровья.

16. Инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной

политики. http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/bea/report/1999/bea031999analysis/bea03199

9analysis000.htm

17. Россия на пути  к равным возможностям. М.: Весь  мир. 2009.

18. Котова С. Понятие  дискриминации инвалидов // Официальный сайт РООИ "Перспектива"

http://perspektiva-inva.ru

19. Договор о правах  инвалидов ликвидирует брешь  в защите прав человека 

http://www.un.org/russian/disabilities/backgrounde08.pdf

20. http://www.dislife.ru/flow/theme/2409/

21. Социальная защита детей-инвалидов в Российской Федерации // Аналитический вестник Совета

Федераций ФС РФ. М.: Совет Федераций. 2007. N 7 (324).

22. В России увеличилось  количество студентов-инвалидов  //

http://www.prostranstvo.ru/news/news/show/1070372763.htm

23. Интервью в программе  Русский взгляд. 3 канал. 25 ноября 2007 г. 

24. Белявский Б.  В. Образование инвалидов в  России: история вопроса, статистика 

http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_monitoring/events/document739.shtml 25. Образование для всех - информационный бюллетень N 2. Официальный сайт региональной

общественной организации  инвалидов "Перспектива" // http://www.perspektiva-inva.ry/index.php?id-247

26. Романов П., Ярская-Смирнова  Е. Политика инвалидности: Социальное  гражданство инвалидов в

современной России. Саратов: Научная книга. 2006. С. 83.

27. Конституция Российской  Федерации от 25 декабря 1993 года, с  изменениями от 30 декабря 2008 года //

Российская газета. 2009. 21 января.

28. Закон Российской  Федерации "Об образовании"  от 10 июля 1992 г. N 3266 - 1.

29. Закон Российской  Федерации "О социальной защите  инвалидов в Российской Федерации"  от 24 ноября 

1995 г. 181-ФЗ.

30. Печенкин В.  В., Зайцев Д. В. Проблемы образования  в представлениях инвалидов // Социол. исслед.

2008. N 3.

31. Конвенция о  правах инвалидов / Организация  Объединенных Наций/Шестьдесят первая  сессия. Пункт 

67 b повестки дня. 24 января 2007. С. 15.

32. Использованы материалы  доклада Д. Леско "Инклюзивные  школьные сообщества: стратегии 

достижения успеха" на Международной конференции "Развитие инклюзивных школ в России" Москва 19 -

20 ноября 2005 г. 

33. См. также: Суслова  Ю. М. О социализации молодых  инвалидов // Социол. исслед. 2000. N 6. С. 137 -

139; Иванова А. Е.  Продолжительность жизни, свободной  от инвалидности, в России и за рубежом:

проблемы сравнительного анализа // Социол. исслед. 2000. N 12. С. 80 - 89; Ярская-Смирнова Е. Р.,

Лошакова И. И. Инклюзивное  образование детей-инвалидов // Социол. исслед. 2003. N 5. С. 100 - 106; Скок

Н. И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его

регуляции // Социол. исслед. 2005. N 4. С. 124 - 127; Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика

инвалидности. Проблемы доступной среды и возможности  занятости // Социол. исслед. 2005. N 2. С. 44 -

55; Ярская-Смирнова  Е. Р., Наберушкина Э. К. Женщины  и инвалидность: испытания на  прочность //

Социол. исслед. 2009. N 5. С. 70 – 7

Социальное неравенство, отсутствие безбарьерной среды, приводят к ограничению способов

приобщения к культурным ценностям и практикам исключения из единого культурного 

пространства людей  с инвалидностью. Конвенция ООН  о правах инвалидов, подписанная 24

сентября 2008 г. Российской Федерацией, относится к числу многосторонних международных

Информация о работе Инвалидность