Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:36, доклад
I этап развития логопедии (античность – 18 век)
II эта развития логопедии (18 век- 3-я четверть 19 века)
III этап развития логопедии (3-я четверть 19 – 50 г.г. 20 в)
IV этап развития логопедии (50 годы – до настоящего времени)
на значение речи в общем развитии
на последовательность развития речи (онтогенез)
указание на последовательность обучения речи
указание на роль сенсорного воспитания
указание на роль
микросреды в развитии детской речи.
Россия 18 – 19 век
Время правления Петра Первого – развитие здравоохранения, создание шпиталей – учреждений для сирот.
М.В. Ломоносов (1711 – 1765) – реформатор русского языка, создатель русской грамматики, создатель отечественного языкознания. «Каждый достаточно легко может усмотреть зависимость рода человеческого от слова».большую роль отводил упражнениям, вырабатывающим правильную выразительную речь, соблюдению определенных правил речи, упражнениям для силы голоса. В красивой речи большое значение приобретает просодика.
Таким образом М.В. Ломоносов коснулся вопросов:
развития русского языка
обращал внимание на органы речи
на образование различных звуков
видел зависимость
чистой и правильной речи от специальных
речевых упражнений, считал обязательным
упржнять силу голоса, следил за интонацией,
использовать паузы, следить за применением
жестикуляции.
А.Н. Радищев (1749 – 1802) – писатель, философ-материалист, основоположник русского революционного просветительства. Большое значение придавал речи человека в развитии общества и самого человека. Написал трактат «О человеке, его смертности и бессмертии», где создал гимн слову и речи. Большое значение придавал развитию речи в развитии мышления и других психических процессов.
Говорит и о
письменной речи. Определяет ее
как произвольно начертанные
знаки, как обозначаемый звук.
Высказывал взгляды на
Основная заслуга
в рассмотрении развития речи
в тесной связи со всеми
психическими процессами. Раскрывал
большие компенсаторные
В первой половине
19 века намечается революционно-
В.Ф. Одоевский (1804 – 1869) – выдающийся педагог, выдвигает требование давать пищу умственным силам ребенка, знакомить его с окружающей жизнью и на этой основе путем бесед и разговоров вызывать, развивать и направлять самостоятельную мысль ребенка. Много внимания уделял методу развивающих бесед. Написал руководство по воспитанию детей «Наука до науки, или книжка дедушки Иринея». Основная задача – развитие ясности детских представлений, умения ясно и логически мыслить. Был против заучивания, т.к. память сильна в детях. Огромное значение придавал слову в воспитании и речи самого воспитателя. Предупреждал о трудности говорить с детьми так, чтобы они его понимали.
При работе
с детьми следует пользоваться
толковыми словарями, и в
Немаловажное
значение придавал и краткости
выражения. Дети не любят
Уделял внимание
стимуляции познавательной
Необходимое качество
речи воспитателя –
К.Д. Ушинский (1824 – 1870)
– в период кризиса крепостнического
строя, демократического подъема общественного
движения, его труды произвели
переворот в русской
Указывал, что
важно не только обучать
– оно должно быть связано с жизнью;
– построено в соответствии с природой ребенка;
– преподавание ведется на родном языке.
Ушинский пытался
подойти к обследованию речи
с физиологических позиций. «В
разнообразных движениях,
Большое значение
в развитии речи придавал
Большое значение
придавал развитию письменной
речи. Разработал оригинальный метод
обучения чтению и письму. Считал,
что исходной работой по
Выделил задачи такой работы:
– приучать глаз и руку к письму букв
– приучать ребенка к отыскиванию звуков в слове
– приучать
язык дитяти к отчетливому
произношению звуков, указывал на
развитие артикуляционной
– приучать
ребенка останавливаться на
– приучать
глаз, руку, язык, слух, внимание разлагать
и складывать слова,
В развитии
речи большое внимание уделял
систематическим упражнениям.
