Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 18:59, статья
Слово «Медицина» произошло от латинского слова medicari - назначать лечебное средство. Но медицина заботится не только о восстановлении нарушенного здоровья, а также и о предупреждении расстройств. Полное определение с современной точки зрения гласит: Медицина есть наука, изучающая болезни, предупреждающая и приводящая их к благополучному исходу.
Введение…………………………………………………………………………........2
Древняя медицина
Часть I: Первобытная медицина
Глава 1: Появление начальных знаний…………………………………………...3
Глава 2: Шаманство………………………………………………………………..4
Глава 3: Стадия Врачей-Колдунов………………………………………………..5
Часть II: Медицина Вавилонян
Глава 1: Краткий очерк……………………………………………………………5
Глава 2: Врачи и ответственность………………………………………………...6
Глава 3: Отношение к болезни…………………………………………………….6
Часть III: Медицина в Египте
Глава 1: Боги – покровители врачей………………………………………………7
Глава 2: Теория и практика………………………………………………………...8
Часть IV: Медицина в Греции
Глава 1: Истоки……………………………………………………………………...8
Глава 2: Медицина при Гиппократе………………………………………………..9
Глава 3: Медицина в древнем Риме………………………………………………...10
Медицина в эпоху Средневековья
Часть I: Византийская Империя……………………………………………………….11
Часть II: Медицина в Европе и в Эпоху возрождения……………………………….12
Современная медицина................................................................................................13
Вывод от проделанной работы………………………………………………………1
В древней Месопотамии (или же Междуречье), которую по праву называют колыбелью нашей теперешней культуры, медицина представляла собой существенную часть общих проявлений жизни.
Наши сведения о медицине у
древних вавилонян
Глава 2: Врачи и ответственность
Врачи сами собирали лекарства и сами их приготавливали. Это были представители эмпирической Народной медицины, хотя и они не могли отказаться от астральных представлений. Самым знаменитым памятником древней Месопотамии был базальтовый столб высотой 2,25 метров. На нем был высечен свод законов Хаммурапи - царя Вавилона.7 Тот факт, что такие законы были изданы и действовали свыше тысячи лет, говорит, прежде всего о высокой квалификации врачей.
Некоторые статьи свода законов
касаются правовых аспектов их деятельности.
Они получили широкую известность, упоминаются
практически во всех пособиях по истории
медицины. Оплата труда врача и его ответственность
строго определена имущественным положением
пациента. Обычно ссылаются на статьи
215 - 220 свода законов Хаммурапи: «Если врач
произведет у кого-нибудь серьезную операцию
бронзовым ножом и причинит больному смерть,
или если он снимет кому-нибудь катаракту
с глаза и нарушит глаз, то он наказывается
отсечением руки». Однако если пациент
раб, то врач должен отдать раба за раба.
«Если врач, снимая бельмо с глаза раба,
повредит ему глаз, то должен уплатить
половину стоимости раба». При удачной
операции врач получит щедрый гонорар.
«Если врач произведет у кого-либо
тяжелую операцию с помощью бронзового
ножа и излечит больного, или если он снимет
бронзовым ножом катаракту, излечив таким
образом глаз, он может получить за это
10 сиклей серебра. 8
Глава 3: Отношение к болезни
Очень крупных успехов достигла вавилонская медицина, тесно связанная со знахарством и колдовством. Болезни считались наваждением демонов, и задача врача состояла в изгнании последних из больного с помощью заговоров, заклинаний и различных лекарств.9
Также врачи большое внимание уделяли описанию признаков и характера течения болезней, определению их исхода
В Вавилоне считалось, что болезнь «не может быть успокоена повязками и жало смерти не может быть вырвано… если врач не узнает ее существа». Изучив ход течения болезни и приблизившись к установлению диагноза, врачи переходили к определению исхода болезни, т.е. к прогнозу. Осмотр применялся с целью выявления изменений формы, окраски и положения наружных частей тела, кожи, волос, ногтей и прочего. Ощупывание производилось для установления отклонений в положении, форме, напряжении, температуре отдельных органов и всего тела.10
Таким образом, мы с вами
наблюдаем, как плавно
Часть III: Медицина в Египте
Глава 1: Боги – Покровители врачей
Покровителем врачей и автором древнейших медицинских текстов в Египте считали Имхотепа. Согласно преданию, этот знаменитый архитектор и врач жил при дворе фараона Джосера в XXVIII веков до н.э. В его честь в Мемфисе, Фивах, Саисе и других городах были построены храмы, которые прославились своими медицинскими школами. Имхотеп был не только врачом, но и астрологом, строителем и архитектором. Именно ему приписывают руководство строительством первой из знаменитых египетских пирамид ступенчатой пирамиды Джосера.
