История медицины доколумбовой америки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:02, реферат

Описание

Согласно современным представлениям аборигены Америки пришли на континент 30–20 тысяч лет назад из Азии через Берингов пролив, который в те времена был «Берингийской сушей». Расселившись по Северной, а затем и Южной Америке, многочисленные племена освоили континент и создали разнообразные по своему уровню культуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
майя………………………………………………………………….…..3
ацтеки…………………………………………………………………...4
инки……………………………………………………………………..5
Источники по истории медицины……………………………………...5
Археологические данные…………………………………………….....…5
Данные этнографии………………………………………………………6
Развитие медицинских знаний………………………………………….6
Строение человеческого тела…………………………………………...6
Причины болезней……………………………………………………..…..9
Лекарственное врачевание……………………………………………...11
Родовспоможение………………………………………………………..14
Лечение женских болезней……………………………………………...16
Оперативное врачевание…………………………………………….….17
Организация медицинского дела……………………………………...18
заключение………………………………………………………………19
Список используемой литературы……………………………………21

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 211.61 Кб (Скачать документ)

Причины болезней

 

Причинами болезней считались  особенности календарного года, дурные поступки, отклонения от принятых норм этического, религиозного и сексуального поведения, не совершение жертвоприношений, а также внеземные и магические силы, не зависящие от человека.

У каждого народа были свои боги, за которыми признавалось управление здоровьем: одни насылали болезни; другие, наоборот, охраняли от них. Так, майя поклонялись  богине деторождения Иксчель и бог смерти Ах-Пуч, а болезни (лихорадки, желтуху, кровавую рвоту, геморрой и др.) связывали с младшими божествами — обезьянами. У северных племен здоровьем управлял великий дух Маниту.

Главным божеством инков  был Инти — бог золотого Солнца; считалось, что именно от него инки ведут свое происхождение. Его сын — бог Имайяну «указывал» травы, пригодные для лечения, а бог Мамакоча почитался как покровитель здоровья и защитник от болезней. Важным объектом поклонения инков были захоронения предков, духи которых, как полагали, влияли на судьбы и здоровье людей.

Однако самый многочисленный на континенте пантеон  божеств, связанных  с врачеванием, был у ацтеков: матерью всех богов почиталась Тетеоиннан (Тоци) — покровительница медицины и врачевателей. Акже Тоци была покровительницей повивальных бабок, тех, кто давал успокаивающее во время родов и производил аборты, а также предсказателей будущего. Ей посвящали бани-темаскаль; её ипостась, которая им покровительствовала, носила имя Темаскальтеци («бабушка бань»).

Цапотлатена (Ицпапалотль - "Обсидиановая бабочка) была богиней лекарств;  Хипетотек «распоряжался» кожными заболеваниями и болезнями глаз; богиня любви Хочикецаль «насылала» бубоны и кожные сыпи; бог дождя Тлалок — болезни ног, язвы и простуды и т.д. Был у ацтеков и бог смерти, изображение которого сохранилось в произведениях искусства.

В то же время у всех народов  признавались и вполне естественные причины заболеваний связанные с природой и жизнью самого больного. Имелись и определенные представления о заражении от больного человека. В дошедших до нас кодексах приведены описания массовых заразных болезней. Многие из них сопровождались кровавой рвотой и поносом. Предполагают также, что на континенте издавна существовала болезнь, которая впоследствии получила название малярии ( плохой воздух).

Для обозначения разных болезней и болезненных состояний (симптомов) существовало множество названий: у  инков — около 70, у майя — более 200, что значительно превышало число аналогичных терминов, имевшихся к тому времени (период конкисты) в Западной Европе. В языке майя были слова для обозначения болезней зубов, глотки, состояний несварения пищи и разной кислотности желудка, запора и поноса (кровавого, сходного с дизентерийным, холерным и т.п.), пульсирующей боли в кишечнике, кишечной и почечной колик, гортанного и бронхиального кашля, насморка, воспаления носоглотки, дифтерии, чахотки, одышки, асцита, сердечного приступа, кровотечений разных видов, болезненного мочеиспускания и гематурии и т.п.

