Исория логопедии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:36, доклад

Описание

I этап развития логопедии (античность – 18 век)
II эта развития логопедии (18 век- 3-я четверть 19 века)
III этап развития логопедии (3-я четверть 19 – 50 г.г. 20 в)
IV этап развития логопедии (50 годы – до настоящего времени)

Работа состоит из  1 файл

история логопедии.docx

— 47.88 Кб (Скачать документ)

Третий этап. Работы отечественных авторов не уступают работам зарубежных ни в количественном, ни в качественном плане. Работы Олтушевского (1899), Хмелевского (1897), Остроградсткого (1898) и др. дают возможность судить о приоритете отечественной науки перед зарубежной в открытии ряда явлений, относящихся к нарушениям речи.

 Намечается 2 основных  подхода к исследованию расстройств  речи:

механистический – выполнение упражнений без учета структуры дефекта

функциональный 

В работах Олтушевского, Хмелевского, Сикорского, Андруса и др. широко используется принцип системности. Часто во взаимосвязи анализируется этиология, механизм, симптоматика, динамика и методы преодоления и предупреждения расстройств речи, используется принцип развития. Патология речи анализируется как процесс, характер которого зависит от разнообразных факторов.

 Анализируются  расстройства речи у детей.

 Учение выделилось  в отдельную область знаний  – логопатологию. Используются различные методы исследования: эмпирический, организационный (сравнительный анализ). Преодоление речевых расстройств постепенно выделяется в специальный раздел учения об этих расстройствах. Продолжает использоваться симптомалогический подход (проявление нарушения без учета его механизма).

 В недрах логопатологии постепенно зарождается логопедия, как педагогическая наука. Разрабатываются новые методы устранения, принимаются во внимание анатомо-физиологические и другие факторы, учитывается роль личности и микросоциальной среды.

 Произошло образование  самостоятельной области знаний  – логопатологии, на которой стала формироваться логопедия (логопатия – нарушения речи имеют первичный характер). 

Четвертый этап. Количество работ советских авторов значиетльно превосходит количество работ зарубежных авторов, анализируются все формы речевой патологии – Богданов-Березовский, Неткачев, Доброгаев («Картавость, ее происхождение и лечение») и др.

 Определяются  разные подходы к изучению  патологии речи:

физиологический (Доброгаев)

неврологический (Аствацатуров)

психологический (Неткачев), который приобретает большое  значение в 30-е годы ( Р.Е. Левина ) 

Логопедия приобретает  статус самостоятельной науки. В  преодолении речевых нарушений  большинство использует дифференцированный подход. 
 

III этап развития  логопедии (3-я  четверть 19 – 50 г.г. 20 в)  

Расцвет логопедии  приходится на начало 20-го века. Открываются  правительственные учреждения, в  которых оказывается помощь аномальным детям – только для глухих (училища, дома презрения).положение других детей было еще хуже.

 Уже в 1900 г.  Н.А. Рау, П.Ф. РАу, А.Ф. Рау, Е.Ю. Рау организовали детский сад для глухих детей дошкольного возраста. А в 1915 г. директором Московского Арнольдо-Третьяковского училища для глухих стал Ф.А. Рау, и он же организовал краткосрочные курсы по подготовке логопедов. Он же набрал детей в первые группы для исправления речевых нарушений в двух вспомогательных школах города Москвы.

 Большое внимание  уделялось нейрофизиологическим  механизмам речевого акта. Бехтерев (1916 – 1918) анализировал поражение  и недоразвитие речеобразовательного аппарата и возникающие на этой основе различные нарушения речи.

 Основополагающими  для развития логопедии были  декреты советского правительства  о включении всех частных школ  в общую систему Министерства  народного просвещения.

 В первые годы советской власти закладываются основы подготовки дефектологов с высшим образованием. В 1920 г. а Петрограде при институте дошкольного образования открывается институт детской дефективности. Его руководитель – Фельдберг.

 В 1924 г. на  педагогическом факультете второго  московского государственного университета  организуется логопедическое отделение.  Первый декан – Д.И. Азбукин. Первым заведующим кафедры сурдопедагогики и логопедии стал Ф.А. Рау. Курс логопедии был введен как самостоятельный.

 В 1924 г. Выготский рассматривал проблему детской дефективности как проблему социальную.

 В 1925 г. Наркомздрав организовал в Москве специальные логопедические кабинеты для лечения заикания у детей и подростков, а затем был открыт стационар для афазиков и заикающихся. Организатор – Ю.А. Флорентская. В 1926 г. МосГОРОНО открыл специальную семилетнюю школу для заикающихся. Была введена должность психоневролога.

 В 1929 г. Мингорздрав открыл специальную поликлинику для лиц с нарушениями слуха, речи и зрения. Руководитель – Тяпугин. В этом же году был организован экспериментальный дефектологический институт, который в 1944 г. был переименован в НИИ дефектологии (НИИД). Здесь начинали работу Выготский, Левина и др.

 Данишевский создал  специальную консультацию по  дефектам речи, а затем и клинику  нарушений речи. С ним сотрудничали  Выготский, Рау, Лурия, Кащенко, Левина, Боскис.

 Позже организован  сектор логопедии и специальная  школа для детей с нарушениями  речи и слуха. Первый заведующий  – Р.Е. Левина.

 Конференции того  времени под руководством Л.С.  Выготского сыграли большую роль в практике и теории в развитии логопедии. На них происходи публичеый разбор наиболее тяжелых случаев.

