Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:02, реферат
Согласно современным представлениям аборигены Америки пришли на континент 30–20 тысяч лет назад из Азии через Берингов пролив, который в те времена был «Берингийской сушей». Расселившись по Северной, а затем и Южной Америке, многочисленные племена освоили континент и создали разнообразные по своему уровню культуры.
Введение……………………………………………………………………3
майя………………………………………………………………….…..3
ацтеки…………………………………………………………………...4
инки……………………………………………………………………..5
Источники по истории медицины……………………………………...5
Археологические данные…………………………………………….....…5
Данные этнографии………………………………………………………6
Развитие медицинских знаний………………………………………….6
Строение человеческого тела…………………………………………...6
Причины болезней……………………………………………………..…..9
Лекарственное врачевание……………………………………………...11
Родовспоможение………………………………………………………..14
Лечение женских болезней……………………………………………...16
Оперативное врачевание…………………………………………….….17
Организация медицинского дела……………………………………...18
заключение………………………………………………………………19
Список используемой литературы……………………………………21
Лечение женских болезней в доколумбовой Америке достигло высокого уровня и было весьма эффективным, благодаря многочисленным лекарственным средствам, которые готовились из местных растений, минералов и частей животных со строгим соблюдением их доз.
Некоторые средства медицины доколумбовой Америки используются сегодня в акушерско-гинекологической практике. Однако большинство из них неизвестно современной науке. В частности, это касается средств контрацепции и регуляции беременности. Так, если женщина современного бразильского племени решает воздержаться от деторождения, она выпивает настойку из известной ей местной травы, после чего перестает рожать. Может пройти несколько лет, и, если женщина вновь захочет родить ребенка, она отыскивает другую траву, которая снимает эффект первой. Тайна об этих травах строго сохраняется внутри племени и передается устно из поколения и поколение
Оперативное врачевание на континенте получило наивысшее развитие у инков и их предшественников — пре-инков (культура Паракас). В то же время наибольшее число «узких специалистов» было у ацтеков. Это костоправы, кровопускатели, зубоврачеватели, врачеватели глаз.
При лечении ран и переломов применяли «шины» из перьев крупных птиц, пластыри из растений, которые обладали заживляющими и антибиотическими свойствами, а также иглы из шипов, колючек агавы или костей. Шовный материал также был необычным и часто заимствовался у природы. Инки и ацтеки использовали нити из волос и волокон агавы, а аборигены Бразилии — больших муравьев с сильными челюстями, которых подносили к сближенным краям раны. Кода муравей захватывал челюстями и «сшивал» края раны, туловище его отсекали, а голову оставляли в ране до полного заживления. При этом имел место двойной эффект: механическое сближение краев раны и обеззараживание за счет муравьиной кислоты (о существовании и действии которой тогда еще не имели представления).
Инки осуществляли
операции ампутации верхних и
нижних конечностей, делали
Следы трепанации сохранили 2% ископаемых черепов, обнаруженных в районах Куско и Паракаса. Трепанационные отверстия имели, как правило, квадратную или полигональную форму и в ряде случаев закрывались золотыми пластинами. Твердая мозговая оболочка, как правило, не повреждалась. Около 65 % оперированных выздоравливало, о чем свидетельствует образование костной мозоли по краям операционного отверстия.
Кропотливое изучение трепанированных черепов учеными Перу, Франции, Испании, США и других стран показало, что трепанации проводились не только в ритуальных, но и в лечебных целях (при ранениях и травматических повреждениях черепа, воспалительных процессах в костных тканях, сифилитических язвах и т.д.).
Хирургические инструменты для трепанации — туми— изготовлялись из обсидиана, золота, серебра, меди. Обезболивание, как полагают, было общим и достигалось применением настоя трав, обладающих наркотическим, опьяняющим или галлюциногенным эффектом, а также сока кактусов и других растений, настои которых действовали в течение нескольких суток (что поразило испанских конкистадоров XVI в., прибывших из Европы, где еще не знали обезболивания).
В государствах доколумбовой Америки (ацтеков и инков) выработались четкие формы организации медицинского дела.
В Государстве ацтеков
существовал специальный орган,
который занимался
В Империи инков также существовали строгие правила, которые можно определить как элементы государственной регламентации. Это организация приютов для больных, запрет тяжелобольным жить в городах, а увечным и больным от рождения вступать в брак и т.д.
Центры высоких цивилизаций доколумбовой Америки выгодно отличались от современных им западноевропейских городов. Так, в столице ацтеков Теночтитлане (с населением свыше 200 тыс. человек) за чистотой следили специальные команды общей численностью около 1000 человек. На улицах этого города было так чисто, что, по свидетельству конкистадоров, «не обо что было споткнуться». Чистая питьевая вода поступала в Теночтитлан с гор по двум каменным водопроводам, сточные воды отводились по каналам за пределы города. Центральная площадь Теночтитлана превосходила по размерам все известные конкистадорам площади Рима или Константинополя, а его пирамида высотой 45м была выше европейских христианских храмов. Как уже отмечалось, по приказу Кортеса Теночтитлан сравняли с землей; на его месте начали строительство нового города (ныне — Мехико).
Большое значение в жизни майя и ацтеков играли паровые бани, которые использовались в гигиенических, лечебных и ритуальных целях. Ацтекские бани — темацкалъ ( «дом горячих камней») представляли низкие, с узким входом сооружения высотой 1,5м, длиной 2 —3 м. Одну из стен выкладывали из природного или вулканического камня. Для получения пара ее обливали водой. В банях готовили рожениц к родам и обмывали новорожденного, делали массаж, лечили кожные заболевания (сернистыми водами), а также радикулиты, переломы, ангины, простудные и воспалительные заболевания (в сочетании с отварами и настоями лекарственных растений). (рис.
При всей фрагментарности наших знаний о медицине доколумбовой Америки очевидно, что к концу XV в. на этом континенте сформировались самобытные и блистательные для своего времени цивилизации. Однако все же мир этих удивительных цивилизаций оказался слишком уязвимым – он рухнул вместе с империей, которой служил. Чилийский поэт Пабло Неруда писал об этих местах как о «пути к спокойствию души, к вечному слиянию с космосом, при котором особенно остро ощущаешь собственную малость. Это одно из величайших чудес – хрупкая бабочка в сердцевине великого круговорота жизни». Поэтому значительная часть их достижений в различных областях культуры и науки (медицины в том числе) утрачена. Однако то, что уцелело, явилось одним из истоков формирования американской, европейской, а вместе с ними и всемирной медицины.
Трагический конец цивилизаций доколумбовой Америки постоянно напоминает о необходимости сохранять и изучать наследие прошлого, использовать его в настоящем и беречь для будущего. Это особенно ощутимо в наши дни, когда исследователи из разных стран мира стремятся восстановить, насколько это возможно, историю культуры и естественнонаучных знаний аборигенов Американского континента.
Список используемой литературы:
1. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. Высш. мед. учеб. заведений. М.,2005г
2. Прыгова Н.М. Родовспоможение и лечение женских болезней у ацтеков // АиГ. - 1976. - №3
3. Viesca C. Ticiotl: I. Conceptos medicos de los antiquos mexicanos. – Mexico: UNAM, 1997. – P. 162.
4. Большая медицинская энциклопедия. М:.1976г.
5. интернет. Статья «AZTEC MEDICINAL PRACTICES» http://www.plu.edu/~nguyenpb/