Майя различали несколько  видов лихорадочных состояний, эндемические лихорадки и кожные заболевания. Инки определяли признаки сифилиса —  первичный шанкр, бубон и пять видов кожных проявлений.

Особое значение придавалось  лечению «нервных» и душевных болезней и состояний, для обозначения  которых имелись специальные  термины, соответствующие современным понятиям: паралич лицевого нерва, гемиплегия, потеря сознания, эпилепсия, бред, галлюцинации, меланхолия, помешательство и др.

В то же время до конкисты на континенте не было натуральной оспы, кори, коклюша, дифтерии, гриппа. Эти болезни были завезены колонизаторами. Первая крупная эпидемия оспы на континенте была отмечена в 1520г. 

        Лечением  болезней занимались народные врачеватели — знахари (исп. curandero). Назывались они по-разному: у карибов – пиаче (piache), у алгонкинцев – буоин (buoin), в империи инков – кайя уайя (caya huaya – врачеватели-травники) и макса (macsa – заклинатели). Врачеватели майя – ах-мен (ah-men) принадлежали жреческому сословию и сохраняли тайну своего искусства внутри рода. В государстве ацтеков, наоборот, существовала врачебная специализация: тисиотль (ticiotl) и тепатиани (tepatiani) были врачевателями-травниками, тетеки (tetequi) оперировали, науали (nahuali) составляли  гороскопы и предсказывали судьбу, тезок (tezok) делали кровопускание, а тламатки (tlamatqui) принимали роды.

Лекарственное врачевание

 

Лекарственное врачевание на континенте основывалось на многовековом эмпирическом опыте аборигенов и в то же время было тесно связано с магическими ритуалами и верованиями.

Врачеватели доколумбовой Америки  располагали богатейшим арсеналом  лекарственных средств растительного  происхождения, подавляющее большинство которых не было известно в Восточном полушарии. Среди них хорошо знакомые сегодня кактусы. В современной Мексике произрастает более 55 видов и 550 разновидностей кактусов, многие из которых издавна используются при лечении болезней. Главный среди них — нопаль, огромный, похожий на дерево (изображен на мексиканском гербе). Он широко используется в пищу в сыром, вареном, жареном, маринованном и соленом виде, а также для понижения артериального давления и уровня глюкозы в крови; его мясистые листья прикладывают к ранам как противовоспалительное средство. Другое лекарственное растение — американская агава, или магея, используется при лечении туберкулеза, болезней суставов и почек. С этим фруктом была связана богиня Майяуэль (Mayahuel) - в мифологии ацтеков первоначально одна из богинь плодородия, затем богиня, давшая людям агаву и алкогольный напиток октли. Богиня магуэй (вид агавы). Превращалась в магуэй, вселяя в растение чары долголетия. Изображалась в виде женщины с 400 грудями. 

 

По мнению ученых, ацтекские  врачеватели знали около 3000 целебных растений. Созданные ими сады лекарственных растений поразили испанских колонизаторов (Западная Европа того времени еще не знала аптекарских садов и огородов). Достаточно представить заросли кактусов нопаля, где каждое растение по размерам превосходило большую яблоню.

В Кодексе Бадиано (записанном со слов ацтекского тиситля Мартина де ла Круса) описано 285 лечебных растений, из них 185 изображены в цвете. Все они расположены в строгом порядке с указанием правил сбора, приготовления лекарств и их использования при всевозможных болезнях.

Вот один из примеров лечения  головной боли "Tzonteconcocolli"  у ацтеков: вначале вдыхали траву ecuxo, голову обертывали, одновременно сжигали ладан. Если боль не проходила, то  вдыхали cocoyatic. Если головная боль ещё сохранилась, то эту траву рассыпали и вкладывали в нос. Но если боль все равно оставалась, брали лезвие obsidian, делали разрез на голове, вызывая кровотечение.

Некоторые из целебных растений доколумбовой медицины изучены и  введены в мировую медицинскую практику. Это ипекакуала и наперстянка, кора хинного и гуаякового деревьев, наркотические средств, перуанский бальзам, листья коки и многие другие лекарства. Однако большинство лечебных средств аборигенов Америки остаются неизвестными современной науке. 

