Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:36, доклад
I этап развития логопедии (античность – 18 век)
II эта развития логопедии (18 век- 3-я четверть 19 века)
III этап развития логопедии (3-я четверть 19 – 50 г.г. 20 в)
IV этап развития логопедии (50 годы – до настоящего времени)
Косноглаголевый, косноязычен – нескоро говорящий, говорящий с трудом. Коснение – медленность.
Мудьногласный, мудьноязычный – медленноязычный, видимо то же, что и косноглаголие.
Гугнивый – невнятная, трудная речь. Гугноти – шептать.
Гугнявый – говорящий в нос, гнусливый.
Травливый – видимо, порченый.
Фафлю – шепелявить.
Бобливый – то же.
Момлент – видимо, дефекты твердого неба. Мом – небо во рту.
Заякливый – заикающийся.
Немый – лишенный способа говорить («Глух и нем»).
Неморечивый, немование
– неясная речь, лепет.
Таким образом, мы не видим и у древних славян общепринятого и четкого разграничения разных дефектов речи. Но тем не менее уже обнаруживаем, что различались: недостатки речи и слуха (немые и глухие); недостатки звукопроизношения (косноязычие, травливый, фофлет, алалыка, кортавленье), недостатки голоса (гугнивый), темпа (заикливый), фразовой речи (немота, немование, гугнивость).
Пословицы и поговорки о речи.
Все пословицы,
относящиеся к речи можно
1 – на красоту речи: ее складность, выразительность, приятный тон, содержательность (Хорошая речь слаще меда. Говорит, как река льет).
2 – на силу слова (Пулей попадешь в одного, а мелким словом в тысячу. Не ножа боится, а языка).
3 – отражающих взаимосвязь речи и ума (Каков разум, таковы и речи. Осла узнаешь по ушам, а дурака – по словам).
4 – отражающие связь речи с поступками человека (Речи, как снег, а дело, как сажа. От слова до дела целая верста).
5 – отношение к отдельным компонентам речи: голосу, артикулированию, речевому слуху, темпу, фразе. (Говорит, как из бочки. Говори складно, коль язык подвешен ладно. Глухому двух обедней не служат. Говорит, ровно в стенку горох сыплет. Веревка хороша длинная, а речь короткая).
Древние славяне
понимали речевые дефекты как
болезнь, недуг ниспосланные
В «Домострое»
есть перечисление болезней, что
за грехи человеческие бог
посылает на людей для
Обнаружено целый ряд суеверий, примет, поверий, связанных с недостатками детской речи и бытовавших в старину (Если у дитяти темечко маленькое, значит дитяти скоро начнет говорить. Через порог не здороваться – поссориться, либо дети немые будут. Если ребенок долго не говорит, достань колокольчик с язычком, поить ребенка до 9 раз – начнет говорить).
В приемах устранения
существовали элементы
Лечебники –
травники – продукт
Таким образом,
несмотря на умение различать
разные речевые расстройства, древние
славяне не имели общепринятых
и четких терминов –
Следовательно,
истоки логопедии как науки
о речевых расстройствах имеют
на Руси глубокие корни и
своеобразный характер, тесно связанные
с социально-экономическим и
Западная Европа
17 – начало 18 в. В первой половине 17
в. капитализм в Западной Европе стал серьезной
силой. Наблюдается и сдвиги в идеологии:
формируется светлая, гуманитарная наука,
культура. Мыслители – гуманисты немаловажное
значение придавали и проблеме формирования
правильной речи, ее значению в воспитании
гармонически развитой личности.
Ян Амос Каменский (1592 – 1670) – славянский педагог – демократ и гуманист. Им заложена развернутая система воспитания от рождения до зрелости. В трактате «Великая дидактика» он ставит своей задачей разработать теорию «учить всех всему». Касается и вопроса формирования правильной речи. Конкретные задачи обучения сводятся не только к хорошему знанию природы и общественных отношений, но и свои знания и умения. Риторика – один из элементов знаний. Говоря о значении речи в общем развитии ребенка, он писал: … «три вещи – разум, действие, речь – и есть соль жизни». Далее говорит о роли речи в общем развитии человека – «Речь пусть будет предназначена для того, чтобы учить и учиться, иначе лучше молчать».