Говоря о египетских богах, необходимо
упомянуть еще несколько ключевых фигур.
Тот, которого обычно изображали с головой
священной птицы ибиса, олицетворял божественный
разум. Согласно преданию, он изобрел письменность,
науки и искусства. Также стоит упомянуть
богиню Изиду и львиноголовую богиню Сохмет.11
Изида - одна из величайших богинь древности,
ставшая образцом для понимания египетского
идеала женственности и материнства. Она
почиталась как сестра и супруга Осириса,
мать Хора. Символом Изиды был царский
трон, знак которого часто помещается
на голове богини. Сохмет - богиня-покровительница
Мемфиса, супруга Птаха, являлась богиней
войны и палящего солнца, и целительницей,
обладавшей магической силой напускать
болезни и излечивать их. Она также покровительствовала
врачам, считавшимся ее жрецами.
Глава 2: Теория и практика
Все открытия в медицине
Гигиена в Египте играла видную роль. Каждые 3 дня предписывалось принимать слабительные и рвотные для очищения тела, а в определенные промежутки времени назначался пост. Геродот свидетельствует: "Египтяне пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Обрезают волосы и носят парики, чтобы избежать вшей... ради чистоты, предпочитая быть опрятными, нежели красивыми. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо иной скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса. Моются они два раза в день и два раза в ночь". Здоровье поддерживалось также различными играми. Особые счетчики вели записи о рождаемости и смертности, с обозначением причин болезней. Погребение производилось на кладбищах, но для трупов царей возводились особые курганы в виде пирамид.
Египтянам были известны свойства 700 средств, которые добывались из всех 3 царств природы. Самое интересное, что лекарства давались всегда свежие и притом подогретые. Также средства замешивались с тестом и давались в виде хлеба. Средства лечения также были весьма разнообразны: клизмы, тампоны, затычки, и т.п.
Зубы пломбировались, а недостающие
заменялись искусственными, которые привязывались
золотыми проволоками к соседним зубам.
Заклинания имели значение лишь для низших
сословий, что показывает, насколько прогрессировал
человек по сравнению со своими менее
развитыми предками. Болезни кожи и особенно
проказа встречались часто. Хирургия египтян
значительно уступала индийской, но перевязка
ран производилась вполне удовлетворительно.
12
Часть IV: Медицина в Греции
Глава 1: Истоки
Медицина Древней Греции начинается с крито - микенского периода, который известен не столько данными о народной медицине на рубеже общинного и рабовладельческого этапов истории, сколько сведениями о высоком уровне санитарного благоустройства в городах (особенно на острове Крит), влиянии на образ жизни и, естественно, врачевании с многочисленными теургическими ритуалами, осуществляемыми жрецами при лечении заболеваний.
Гораздо более полные сведения были получены в XII – IX веках да н.э., главным образом из памятников культуры и литературы. Здесь, прежде всего, нужно назвать поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Гомер упоминает о целой семье врачей во главе с Асклепием (в латинской версии – Эскулапом), позже его обожествили и возвеличили как бога врачевания. Асклепия обычно изображают в виде старца с посохом, обвитым змеей, и чашей – символом мудрости. У Асклепия все дети – врачи, его ученики. Гигея – богиня здоровья, Панацея – богиня лечения. От имени Асклепия произошли названия лечебниц при храмах – Асклепионы, в которых жрецы лечили своих пациентов. Врачей – жрецов, принимающих больных в Асклепионах, называли асклепиадами. Интересно, что своего рода истории болезни записывались прямо на колонах храмов, где вывешивали и слепки больных органов.