Ушинский предъявлял
требования к воспитанию
Основная роль
К.Д.Ушинского в развитии
всестороннем изучении человека как предмета воспитания
основным средством воспитания ребенка в духе народности является родной язык
язык не только средство общения, но и великий педагог
предложена оригинальная система обучения чтению и письму
соблюдение в процессе работы определенных принципов
единство задач обучения и воспитания
всестороннее гармоничное развитие личности.
Таким образом, на первом этапе развития логопедии очертился круг проблем:
значение человеческого языка для развития общества (Каменский, Руссо, Ломоносов, Радищев, Ушинский)
развитие языка (Ушинский)
речь детей как объект воспитания и обучения (Каменский, Песталоцци, Руссо, Ломоносов, Радищев, Одоевский, Ушинский)
роль речи в развитии ребенка, речь как составная часть воспитания ребенка (Каменский, Руссо, Радищев, Песталоцци, Ушинский)
последовательность формирования детской речи (Каменский, Руссо, Ушинский, Песталоцци)
предпосылки образования устной речи – это слуховое внимание, речевой слух, произносительные возможности (Песталоцци, Руссо, Ломоносов, Одоевский, Ушинский)
указание на составные элементы устной речи: звуки речи, слова, фразы, выразительность
роль упражнений в воспитании правильной речи (Каменский, Руссо, Ушинский)
проблема правильности
речи детей и возможные ее недостатки
(Каменский, Песталоцци, Руссо, Ломоносов,
Ушинский). Речь должна быть ясной, отчетливой,
правильное звукопроизношение, верное
использование слов по смыслу и грамматическая
правильность.
II
этап развития
логопедии (18 в
– 3-я четверть 19
в)
В исследованиях
В.И. Селиверстова анализируется развитие
логопедии в донаучный период
истории отечественной
А.В. Безлюдова (1893 г.) создала объективную картину создания и развития логопедической науки со второй половины 19 в. по первую четверть 20 в. Она выделяет 4 этапа:
1. 1825 – 1860
2. 1861 – 1880
3. 1881 – 1900
4. 1901 – 1925
Рассмотрим их.
Первый этап. В России до 2ой четверти 19 века нет конкретных исследований по логопедии. Первая работа Христофора Лагузена «О заикании» (1838 г.). На этом этапе материал по патологии речи в основном содержался в переводах и обзорах работ зарубежных авторов. Но монография Лагузена превосходит работы зарубежных ученых. Проявление интереса к проблеме патологии речи и голосовым способностям, возросшие социально-экономические потребности общества, особенно в речевых профессиях, а также смена стиля общества, породило активное развитие наук о человеке. В недрах анатомии, физиологии накапливались знания о патологии речи и голоса. Если в зарубежных исследованиях присутствовал эмпирический подход, то в монографии Лагузена – исследовательский. При анализе речевых нарушений он реализовывал принцип последовательности и систематичности.
У многих авторов методы преодоления нарушений речи носили симптоматический, медицинский характер. Некоторые авторы ссылались на использование специальных медицинских методов. В ряде работ содержались указания на дидактические методы, но они носили тренажерный характер: медсестра в работе с заикающимися долгое время занимается закреплением произношения трудных слогов.
На этом этапе
создавались основы для
Второй этап. Количество переводов и обзоров работ значительно преобладает над отечественными исследованиями, число которых возрастает. В этих работах решаются многие проблемы патологии речи.
Приоритет в
исследованиях ряда проблем
Исследуются многие речевые нарушения – заикание, афазия, косноязычие, ринолалия, тахилалия.
В России из
ряда медицинских наук и
Большинство авторов
начинают исследовать
При изучении
этиологии, симптоматики, механизмов,
при разработке методов
Помимо методов
преодоления заикания, начинают
разрабатываться методы
Таким образом,
на втором этапе определяется
тенденция к теоретическому