Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:26, реферат
Проблема инвалидности, потери здоровья сегодня является одной из самых острых. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается более 600 млн. инвалидов [7]. Каждый десятый человек на планете имеет инвалидность; один из десяти страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов, не менее 25% всего населения обладают теми или иными расстройствами здоровья; одна семья из четырех человек имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями [9].
договоров в области прав человека. В соответствии со ст. 30 Конвенции [2], государства-
участники должны признавать
право инвалидов выступать
и принимать все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы инвалиды имели доступ к таким
местам культурных мероприятий или услуг, как театры, музеи, кинотеатры, библиотеки и
туристические услуги, а также доступ к памятникам и объектам, имеющим национальную
культурную значимость. Обеспечения доступа к культурным ценностям, занятию творчеством для
людей с инвалидностью регулируются нормами федерального законодательства и программными
документами государственной политики России, однако их реализация
весьма затруднена отсутствием безбарьерной среды, достаточного количества программ,
ориентированных на интеграцию людей с инвалидностью в общество.
По результатам исследования1
, среди основных
препятствий, ограничивающих
инвалидностью к культурным и досуговым учреждениям, наши респонденты отметили, прежде
всего, отсутствие специально
оборудованных культурно-
физическую недоступность. Большой проблемой является полное отсутствие персональных
помощников, столь необходимых людям с инвалидностью. Подобные услуги появились в странах
"старой Европы"
еще в 1960-е годы в рамках
национальной концепции "
инвалидов". В России же активность участия человека в культурной жизни города зависит, не в
последнюю очередь, от возможности и желания членов семьи инвалида и редких пока еще
волонтерских программ. Ограничения вызваны и высокими ценами на платные услуги,
предлагаемые учреждениями сферы досуга (табл. 1).
Ситуация с созданием безбарьерной среды в малых и больших городах существенно отличается.
По общей выборке в подмосковном Егорьевске только каждый двадцатый из опрошенных
инвалидов оценивает учреждения сферы культуры своего города как доступные. В Костроме,
Саратове таких ответов оказалось примерно в полтора раза больше. Особенные сложности
испытывают инвалиды-опорники: по их оценкам, более половины учреждений культуры являются
либо трудно, либо абсолютно недоступными (56,7%). Респонденты, проживающие в Санкт-
Петербурге, в целом отмечают позитивные изменения, направленные на включение инвалидов в
стр. 75
культурную жизнь города. Так, в 2008 г., было проведено масштабное экспертное обследование
учреждений культуры, по результатам которого сформирована адресная программа их
переоборудования. Кроме того, план мероприятий предполагает обучение персонала с целью
формирования навыков работы с особыми посетителями - людьми с инвалидностью. Активно
развиваются специальные
проекты государственных
направленные на расширение участия в культурной жизни города. К примеру, в 2009 г. впервые в
программу мероприятий, посвященных "Дню города", были включены акции, ориентированные на
участие в них людей с инвалидностью [3]. Большое значение уделяется деятельности
общественных организаций, занимающихся проблемами инвалидов, предоставляются субсидии на
реализацию специальных проектов в области культуры и искусства. Все мероприятия
сопровождаются информационной поддержкой, в том числе созданием комплексного
информирования о доступности для инвалидов учреждений культуры, мероприятий в культурной
жизни города. Конечно, все эти усилия пока еще не могут соревноваться с масштабом
существующих проблем, но, по крайней мере, это уже первые ощутимые шаги направлении
политики социокультурной инклюзии.
Ведь прежде чем задумать поход в музей или театр, незрячий человек, или инвалид-колясочник
еще хорошо подумает, доберется ли он туда. Опыт проведения мероприятий с участием людей с
инвалидностью позволяет утверждать, что практически любое массовое культурное мероприятие
для инвалидов представляет собой социальную акцию, тщательно продуманную и
организованную. Как правило, организация мероприятия требует согласования с властями города,
поиск специально оборудованного транспорта, спонсоров, активного участия волонтеров.
Поле культурной политики является местом действий, совершаемых агентами, которые реагируют
и способны влиять на распределение сил, на сложившиеся структуры власти, конкурировать
внутри поля. Интересен опыт участников общественных организаций инвалидов по созданию
интерактивных карт безбарьерного пространства. Так, инициативная группа (Г. Безбородое, А.
Налогин, Е. Сиротина) в партнерстве с Google при содействии благотворительного фонда
"Айвенго", поддерживает проект "Барьеров нет" [4], где собраны и классифицированы более 1300
доступных объектов, куда можно попасть с" инвалидной и детской коляской, в 70 городах
Российской Федерации.
Государственные структуры
выполняют разъяснительною
соблюдением законодательства. Тем не менее процесс обеспечения физической доступности к
значимым объектам
социокультурной сферы
рассогласованности государственных структур и ведомств. Службы, подведомственные
министерству социальной защиты, проводят мониторинг доступности инфраструктуры города.
