Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:02, реферат
Согласно современным представлениям аборигены Америки пришли на континент 30–20 тысяч лет назад из Азии через Берингов пролив, который в те времена был «Берингийской сушей». Расселившись по Северной, а затем и Южной Америке, многочисленные племена освоили континент и создали разнообразные по своему уровню культуры.
Введение……………………………………………………………………3
майя………………………………………………………………….…..3
ацтеки…………………………………………………………………...4
инки……………………………………………………………………..5
Источники по истории медицины……………………………………...5
Археологические данные…………………………………………….....…5
Данные этнографии………………………………………………………6
Развитие медицинских знаний………………………………………….6
Строение человеческого тела…………………………………………...6
Причины болезней……………………………………………………..…..9
Лекарственное врачевание……………………………………………...11
Родовспоможение………………………………………………………..14
Лечение женских болезней……………………………………………...16
Оперативное врачевание…………………………………………….….17
Организация медицинского дела……………………………………...18
заключение………………………………………………………………19
Список используемой литературы……………………………………21
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСВА
ПО ЗДРАВОХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»
(ГОУ ВПО НГМУ Росздрава)
Факультет социальной работы
Кафедра социально - исторических наук
РЕФЕРАТ
ПО ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ
МЕДИЦИНА В ДОКОЛУМБОВОЙ АМЕРИКЕ
Выполнила: ст. ф-та.
Проверил:
К.и.н.
Новосибирск, 2011г.
Содержание
Археологические данные…………………………………………….....…5
Данные
этнографии……………………………………………………
Строение
человеческого тела………………………………
Причины
болезней……………………………………………………..
Лекарственное
врачевание……………………………………………...
Родовспоможение………………………………………
Лечение
женских болезней……………………………………
Оперативное
врачевание…………………………………………….….
ВВЕДЕНИЕ
Согласно современным представлениям аборигены Америки пришли на континент 30–20 тысяч лет назад из Азии через Берингов пролив, который в те времена был «Берингийской сушей». Расселившись по Северной, а затем и Южной Америке, многочисленные племена освоили континент и создали разнообразные по своему уровню культуры.
В эпоху Европейской Древности и Средневековья на Американском континенте процветали великие культуры в трех главных очагах: майя – в южных районах современной Мексики и в Центральной Америке (со ІІ тыс. до н.э.), ацтеков – в центральных районах Мексики (с ХІІ в. н.э.) и инков – на территории современных Перу, Боливии, Эквадора и северной части Чили (с ХІІ в. н.э.).
Теотиуакан (в 48 км к северо-востоку от г. Мехико) возник около 300г. до н.э. как поселение вокруг священной пещеры с источником воды и захоронением предка. В 200 — 600 гг. н.э. город достиг наивысшего могущества и во многом превосходил столицу Римской империи: его территория составляла свыше 30 км², численность населения колебалась от 100 до 200 тысяч жителей. Главным проспектом города была «Дорога Мертвых» (шириной 40м), вдоль которой располагались основные сооружения: на юге — административный центр, храм Кецалькоатля (ацтек— бог-змей) и бога
дождя - Тлалока, стадион для ритуальной игры в мяч и рыночная площадь; на севере — пирамида Луны; в центре — пирамида Солнца, самая большая пирамида Америки (высота 65м, сторона основании 225м, число ступеней 242). Пирамиды строились как культовые сооружения над захоронением предков и представляли многослойные полые сооружения (по принципу русской матрешки) с небольшим храмом на вершине, служащим для входа в пирамиду.
К 1427г. Государству
ацтеков подчинялись земли от
Мексиканского залива до
и самую популярную на континенте медицину.
3. Инки (inca на языке кечуа – «правитель империи») – коренные жители Южной Америки . Империя инков — Тауантинсуйу — «страна четырех четвертей» была крупнейшим государством Южной Америки. Она образовалась в 1438г. на территории современного Перу и частично Эквадора, Чили и Боливии, со столицей империи в городе Куско (что означает «пуп»). Этот народ, хотя и не имел письменности, достиг высокого совершенства в строительстве вымощенных дорог, производстве керамики и ткачестве, работах по золоту, меди и бронзе. Инки вели учет и сохраняли информацию посредством системы кипу – разноцветных шнурков, подвешенных к единой веревке и завязываемых в узелки разной конфигурации. Золото и серебро инки не считали особой ценностью, для них это были лишь красивые металлы. Ценностью являлись ткани, на изготовление которых требовалось много времени.
Письменные памятники. Возможность изучения древних текстов аборигенов Америки появилась лишь в середине XX века, когда советский ученый Ю.В. Кнорозов расшифровал иероглифическую письменность майя на основании разработанного им метода позиционной статистики (пиктографические рукописи изучались с XVII в.). Среди чудом сохранившихся средневековых рукописей Нового Света — «Кодекс Пополь Вух», об эпидемиях), «Кодекс Мальабечи», о врачевании», «Кодекс Борджиа», ритуальный календарь), «Кодекс Бадиано», продиктованный ацтекским врачевателем Мартином Де ла Крусом в 1552г., и др.
Археологические данные. Целенаправленные археологические исследования на Американском континенте начались около 100 лет назад. Пирамиды майя, мумии инков, клады Чичен-Ицы, произведения искусства и орудия труда подтверждают сообщения письменных источников о высоком уровне развития древних цивилизаций Мезоамерики и Империи инков. О болезнях того времени и их врачевании рассказывают также многочисленные керамические изделия Древнего (средневекового) Перу, на которых изображены аномалии развития («заячья губа», акромегалия), недуги (слепота, кожные заболевания, увеличение щитовидной железы), последствия оперативных вмешательств (ампутации конечностей, трепанации черепа), а также процесс родов и оказание медицинской помощи.