О некоторых приемах народной перуанской медицины писал инка Гар-силасо де ла Вега. В своей «Истории государства инков» он сообщает о применении кровопусканий и промывании желудка местными слабительными и рвотными средствами, изгнании глистов и очищении диетой, лечении ран и укреплении десен, а также о действенном эффекте травы, прикладывание которой излечивало острые воспалительные заболевания глаз и в течение двух суток растворяло бельмо.

Попав в высокогорные районы Анд (на высоты более 4000м), конкистадоры столкнулись с непонятным явлением: «тонкий» высокогорный воздух причинял европейцам ужасные страдания — так они впервые столкнулись с острой горной болезнью, которую местные жители называли «soroche». В течение столетия инки знали средство ее профилактики — листья коки, которые они жевали, поднимаясь в горы. Это растение ценилось очень высоко: «тот, кто жует его листья, не чувствует ни холода, ни голода, ни жажды». Однако кока давала лишь временный эффект, приглушая проявления этой болезни: головную боль, тошноту, рвоту, потерю аппетита, бессонницу и усталость. Более того, ее длительное употребление часто было причиной злокачественных новообразований на губах и в ротовой полости.

У инков не было письменности, и первое в истории Америки  описание горной болезни дал испанский монах-иезуит Хосе де Ахоста  (1540—1600 гг.). В период конкисты он провел в Перу почти 20 лет (между 1569 и 1589г.). В 1590г. он закончил книгу о Новом Свете, которая вскоре была переведена на многие европейские языки. В 9-й главе Акоста описывает трудности перехода через Анды, который он совершил в 1572г., пройдя через самый высокий перевал Эскалерас (ок. 4800м) в горах Париакака (Анды):

«В Перу есть очень высокий  горный хребет Париакака. Я слышал о болезни, которая приключается в горах, и поэтому подготовился к переходу как можно лучше, следуя наставлениям тех, кого здесь называют гидами или следопытами. И несмотря на все мои приготовления, когда я взошел на перевал Эскалера — самую высокую часть хребта Париакака, я почти мгновенно почувствовал такие ужасные боли, что был готов свалиться с коня на землю. Нас было много, и каждый бросился бежать, не дожидаясь компаньонов, лишь бы поскорее исчезнуть из этого дьявольского места. Я остался один с индейцем, которого уговорил остаться помочь мне удержаться в седле. Немедленно началась тошнота и такая рвота, что я думал, душа покинет меня, ибо меня рвало тем, что я съел, слизью, желчью, и опять желчью желтой и зеленой, и, наконец, кровью при жутких спазмах желудка. Должен  сказать, если бы это продолжалось дольше, я бы наверняка умер, но это длилось не более трех или четырех часов,  пока мы не спустились туда, где воздух был более приятным... потом мне говорили, что некоторые умерли после этого перехода.

...Париакака — одно из самых высоких мест Юнивёса; место это абсолютно необитаемо: там нет ни животных, ни птиц, кроме викуньи, и воздух там более тонкий, чем тот, которым может дышать человек... Болезнь эта возникает не только на горном перевале Париакака, но повсюду вдоль всего этого горного хребта».

Это первое исторически достоверное  описание высотной болезни на Американском континенте, сделанное в 1590г. Интересно отметить, что местные жители были хорошо адаптированы к условиям высокогорья.

Приплыв к берегам Нового Света, европейцы поднимались в  Анды с одной лишь целью — завоевать аборигенов и их земли. Именно по этой причине монах Акоста в 1572г. покорил высоту в 4800 м, практически равную той вершине, с которой в 1786г. началась всемирная история альпинизма.

Родовспоможение.

 

Родовспоможение в доколумбовой Америке было предметом особого  культа. В этой области ацтекская  медицина не уступала современной ей европейской. Принимали роды женщины, которые уже рожали. Они пользовались всеобщим уважением и приглашались в семью сразу же после заключения брака, чтобы дать необходимые советы по гигиене и правилам поведения во время предстоящей беременности.

 Половой акт разрешался только через 4 дня после свадьбы (приема опьяняющих напитков); во время беременности женщине предписывалось хорошо питаться, избегать физических перегрузок, волнений и беспокойств, страхов, ей запрещались горячие ванны. В то же время аборигены Америки знали специальные растения, которые использовались в качестве абортивных средств.