О необходимости развития речи, о связи развития речи и разума Каменский даже дает ряд практических советов – «Нужно проявлять одинаковую заботу о развитии разума и речи, чтобы и ум и язык были у человека как можно более развиты и усовершенствованы».
Указывал и
на пользу точного
Каменский делает
попытку определить начало
При этом он
указывал уже на
Дает рекомендации
родителям: необходимо с
Указывал и
на условия формирования
Каменский подчеркивал
необходимость воспитания
При развитии
фразовой речи следует
Каменский обращает
внимание и на воспитание
Особое внимание
обращал на развитие
Обращал внимание и на развитие голоса ребенка. «Жалобы и плач – первая наша музыка, удержать от которой детей невозможно, а если бы даже и было возможно, то было бы вредно, т.к. плач приносит пользу здоровым». Он считал, что при плаче грудь и внутренние органы освобождаются от того, что в них излишне».
(С этим нельзя согласиться? – Особенно если болен – голосовые складки – узелки крикунов).
Есть указания и на подготовку к обучению письменной речи На 4-м или 5-м году жизни следует предлагать ему мел, чтобы он ставил точки, проводил линии, крючки, кресты, круги.
Таким образом,
в трудах Коменского мы
– для чего нужна речь;
– значение речи в общем развитии ребенка;
– необходимость развития речи и интеллекта;
– значение
правильного использования
– начало и ступени развития речи;
– необходимость развития слухового восприятия;
– чистого звукопроизношения;
– богатого словарного запаса;
– грамотной правильной речи;
– выразительного голоса;
– письменная
речь.
Жан Жак Руссо (1712 – 1778) – французский мыслитель – педагог 18 столетия. Оказал большое влияние на развитие философии, социологии, педагогики. Считал – человек испорчен современным обществом. Отсюда его утопический план индивидуального воспитания – вдали от цивилизации «на лоне природы».
В его педагогических произведениях находит место мысль о значении импрессивной речи для формирования ее звучной стороны в начале развития ребенка. Он указывает на то, чтобы первые членораздельные звуки, которые слышит ребенок, были редки, легки, ясны, часто повторялись. Он против того, чтобы ребенка оглушать множеством бесполезных слов, в которых он не понимает ничего, кроме интонации. Руссо высказывает о компенсаторных возможностях разных анализаторов на примере сопоставления осязания и слуха. По его мнению суждения осязания самые надежные. И если осязание может заменить зрение, то почему бы ему не заменить до некоторой степени и слух. Ведь звуки возбуждают в звучащих телах сотрясения, ощутимые для осязания. Утверждал, что приучая себя, можно слушать целую арию пальцами.
Далее Руссо
указывает на своеобразное
Говоря о начале развития детской речи, Руссо отмечает, что первое развитие детства подвигается почти со всех сторон разом. Ребенок почти одновременно учится и говорить, и есть, и ходить. Интересное наблюдение – в определении крика и плача. Он указывал, что дети меньше плачут, когда начинают говорить. Это естественно – один язык заменяется другим.
В своих советах
уделяет внимание
При воспитании
чистоты речи и словарного
запаса Руссо указывал, что ребенок,
начинающий говорить, должен слышать
только такие слова, которые
может понять, и говорить только
такие, которые может
Таким образом,
идеи Руссо построены на
Иоганн Генрих Пестолоци (1746 – 1827) большая заслуга в обучении детей. Разработал методику начального обучения детей речи, счету, измерению. В 1803 году выпустил «Книгу матерей» – руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить. Уделял большое развитие речи ребенка в развитии его мышления. Язык рассматривал как важное средство познания. Развитие способности к речи должно начинаться с колыбели с развитием способности к наблюдению. «Час рождения ребенка является первым часом его обучения». Уже с колыбели (до года) надо ежедневно произносить в присутствии ребенка простые слоги.
Прослеживаются
определенные закономерности в
последовательном овладении
В работах Пестолоци находим отражение взглядов: