Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:26, реферат
Проблема инвалидности, потери здоровья сегодня является одной из самых острых. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается более 600 млн. инвалидов [7]. Каждый десятый человек на планете имеет инвалидность; один из десяти страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов, не менее 25% всего населения обладают теми или иными расстройствами здоровья; одна семья из четырех человек имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями [9].
образ жизни: "Сами инвалиды, многие редко из дома выходят, посмотрите вокруг -они почти не
попадаются, поэтому, что бедные, а некоторое хоть и хотят, но боятся выходить, потому что
их затолкают, распихают, ну еще как бы чего не сломали -боятся" (м., 19 лет, с нарушением
опорно-двигательного аппарата). Как было отмечено выше, учреждения социальной защиты ведут активную работу по организации
досуга людей с инвалидностью, организовывая клубы, встречи, обеспечивая билетами на
театральные представления и музейные выставки. И, как правило, культурная жизнь наших
собеседников ограничивается этими рамками. Желание посещать другие молодежные
развлекательные мероприятия, хоть и существует, но, по мнению участников группы
неосуществимы: "во-первых, там берут как с обычных людей, а во-вторых, на тебя косо
смотрят, скажут, что пришел какой-то косой или хромой..." (м., 24 года, с нарушением оцорно-
двигательного аппарата).
Еще одна проблема, которая существенно ограничивает доступность занятий творчеством для
людей с инвалидностью - это практическое отсутствие специалистов, способных руководить
коллективами, студиями, кружками, в которые интегрированы инвалиды: "Это должны быть
обученные люди, они
должны знать психологию инвалидов,
учитывать специфику
обладать какими-то знаниями по работе с инвалидами" (м., 31 год, инвалид с нарушением
зрения). По единодушному мнению участников фокус-групп, человек с инвалидностью при
существующем наборе услуг учреждений сферы культуры и искусства не могут реализовать в
полной мере свой потенциал, заниматься теми видами творчества, которые они вправе выбирать.
Как отмечает председатель ВОИ Саратовской области В. В. Котин: "Дворцы культуры редко
берут инвалидов, потому что с ними сложно работать. Люди не обучены к работе с инвалидами,
но это надо все начинать" (м., 60 лет, с нарушением опорно-двигательного аппарата).
Обеспечение доступности учреждений культуры обусловлено как интересами инвалидов,
способных активно включиться в творческую деятельность, улучшать качество проведения
досуга, так и интересами самих учреждений сферы культуры -расширяющих путем создания
безбарьерной среды потребительскую группу для предоставляемых услуг, включающую (но не
исключающую, как происходит зачастую в настоящее время) людей с инвалидностью.
Новые условия функционирования сферы культуры приводят не только к сокращению
финансирования, но и к возникновению интересных проектов, в том числе направленных на
распространение ценностей толерантности, инклюзии. Характерно, что подобные действия
основаны на партнерских отношениях, зачастую имеющих мало общего с административными и
рыночными отношениями.
Современные условия социально-
условия финансирования культуры, где одним из основных механизмов выступает партнерство
государства, бизнеса и третьего сектора.
Подобный опыт, "расширяющий" перспективы деятельности учреждений культуры, существует в
некоторых субъектах РФ. К примеру, нам известны формы работы Дарвиновского музея с
незрячими и слабовидящими посетителями, оказания им помощи в восприятии экспонатов и
разработка музеем специального маршрута для слепых, включающего ознакомление с бюстами
выдающихся ученых,
другими скульптурными
тактильного обследования, сопровождающегося звукорядом (голосами птиц, зверей и "картин"
природы) [5]. Одна из первых в России система для подъема инвалидных кресел была установлена
в здании Третьяковской галереи в Москве.
Пути решения данной проблемы широко представлены в практиках работы отечественных музеев,
библиотек. Интересен опыт создания в музеях экспозиций с использованием интерактивных
методик. Ведется активная работа по созданию условий, рассчитанных на ознакомление с
экспонатами при помощи осязания, позволяющих незрячему посетителю воспринимать
особенности формы и фактуры музейного предмета.
В настоящее время необходимо масштабное экспертное обследование учреждений сферы
культуры для оценки доступности их для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Приобретает актуальность формирование адресной программы оборудования учреждений
культуры; обучение персонала учреждений культуры с целью формирования навыков работы с
посетителями - людьми с инвалидностью. Концепция независимой жизни как условие для
инвалида самому выбирать, принимать решения и управлять жизненными ситуациями пока
находится в стадии формирования [6].
стр. 79
Во многом ее воплощение зависит от реализации принципа инклюзии в культурной и социальной
политике государства.
В современных условиях становится насущной необходимостью освоение современного
менеджмента в сфере
культуры и институциональная
организаций, которая позволила бы решать проблемы культуры в едином комплексе, опираясь на
механизмы взаимодействия коммерческой и некоммерческой, государственной и
негосударственной составляющих сферы культуры, активно включая в процесс освоения
культурного пространства элементы гражданского общества. В связи с этим интегративная
методология при разработке новой культурной политики, отражающая одновременно глобальные
тенденции и локальную специфику получает наибольшее число шансов быть востребованной в
сегодняшней России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология, 2002. N 5. С. 60.
2. Конвенция ООН
о правах инвалидов. URL: http://www.un.org/russian/
3. Подробнее: "Система
реабилитационных услуг для
РФ", при поддержке
Европейской комиссии http://www.rehabsys.ru/index.
4. Информация доступна
по адресу: URL: http://www.barierovnet.org/
5. См.: Ваньшина О. П. Инвалиды по зрению в музее 2003 // Реабилитация инвалидов по зрению во
Всероссийском обществе слепых: проблемы и перспективы: материалы научно-практической
конференции. СПб. С. 17 - 19; Келлер Е. Искусство осязать. Мир музея, 1995. N 5. С. 65 - 66.
6. См.: Романов П.
В., Ярская-Смирнова Е. Р.
инвалидов в современной России. Саратов, 2006.