За несколько месяцев  до родов беременной устраивали паровую  баню, во время которой пальпировали живот, определяли положение плода и при необходимости исправляли его. При появлении первых признаков родов роженицу мыли в бане, давали ей лекарство sasauaktli для предотвращения разрывов и поили соками, настоями и отварами растений, которые способствовали обезболиванию и стимуляции родов. Рожали в положении на корточках. Как правило, роженице помогали две женщины: одна поддерживала ее сзади, а другая принимала новорожденного ребенка. Именно в таком положении ацтеки изображали Тласолтеотль – богиню деторождения. Тут же отмечался гороскоп новорожденного, согласно дню и часу его рождения. Кормление детей грудью начинали со 2-3 дня после рождения и продолжали до 3-4 лет (так как домашних млекопитающих — коз, коров, лошадей в доколумбовой Америке не было). Для стимуляции выделения молока использовали специальные лекарственные растения. Историки считают, что в гинекологии и акушерстве древние врачи Центральной Америки превосходили своих древнеиндийских коллег.

При патологических родах  применяли эмбриотомию. Достоверных  сведений о прижизненной операции кесарева сечения не имеется. Женщины, которые  умирали во время родов, обожествлялись.

Тласолтеотль - одна из важнейших мезоамериканских богинь-матерей, связанных с землёй, плодородием, сексуальными наслаждениями, плодовитостью и родами, Тласолтеотль персонифицировала для ацтеков идею грехов, особенно сексуальных, и покаяния. «Женщинами Тласолтеотль» называли проституток; она считалась покровительницей грешников. Тласолтеотль могла, как возбудить страсть, так и освободить от неё, а также наслать безумие и венерические болезни. Люди «жертвовали» ей свои грехи во время особой исповеди перед жрецом (исповедь совершалась один раз в жизни). Согласно верованиям ацтеков, Тласолтеотль приходила к умирающему и очищала его душу, поедая всю «грязь». Отсюда её имя — пожирая нечистоты (грехи), Тласолтеотль очищала людей от прегрешений. На осеннем празднике в её честь приносили в жертву девушку; жрец, олицетворявший богиню, надевал её кожу как куртку. В годы засухи Тласольтеотль (в ипостаси Ишкуины) приносили в жертву мужчину. Привязав его к столбу, в него метали дротики; капающая кровь символизировала дождь.

Также была Иштлильтон  - "Чёрное личико", богиня медицины, здоровья и исцеления, а также празднеств и игр. Ей совершались жертвоприношения, когда ребёнок начинал говорить; больных детей лечили водой из кувшинов, стоявших перед статуей Иштлильтон. 

 

Интересно, что впервые годы колонизации Южной Америки европейцы неожиданно столкнулись с проблемой рождаемости в условиях высокогорья. У аборигенов рождение ребенка, его рост и развитие протекали нормально. Их дети были крепкими и выносливыми. У жен колонистов, недавно поднявшихся в горы, беременность протекала патологически, а родившиеся дети умирали в течение первых недель. Европейцы не сразу поняли, что причина заключалась в неблагоприятном воздействии воздуха высокогорья на репродуктивную функцию. Решение проблемы было найдено не сразу: испанские женщины из г. Потоси стали до родов спускаться вниз в равнинные местности и там рожать и растить детей в течение первого года их жизни. Так продолжалось более 50 лет, и только в 1584г. у пришельцев выжил первый ребенок, рожденный высоко в горах. Это лишний раз подтверждает тот факт, что адаптация к обитанию на больших высотах — длительный процесс, «для которого может быть недостаточно жизни одного поколения».

Высокогорье долгое время  оставалось загадкой. Уровень знаний того времени не позволял понять сущность этих явлений, так же как и ужасных  страданий, которые причинял людям  «тонкий» высокогорный воздух.

Истинное понимание этих явлений стало возможным лишь спустя столетия, после открытия кислорода, сделанного независимо двумя учеными  — шведским аптекарем и химиком К.Шееле (1771г.) и английским теологом и химиком Дж. Пристли (1772г.), а также после блистательных опытов А.Лавуазье  с «кислоторождающим» газом (1774—1786 гг.), которому он и дал это название. (1779г.).

Информация о работе История медицины доколумбовой америки