В большей степени, чем религия, на
медицину оказала влияние натурфилософия,
как общее естественно научное и философское
знание того периода. У греков в зародыше
возникли почти все позднейшие типы мировоззрения.
Греческие философы разных школ и направлений
рассматривали происхождение всего физического
мира и психического душевного мира человека
из элементов космоса, находящегося в
вечном движении. Философы, а правильнее
– натурфилософы, так они занимались естествознанием,
включая медицину, писали в своих сочинениях
и об анатомии, патологии, даже об хирургических
манипуляциях.13
Глава 2: Медицина при Гиппократе
В Греции было несколько врачебных школ, которые соперничали одна с другой и, стараясь привлечь побольше учеников, стали преподавать медицину и светским людям. Особенно славились школы, бывшие в Киренах, Кротоне и Родосе. Все они уже пришли в упадок, когда возникли две новые: в Книде и на о-ве Косе. Самой замечательной была последняя, ведь из нее вышел Гиппократ. Названные две школы существенно различались по направлению. Школа на Косе сначала была ниже книдской, но с выступлением на сцену Гиппократа она оставила далеко позади себя свою соперницу. Кроме храмов другим источником медицинских знаний были философские школы. В них изучалась вся природа, а следовательно и болезни. Философы освещали медицину с другой стороны, чем врачи-практики, а именно, они разрабатывали ее научную сторону. Они, кроме того, при посредстве своих бесед, распространяли медицинские познания среди образованной публики. Третий источник медицины составляла гимнастика. Люди, заведовавшие ею, расширили круг своих действий и лечили переломы и вывихи, наблюдавшиеся часто в палестрах. Итак, в храмах, философских школах и гимназиях медицина изучалась с различных сторон.
Значение Гиппократа состоит в том, что он сумел связать воедино все разрозненные течения, и его справедливо называют отцом медицины. Его сочинения были предметом особого изучения, объяснения к ним и критика их составляют особую библиотеку.
По его мнению, причины болезней разделяются на внешние и внутренние. К первым относятся: времена года, температура, вода, местность, ко вторым - индивидуальные, зависящие от питания и деятельности человека. В зависимости от времен года, развиваются те или другие болезни. Учение о климате вытекает отсюда само собой. Возраст можно сравнить с временем года, ибо каждому возрасту свойственно различное состояние теплоты. Питание и движение способны вызывать расстройства недостатком или избытком, способствуя или препятствуя потреблению неизрасходованных телом сил. Изучение изменений, под влиянием болезней, древняя медицина начала с жидкостей, именно поэтому патология Гиппократа называется гуморальной. По его мнению, здоровье зависит от правильного смешения жидкостей, или кразы. Болезнь происходит от расстройства кразы жидкостей. В связи с этим находится учение о так называемом пeревaривaнии (кокции) жидкостей. Древние полагали, что большинство болезней стремится к перевариванию соков. Пока жидкость сырая, болезнь находится на высоте развития, когда же жидкость переварилась и приняла естественный состав, болезнь прекращается.
Предсказание для Гиппократа составляет
основу всей практической медицины. Оно
дополняет то, что больной не хотел или
не умел рассказать. После этого предсказание
показывает, чего можно ожидать в будущем.
Лечение составляет также часть системы,
опирающуюся везде на опыт и наблюдения.
Для применения лечебных средств указываются
подходящие время и состояние болезни.
Признаки болезней разработаны до крайней
степени совершенства. Советуется пользоваться
всеми чувствами при исследовании больного
и сообщаются объективные признаки расстройств.
Многие приемы, описанные Гиппократом,
применены современной медицине лишь
недавно, например постукивание и выслушивание.
Хирургия настолько законченная наука
в гиппократовом сборнике, что невольно
возбуждает удивление даже в наше время.
К учению о переломах и вывихах, также
о лечении ран современная медицина не
может прибавить ничего существенного.
Так же прекрасно разработаны операции
трепанации, удаления гноя из грудной
клетки, прокола живота и многие другие.
Кровотечения составляют слабую сторону
гиппократовой хирургии, вследствие неумения
останавливать их перевязкой сосудов.
Оттого ампутации, вылущение больших опухолей
и вообще операции с большой потерей крови
не производились, и соответствующие больные
оставлялись на произвол судьбы.14