Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:36, доклад
I этап развития логопедии (античность – 18 век)
II эта развития логопедии (18 век- 3-я четверть 19 века)
III этап развития логопедии (3-я четверть 19 – 50 г.г. 20 в)
IV этап развития логопедии (50 годы – до настоящего времени)
Третий этап. Работы отечественных авторов не уступают работам зарубежных ни в количественном, ни в качественном плане. Работы Олтушевского (1899), Хмелевского (1897), Остроградсткого (1898) и др. дают возможность судить о приоритете отечественной науки перед зарубежной в открытии ряда явлений, относящихся к нарушениям речи.
Намечается 2 основных
подхода к исследованию
механистический – выполнение упражнений без учета структуры дефекта
функциональный
В работах Олтушевского, Хмелевского, Сикорского, Андруса и др. широко используется принцип системности. Часто во взаимосвязи анализируется этиология, механизм, симптоматика, динамика и методы преодоления и предупреждения расстройств речи, используется принцип развития. Патология речи анализируется как процесс, характер которого зависит от разнообразных факторов.
Анализируются расстройства речи у детей.
Учение выделилось в отдельную область знаний – логопатологию. Используются различные методы исследования: эмпирический, организационный (сравнительный анализ). Преодоление речевых расстройств постепенно выделяется в специальный раздел учения об этих расстройствах. Продолжает использоваться симптомалогический подход (проявление нарушения без учета его механизма).
В недрах логопатологии постепенно зарождается логопедия, как педагогическая наука. Разрабатываются новые методы устранения, принимаются во внимание анатомо-физиологические и другие факторы, учитывается роль личности и микросоциальной среды.
Произошло образование
самостоятельной области
Четвертый этап. Количество
работ советских авторов
Определяются разные подходы к изучению патологии речи:
физиологический (Доброгаев)
неврологический (Аствацатуров)
психологический (Неткачев),
который приобретает большое
значение в 30-е годы ( Р.Е. Левина )
Логопедия приобретает
статус самостоятельной науки. В
преодолении речевых нарушений
большинство использует дифференцированный
подход.
III
этап развития
логопедии (3-я
четверть 19 – 50 г.г. 20
в)
Расцвет логопедии приходится на начало 20-го века. Открываются правительственные учреждения, в которых оказывается помощь аномальным детям – только для глухих (училища, дома презрения).положение других детей было еще хуже.
Уже в 1900 г. Н.А. Рау, П.Ф. РАу, А.Ф. Рау, Е.Ю. Рау организовали детский сад для глухих детей дошкольного возраста. А в 1915 г. директором Московского Арнольдо-Третьяковского училища для глухих стал Ф.А. Рау, и он же организовал краткосрочные курсы по подготовке логопедов. Он же набрал детей в первые группы для исправления речевых нарушений в двух вспомогательных школах города Москвы.
Большое внимание
уделялось
Основополагающими
для развития логопедии были
декреты советского
В первые годы советской власти закладываются основы подготовки дефектологов с высшим образованием. В 1920 г. а Петрограде при институте дошкольного образования открывается институт детской дефективности. Его руководитель – Фельдберг.
В 1924 г. на
педагогическом факультете
В 1924 г. Выготский рассматривал проблему детской дефективности как проблему социальную.
В 1925 г. Наркомздрав организовал в Москве специальные логопедические кабинеты для лечения заикания у детей и подростков, а затем был открыт стационар для афазиков и заикающихся. Организатор – Ю.А. Флорентская. В 1926 г. МосГОРОНО открыл специальную семилетнюю школу для заикающихся. Была введена должность психоневролога.
В 1929 г. Мингорздрав открыл специальную поликлинику для лиц с нарушениями слуха, речи и зрения. Руководитель – Тяпугин. В этом же году был организован экспериментальный дефектологический институт, который в 1944 г. был переименован в НИИ дефектологии (НИИД). Здесь начинали работу Выготский, Левина и др.
Данишевский создал специальную консультацию по дефектам речи, а затем и клинику нарушений речи. С ним сотрудничали Выготский, Рау, Лурия, Кащенко, Левина, Боскис.
Позже организован
сектор логопедии и
Конференции того времени под руководством Л.С. Выготского сыграли большую роль в практике и теории в развитии логопедии. На них происходи публичеый разбор наиболее тяжелых случаев.
В 40-е годы
начинают вырисовываться
В 1931 г. Наркомпрос издает указ о введении всеобщего обязательного начального обучения физически дефективных, умственно отсталых, страдающих нарушениями речи (логопатов) детей и подростков. Этот приказ – основной по линии организации специальной помощи. Наметились тенденции к совместной работе врачей, педагогов и психологов. Организованы учреждения и в просвещении и в здравоохранении. Увеличивается количество логопедических кабинетов в детских поликлиниках, открываются первые школы для детей с нарушениями речи. Выдвинуто профилактическое направление логопедической работы.
В 1930 г. Мингорздрав организовал новый тип учреждения – детская психоортопедическая площадка. Начато лечение заикающихся дошкольников в условиях детского сада. Руководила работой Н.А. Власова совместно с Т.А. Власовой.
В 1932 г. в
доме ребенка открываются
В 1931 г. при
ЭДИ создаются центральные
В 1931 г. выходит
первое издание «Логопедия» (
Для решения
ряда неотложных вопросов
Логопедическая
помощь взрослым
Большое значение
для медицинской работы имели
съезды невропатологов и
В 1944 г. на
Всесоюзном совещании
После войны
увеличилось количество
С 1956 г. каждые
три года НИИД созывал
В 1958 г. на
совместной конференции НИИ
Расширилась сеть
дошкольных и школьных
В СССР создана
широкая сеть школ для детей
с ТНР в 2 отделениях: для детей
с ТНР и для детей с тяжелым
заиканием. Велась большая
IV
этап развития
логопедии (50 годы
– до настоящего
времени)
В работах Выготского, Босхис, Левиной расширился предмет логопедии новым педагогическим и теоретическим содержанием. Успешно используется метод системного психологического анализа, направленный на раскрытие психологической природы речевых, познавательных и эмоционально-волевых нарушений у неговорящих детей (алаликов) в процессе преодоления этих нарушений.
Внедряются новые
методы по устранению
В 1959 г. возникла
рабочая клиническая
В 1951 г. создана
психолого-педагогическая
Р.Е. Левина
усовершенствовала психолого-
Разрабатываются
положения о системном
Литература:
1. В.Н. Селиверстов.
Первые сведения о речевых
расстройствах и приемах их
преодоления. Методические
2. В.Н. Селиверстов,
Ю.Т. Гаубах. Педагогические истоки
логопедии. Методические разработки. М.,
1984.
История развития логопедии
Выполнила студентка группы ПС-71 Жарова Ольга