Малое предпринимательство в здравоохранении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 23:37, контрольная работа

Описание

Сегодня стало совершенно очевидным, что государство без предпринимательства, без малого и среднего бизнеса не в состоянии решить все проблемы, которые возникли в медицинской и социальной сферах. Нужно прекратить заниматься либеральной риторикой по поводу государственного и частного предпринимательства, а четко определить правила игры, решить, что выгодно государству, что – малому и среднему бизнесу, посмотреть, как можно использовать уже достаточно отработанные у себя в стране и за рубежом механизмы, и использовать их в виде пилотных и национальных проектов.

Работа состоит из  1 файл

Малое предпринимательство в здравоохранении.doc

— 208.50 Кб (Скачать документ)

Малое предпринимательство  в здравоохранении

 

Введение

Сегодня стало совершенно очевидным, что  государство без предпринимательства, без малого и среднего бизнеса  не в состоянии решить все проблемы, которые возникли в медицинской  и социальной сферах. Нужно прекратить заниматься либеральной риторикой по поводу государственного и частного предпринимательства, а четко определить правила игры, решить, что выгодно государству, что – малому и среднему бизнесу, посмотреть, как можно использовать уже достаточно отработанные у себя в стране и за рубежом механизмы, и использовать их в виде пилотных и национальных проектов.

Говоря  об участии малого и среднего предпринимательства  в развитии сферы здравоохранения  и социальных услуг, необходимо обеспечить равный доступ к участию в госзаказах и национальных программах. Для открытости и прозрачности тендеров и конкурсов, для обмена информацией предлагается создать при Минэкономразвития или Минфине независимую экспертную площадку, где представители государства и малого и среднего бизнеса могли бы презентовать, обсуждать и объективно оценивать пилотные проекты и рекомендовать к принятию наиболее удачные из них. Пока что решения об исполнении наиболее значимых проектов и программ принимаются келейно, без широкого вещания на общественность, а экспертные возможности бизнеса не используются на 100%. [5]

Вопросы перехода сферы здравоохранения  на условия рыночного функционирования зачастую ставятся в прямую зависимость  от экономической эффективности. При  этом однобоко рассматривается лишь объем платных услуг и себестоимость бесплатной помощи. Внедрение элементов предпринимательства в здравоохранение должно гарантировать право граждан на получение медицинской помощи. Однако, говоря о доступности и эффективности медицинской помощи, гибкости реагирования системы здравоохранения на нужды и запросы потребителя, необходимо найти такие формы взаимодействия с бизнесом, которые позволили бы реализовать преимущества конкуренции, увеличили доступность медицинской помощи и не привели бы к необоснованному росту финансового бремени как на бюджеты различных уровней, так и на личные расходы граждан. [5]

По данным Росздравнадзора, в 2007 г. частные организации и индивидуальные предприниматели составили более 60% всех лицензиатов по медицинской деятельности. При этом значительная часть государственных и муниципальных учреждений здравоохранения зачастую работает без лицензии именно по причине несоответствия материально-технической базы учреждения соответствующим требованиям. В то же время не секрет, что частный предприниматель сам заинтересован вкладывать больше средств в техническое и информационное оснащение своего учреждения, внедрять новые технологии диагностики и лечения и одновременно стремится к более эффективному и рациональному использованию финансов. Практически все частное здравоохранение работает с использованием IT-технологий для ведения электронных историй болезни. Пока около 30% частных медучреждений имеют электронные версии историй болезни, но к 2009 г. их число увеличится до 75–80%, не дожидаясь перехода государства на эту форму. Это значительно облегчает ведение контроля, учета, затрат и доходов, что позволяет более эффективно выстраивать свой бизнес, использовать аналитические расчеты показателей здоровья, не дожидаясь данных от территориальных органов здравоохранения, и на основании этого производить расчет стратегии своего развития, четко зная, что больше беспокоит данную территорию.

Территориальное планирование – архиважный вопрос. Руководителям органов исполнительной власти вместе с представителями бизнеса нужно садиться за стол переговоров и, понимая запросы каждой, пусть даже самой маленькой территории, смотреть, какие условия предлагает власть для их удовлетворения. Без этого бизнес не сможет рассчитать свои возможности и сказать: «Да, мне это интересно, я буду это делать». Без этой двухсторонней информированности не будет развиваться социальная сфера, и частный сектор не сможет подставить свое плечо для помощи инвалидам и обделенным детям. [5]

1. Конкуренция в здравоохранении  и медицине, как фактор развития малого предпринимательства

Конкуренция в здравоохранении  – это состояние и процесс взаимоотношений субъектов производства и потребления медицинских услуг в рамках специфической цивилизованной формы соперничества между медицинскими работниками (врачами) по достижению наивысшей степени удовлетворения целевых потребностей пациента.