Данные этнографии. Важное значение для восстановления знаний аборигенов в области врачевания имеет изучение культурных традиций и быта племен, сохранившихся на территории Америки после конкисты. Во многих случаях это единственный путь воскрешения (и сохранения) приемов и средств доколумбового врачевания.
В доколумбовой Америке не было единой медицинской традиции. У каждого народа, в каждой цивилизации или культурной группе вырабатывались свои представления о болезнях и их лечении, свои приемы и средства врачевания. В то же время все они имели и общие черты, отражающие особенности развития континента.
К периоду конкисты медицина
великих цивилизаций
Строение человеческого тела было наиболее изучено ацтеками. В их языке было несколько сотен терминов для обозначения частей человеческого тела, тогда как в языке майя было около 150, а у инков — около 60 анатомических терминов. Большинство исследователей связывают эти познания ацтеков с их традицией ритуальных жертвоприношений, которые приобрели особый размах в правление Монтесумы I (1440—1469 гг.). Согласно идеологической концепции ацтеков, почитание верховного божества — Солнца сопровождалось принесением ему в жертву крови пленных. С этой целью они постоянно вели «войны цветов» для добычи пленников, которые обретали особый статус: они являлись собственностью государства: содержались в хороших условиях, но не имели никакой собственности.
В установленные дни у большого количества людей, приносимых в жертву богам, вскрывали грудную клетку и вынимали сердце. В 1519г. пирамида черепов в столице ацтеков Теночтитлане состояла из 62 тыс. (по другим источникам — из 120 тыс.) человеческих черепов.
Интересно, что таким же был главный культ инков, которые совершали похожие обряды, в частности в высокогорном комплексе (ныне называемом Мачу-Пикчу), где численность жриц – «Солнечных дев» десятикратно превосходила мужскую часть населения.
Позднее был введен новый обычай жертвоприношения — «гладиаторские бои», в которых незащищенный пленник с мнимым оружием должен был сражаться с четырьмя хорошо вооруженными ацтекскими воинами.
У майя человеческие жертвоприношения имели место лишь в постклас-сический период (после X в.) и в крайне редких случаях.
Языческие религии майя, ацтеков, инков и других народов были тесно связаны с верой в жизнь после смерти. Это привело к почитанию мертвых, пышным ритуалам погребения знатных особ и практике бальзамирования умерших.
Инки знали химические методы сохранения трупов, которые использовались при мумификации умерших правителей и знатных людей. Техника вскрытия у инков напоминает древнеегипетскую. После извлечения внутренностей и мозга (часто через большое затылочное отверстие) тело обрабатывалось бальзамом толу, состав которого определен благодаря успехам современной химии. В него входили: перуанский бальзам, древесная смола, соли, алкалоиды, ментол, танин и многие другие местные природные вещества. В мифологии инков даже был особый бог-покровитель трупов – тотем Вари и Миктлантекутли - "Владыка царства мёртвых" (рис.2) владыка загробного (подземного) мира и преисподней, изображался в виде скелета или с черепом вместо головы с торчащими зубами; его постоянные спутники - летучая мышь, паук и сова. Его жена - Миктлансиуатль. Согласно мифам, Кетцалькоатль спустился в 9-ю преисподнюю к Миктлантекули за костями умерших, чтобы создать новых людей. Зная, что Миктлантекутли недоверчив и склонен к обману, Кетцалькоатль, получив просимое, бросился бежать. Рассерженный Миктлантекутли преследовал его и приказал перепелу напасть на бога-творца. Торопясь, Кетцалькоатль споткнулся, упал на кости, переломал их и с трудом ускользнул из преисподней, унося добычу. Окропив кости своей кровью, Кетцалькоатль создал людей, но так как сломанные кости были разных размеров, то мужчины и женщины различаются по росту. При захоронении мумии придавалась поза сидячего человека. Ее одевали в лучшие одежды, заворачивали с головой в покрывала и помещали в специально построенные здания со множеством помещений или в вырытые
под землей высокие песчаные пещеры, или в естественные высокогорные пещеры, холодный и чистый воздух которых способствовал сохранению трупов. Вместе с мумиями погребали вещи, которыми человек пользовался при жизни, полагая, что они будут необходимы ему и после смерти.
Во время праздников мумии правителей выносили из высокогорных пещер на главную площадь и украшали. Вынос трупов иногда сопровождался распространением продуктов гниения, что влекло за собой массовые заболевания.
Мумии аборигенов обнаружены также на территории Центральной и Северной Америки: в Долине мумий (штат Кентукки, США), в Пещере мумий (штат Аризона, США) и т.д.
Изучение захоронений майя и ацтеков показало, что в обычаи этих народов входило намеренное изменение отдельных частей тела людей из определенных слоев общества: заострение верхних зубов, инкрустация зубов нефритом, обсидианом, яшмой и золотом, изменение формы черепа, прокалывание носовой перегородки, мочки уха, языка и других членов (в целях жертвенных кровотечений). Понятие красоты у майя включало плоский лоб, вытянутый череп и косоглазие. В связи с этим сразу же после рождения голову ребенка закрепляли между двумя досками, а на лоб между глаз вешали заметную бусину.