Тем не менее не в их юрисдикции привлечение к ответственности владельцев помещений, не
выполняющих требования нормативно-правовых документов Российской Федерации по
обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов. Таким образом, ситуация существования физических барьеров напрямую влияет на качество
жизни людей с инвалидностью. Более 50% опрашиваемых (за исключением г. Санкт-Петербурга -
там показатель чуть ниже) не имеют возможности активного участия в культурной жизни
регионов (табл. 2).
Тот факт, что органы социальной защиты устраивают творческие конкурсы среди инвалидов,
выставки их работ, вывозят их на экскурсии, безусловно, заслуживает уважения и широкого
распространения. Но эти мероприятия, с одной стороны, напрямую зависят от финансовых
возможностей социальных служб и, как правило, четко привязаны к определенным юбилейным
датам (Международный день инвалидов, Международный день борьбы за права инвалидов,
Международный день защиты детей), носят нерегулярный характер, а с другой стороны -
фактически воспроизводят сегрегацию в сфере культуры, предлагая безальтернативный сценарий
"спецмероприятия для инвалидов".
стр.
Практически недоступными для
людей, имеющих ограничения в передвижении, остаются учреждения сферы культуры и досуга: театры, музеи, цирк, кинотеатры, дворцы культуры, ночные клубы: "Если постараться - не
найдешь ни к одному театру нашему, или клубу ни одного пандуса, перил, лестницы... инвалиды
же разные бывают" (м., 40 лет, с нарушением опорно-двигательного аппарата). Между тем
проблема досуга и творчества для людей с инвалидностью является актуальной. Возвращаясь к
проблеме повышения качества жизни, наши информанты подчеркивают: "Если бы я мог выходить
в кино и театра, на концерты, заниматься в кружке каком-то, жизнь моя была бы другой.
Главное хочется общаться, людей посмотреть и себя показать" (м., 19 лет, с нарушением
опорно-двигательного аппарата).
Необходимо отметить, что учреждения социальной защиты предпринимают усилия, чтобы решить
непростую проблему организации досуга людей с инвалидностью. В Центрах социальной защиты
населения и районных организациях Всероссийского общества инвалидов (ВОЙ, ВОС, ВОГ)
существует практика коллективного посещения театров и музеев, но в этих условиях, отмечают
наши собеседники,
отсутствует возможность
спектакли, многие мы уже видели, да и время иногда не удобное, когда меня никто не может
сопровождать"... (м., 21 год, с нарушением зрения). "У каждого интересы разные, конечно -
кому-то балет нравится, ком-то рок, а это уже очень дорогое мероприятие (м., 40 лет, с
нарушением опорно-
Учитывая, что большинство участников обсуждения - молодые люди, в сферу их интересов входит
посещение кинотеатров, концентов гастролирующих коллективов, что, по их мнению, абсолютно
недоступно в связи с высокой стоимостью билетов на концерты и киносеансы: "Вот, в "Пионере"
(кинотеатр в Саратове - прим. автора) я
стр. 77
был всего раз - мне на день рождения билет подарили. Там широкие проходы, но билеты очень
дорогие" (м., 19 лет, с нарушением опорно-двигательного аппарата).
Экономические барьеры
возникают и при желании
известных исполнителей: "Я большой любитель шансона, хожу в цирк только на итоговый
концерт, плачу 800 - 1200 рублей, набираю один раз в год" (м., 40 лет, с нарушением опорно-
двигательного аппарата). То обстоятельство, что слабовидящим и инвалидам с нарушением
опорно-двигательного аппарата, как правило, требуется сопровождение, еще более усугубляет
проблему оплаты услуг учреждений культуры и досуга.
При посещении учреждений культуры и занятий творчеством наши информанты отмечали
сложности, возникающие не только по причине существования физических барьеров, но и
недоброжелательное отношение окружающих людей: "Я часто хожу на концерты. Сначала было
сложно, могут толкнуть, сказать что-то грубое, и не только зрители, но даже билетеры... А
теперь, в некоторых местах ко мне привыкли, или я адаптировался" (м., 21 год, с нарушением
опорно-двигательного аппарата). Вызывает беспокойство оценка участиками группы
общественного мнения в отношении инвалидов: "Если экономическую сторону отставим, то
можно сказать, что когда особенно инвалиды-колясочники и вообще с трудностями в
передвижении приходят в публичные места, то это некая диковина. А то и могут затоптать..."
(ж., 27 лет, с нарушением зрения). Отмечая грубое отношение к людям с инвалидностью, с
которым сталкиваются наши информанты во время массовых праздничных мероприятий, наши
собеседники подчеркнули, что: "иногда не все люди понимают, что инвалиды - они тоже люди,
они тоже хотят ценить прекрасное, творить, любить и что-то там еще"... (ж., 23 года, с
нарушением опорно-
характера, людям
с инвалидностью требуется