В конкурентоспособности, по нашему мнению, могут синтезироваться  многие аспекты, стороны, факторы функционирования и развития учреждений здравоохранения  и врачебных практик.

Вместе  с тем конкурентная среда сама по себе не однозначна и противоречива.

Исследователи выделяют некоторые противоречия, возникающие  при функционировании системы конкуренции  в здравоохранении. В частности, к отдельным из них могут быть отнесены:

  1. противоречие между системой стимулов в здравоохранении и фундаментальными законами конкуренции (высокие цены на медицинские услуги остаются даже при избыточном предложении);
  2. противоречие между дорогостоящими медицинскими технологиями и всеобщей доступности в получении медицинской услуги;
  3. противоречие между реальным наличием пациентов и высокой стоимостью медицинской услуги (без улучшения качества медицинской помощи);
  4. противоречие, в котором заключена сущность того, что действующая система стимулирования медицинского труда поощряет внедрение инноваций, увеличивает издержки либо повышает качество без соответствующего снижения стоимости медицинской услуги.

Конкуренция и конкурентоспособность – понятия  универсальные для любого рынка  товаров и услуг. Вместе с тем, определенная отрасль хозяйствования накладывает специфические ограничения при формировании конкурентной среды либо оценки конкурентоспособности. Если конкурентоспособность товара потребитель либо эксперт способен оценить непосредственно, то оценка услуги (в частности медицинской), как правило, производится опосредовано.

Некоторые особенности оценки конкурентоспособности  медицинских услуг заключены  в следующем:

  • объектом оценки является деятельность организации (лечебно-профилактического учреждения, врачебной практики и пр.), предоставляющей медицинские услуги;
  • оценка услуг связана с оценкой качества процесса и технологии обслуживания;
  • оценка деятельности медицинских работников непосредственно потребителем;
  • оценка временных характеристик предоставления медицинской услуги;
  • оценка предоставленной услуги по соответствию стандартов качества обслуживания (условия и культура обслуживания);
  • оценка и интегрирование субъективных мнений пациентов, получивших разовую медицинскую услугу.

Исходя  из изложенного, следует заключить, что в эволюционном развитии системы здравоохранения Российской Федерации на этапе первого десятилетия XXI века в сфере предоставления медицинской помощи отсутствует как сама конкурентная среда производства и потребления медицинских услуг, так и реальные условия, позволяющие сформировать такую среду.

Наличие сферы конкуренции в условиях производства и потребления медицинских  услуг, повышение конкурентоспособности  лечебно – профилактических учреждений и медицинских практик особенно важны при перспективном развитии отечественной системы здравоохранения в условиях глобализации.

Создание  условий конкуренции в системе  здравоохранения, запуск механизмов цивилизованного  соперничества между врачами, наконец, управление конкурентоспособностью медицинских учреждений и врачебных практик – задачи, без осмысливания и решения которых невозможны качественные изменения в теперешнем состоянии отечественного здравоохранения. С позиций системности и комплексного подхода конкурентные преимущества медицинских услуг обеспечиваются правовыми, профессиональными, технологическими, рыночными, научными, экономическими, организационными, психологическими и другими аспектами, а также их системным соотношением.

Поле  привлекательной и умеренной  конкуренции на рынке медицинских услуг может быть сформировано при выполнении ряда обязательных условий к некоторым из которых отнесены приведенные в таблице 1.

Создание  условий формирования конкурентной среды в медицине, становление  и развитие конкурентоспособности  медицинских услуг и медицинского труда – эффективный инструмент на пути качественного изменения производственных отношений в самой отрасли здравоохранения и, самое главное, абсолютно необходимое условие формирования современных маркетинговых отношений между пациентом и врачом.

Таблица 1. Условия формирования конкурентной среды на рынках медицинских услуг

Виды  и уровни

Управления

Некоторые условия и возможные мероприятия

Уровень

Пациента

  • право свободного выбора врача;
  • обеспечение свободного доступа пациентов в медицинские учреждения и во врачебные практики;
  • равный гарантированный доступ к выбору поставщиков медицинских услуг;
  • защита прав пациентов;
  • система медицинского страхования;
  • система вневедомственного контроля качества медицинской помощи

Врачебный

Уровень

  • лицензирование врачей;
  • стандартизация медицинской деятельности;
  • право лечебных учреждений и частнопрактикующих врачей зарабатывать и иметь прибыль;
  • система фиксированных контрактных гонораров с предварительной оплатой;
  • партнерские права медицинского персонала;
  • открытый наём медицинских работников;
  • принятие профессиональных этических норм.