 В 40-е годы  начинают вырисовываться важные  принципы дифференциальной диагностики:  отграничение речевых расстройств  от других форм нарушений речи (например, нарушении речи при  снижении слуха).

 В 1931 г. Наркомпрос издает указ о введении всеобщего обязательного начального обучения физически дефективных, умственно отсталых, страдающих нарушениями речи (логопатов) детей и подростков. Этот приказ – основной по линии организации специальной помощи. Наметились тенденции к совместной работе врачей, педагогов и психологов. Организованы учреждения и в просвещении и в здравоохранении. Увеличивается количество логопедических кабинетов в детских поликлиниках, открываются первые школы для детей с нарушениями речи. Выдвинуто профилактическое направление логопедической работы.

 В 1930 г. Мингорздрав организовал новый тип учреждения – детская психоортопедическая площадка. Начато лечение заикающихся дошкольников в условиях детского сада. Руководила работой Н.А. Власова совместно с Т.А. Власовой.

 В 1932 г. в  доме ребенка открываются специальные  слухоречевые ясли для детей  с нарушениями слуха и речи. Руководитель Е.Ф. Рау.

 В 1931 г. при  ЭДИ создаются центральные постоянно  действующие курсы для повышения  квалификации учителей всех типов  учреждений, которые существовали  до Великой Отечественной войны.  Большую помощь в подготовке  дефектологов получали союзные  республики.

 В 1931 г. выходит  первое издание «Логопедия» (Хватцев), которое переработано в 1959 г. на современном уровне, содержит много методических рекомендаций.

 Для решения  ряда неотложных вопросов дефектологии  в апреле 1939 г. была созвана  первая Всесоюзная дефектологическая  конференция. Основная ее мысль  – логопед должен заниматься  не столько самой болезнью, сколько  преодолением ее последствий  для гармоничного развития личности. Подчеркивается важность совместной  работы для диагностики и комплексной  реабилитации лиц с нарушениями  речи. По итогам конференции устанавливалась  связь между различными специальными  учреждениями.

 Логопедическая  помощь взрослым осуществлялась  в условиях здравоохранения: Центральный  институт нейропсихиатрии, психогигиены и психопрофилактики, в поликлинике для лиц с нарушениями слуха и речи (Тяпугин), в Ленинграде в отоларингологическом институте.

 Большое значение  для медицинской работы имели  съезды невропатологов и психиатров, конференции и совещания.

 В 1944 г. на  Всесоюзном совещании обсуждались  вопросы восстановления речи  при травматической афазии и  заикании у инвалидов Великой Отечественной войны (Лебединский, Флорентская, Ляпидевский, Бейн и др.). Широкую известность получили работы А.Р. Лурия «Травматическая афазия» (1947 г.).

 После войны  увеличилось количество специальных  учреждений. Возникала необходимость  в центральной межведомтсвенной комиссии для решения всех вопросов. В 1054 г. она была организована Минздравом СССР. В нее вошли дефектологи из НИИД, председателем выступала Н.А. Власова.

 С 1956 г. каждые  три года НИИД созывал всесоюзные  педагогические (дефектологические)  чтения. В их работе принимали  участие дефектологи, психиатры,  лингвисты и др.

 В 1958 г. на  совместной конференции НИИ психиатрии  и Украинского научно-исследовательского  психоневрологического института  решались вопросы практической  помощи детям с нарушениями  речи.

 Расширилась сеть  дошкольных и школьных учреждений. Создаются сады с 5-дневным  пребыванием.

 В СССР создана  широкая сеть школ для детей  с ТНР в 2 отделениях: для детей  с ТНР и для детей с тяжелым  заиканием. Велась большая работа  по обеспечению школ методическими  пособиями и учебниками. Во всех  детских поликлиниках открываются  логопедические кабинеты, особое  внимание обращено детям с  ДЦП,  

IV этап развития  логопедии (50 годы  – до настоящего  времени) 

В работах Выготского, Босхис, Левиной расширился предмет логопедии новым педагогическим и теоретическим содержанием. Успешно используется метод системного психологического анализа, направленный на раскрытие психологической природы речевых, познавательных и эмоционально-волевых нарушений у неговорящих детей (алаликов) в процессе преодоления этих нарушений.

 Внедряются новые  методы по устранению нарушений  устной и письменной речи, уточняются  типы речевых аномалийдля школьной категории (60 – 70 гг.).

 В 1959 г. возникла  рабочая клиническая классификация  О.В. Правдиной. Уточнена в 1969 г. Ляпидевским и Гриншпуном.

 В 1951 г. создана  психолого-педагогическая классификация,  которая не удовлетворяла требованиям  специальной педагогической практики.

 Р.Е. Левина  усовершенствовала психолого-педагогическую  классификацию.

 Разрабатываются  положения о системном строении  языка. Уточняется симптоматика, патогенез, клиника речевых нарушений.

Литература:

1. В.Н. Селиверстов.  Первые сведения о речевых  расстройствах и приемах их  преодоления. Методические разработки. М., 1984.

2. В.Н. Селиверстов,  Ю.Т. Гаубах. Педагогические истоки логопедии. Методические разработки. М., 1984. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

История развития логопедии 
 
 
 

Выполнила студентка  группы ПС-71 Жарова Ольга

Информация о работе Исория логопедии