Уровень

медицинского

учреждения

  • аккредитация медицинских учреждений;
  • повышение качества стратегических управленческих решений;
  • свобода приспособления функций и организационной структуры ЛПУ к динамичным рынкам медицинских услуг;
  • свобода учреждений здравоохранения на самофинансирование и независимую деятельность;
  • система непрерывного обучения кадров

Научные,

экономические

и информационные задачи

  • научное обоснование моделей конкуренции в сфере производства и потребления медицинских услуг;
  • экономические методы управления медицинскими учреждениями;
  • свобода коммерческого инвестирования в сектор здравоохранения;
  • информационная открытость рынка медицинских услуг

Административно-управленческие и организационные мероприятия

  • демонополизация предоставления медицинской помощи;
  • устранение административного разделения и вертикального интегрирования медицинских учреждений и служб;
  • приватизация медицинских учреждений;
  • интеграция служб первичной медико-санитарной помощи;
  • реализация оптимальных и функциональных решений по реструктуризации учреждений и служб первичной медико-санитарной помощи;
  • открытие ранее закрытых (ведомственных) медицинских учреждений для всех граждан

Государственное регулирование

  • разработка законодательства, создающего условия, гарантии и стимулы для предпринимательства, конкуренции и структурной перестройки системы здравоохранения;
  • переориентация новых программ и проектов в области здравоохранения с вертикально координированных учреждений на уровень центров первичной медико-санитарной помощи;
  • регулирование конкурентной среды на рынках медицинских услуг;
  • система адресных социальных гарантий в получении медицинской помощи отдельными категориями населения

2. Методологический подход оценки конкурентоспособности медицинской организации

Формирование  условий конкурентной среды, а, следовательно, и запуск механизмов конкурентоспособности  в сфере здравоохранения России, чрезвычайно актуально как для  пациентов, так и для лечебно  – профилактических организаций и медицинских (врачебных) практик в современных условиях становления и эволюционного перехода к новым экономическим (маркетинговым) отношениям при производстве и потреблении медицинских услуг.

В доступной  нам литературе крайне слабо представлены теоретические разработки, а тем более освещена прикладная сторона деятельности лечебно-профилактических учреждений в условиях конкурентной среды. Понятно, что наряду с иным это связано и с тем, что в отечественной системе здравоохранения до настоящего времени не созданы предпосылки и реальные условия реализации медицинской деятельности в конкурентной среде. Да и среды такой попросту сегодня в системе здравоохранения, по форме и содержанию являющейся в основном государственной, не существует.

Логично предположить, что возникновение конкуренции, практическое проявление ее в среде медицинских учреждений (врачебных практик), критерии и оценка конкурентоспособности – возможно лишь при создании условий определенной социальной среды, допускающей подобные отношения.

Условия, позволяющие сформировать и реализовать  в лечебно-профилактических учреждениях (врачебных практиках) сущность конкурентоспособности, формируются определенным набором  управленческих решений на уровне государственного регулирования, законодательных инициатив, реализации ряда административно-управленческих и организационных мероприятий; при решении необходимых исследовательских, экономических и информационных задач и пр.

Конструирование организации для оптимального функционирования в конкурентной среде должно обеспечиваться формами и методами высокой степени формализации, моделями управленческих решений и практическими мероприятиями, подкрепленными научно-обоснованными доказательствами, а не сентенциями.

Структурно-функциональная модель лечебно-профилактического учреждения (медицинской практики) как субъекта рынка медицинских услуг, а, следовательно, наделенного функцией конкуренции, должна заключать в себе элементы системы, характеризующие эту организацию именно с точки зрения ее конкурентоспособности.

Необходимо  признать, что, характеризуя медицинское  учреждение категориями «конкуренция», «конкурентоспособность», исследователь, в первую очередь, детерминирует  взаимодействие такой организации  с иными конкурирующими субъектами, либо соотносит продукцию данной организации (в данном контексте – медицинскую услугу) с подобной продукцией по степени конкурентоспособности.

Информация о работе Малое предпринимательство в здравоохранении