Механизм реализации Программы
и контроль за
ходом ее реализации
Головным
исполнителем Программы является Фонд
поддержки предпринимательства
города (района). Ежегодно Головной исполнитель
представляет финансовый отчет управлению
финансами Администрации города
(района) о ходе выполнения Программы исполнителями
Программы.
Условия
финансовых взаимоотношений Головного
исполнителя Программы с исполнителями
Программы следующие:
Наличие
утвержденной Муниципальной целевой
программы поддержки и развития
частной системы здравоохранения
в городе (районе), согласованной с
Головным исполнителем.
Обязательное
финансирование Программы местным
бюджетом.
Контроль
за ходом реализации программных
мероприятий осуществляет Администрация
города (района).
Оценка социально-экономической
эффективности Программы
Основная цель Программы
– обеспечение условий для поддержки
и развития частной системы здравоохранения
в городе (районе).
При завершении
Программы скоординированные решения
и практические действия по разделам
и программным мероприятиям должны
охватить мерами поддержки и развития
частной системы здравоохранения 100% территории
города (района). Реализация Программы
позволит обеспечить условия для сохранения
и поддержки действующих и создания новых
субъектов частной медицины. Число вновь
созданных рабочих мест для врачей и средних
медицинских работников в частной системе
здравоохранения составит не менее 200
человек. Увеличится общий вклад субъектов
частной системы здравоохранения в ВВП
города (района), повысится уровень налоговых
поступлений в местный бюджет.
Реализация Программы позволит
создать условия для:
создания
цивилизованного рынка медицинских
услуг;
пополнения
рынка пользующимися спросом
медицинскими услугами;
поддержки
и развития субъектов частной
системы здравоохранения города
(района);
повышения
качества медицинских услуг;
усиления
роли рынка медицинских услуг
в развитии экономического потенциала
города (района). [6]
Заключение
В условиях
предстоящих преобразований системы
здравоохранения Российской Федерации
крайне актуальной остается проблема
поиска модели национальной системы
здравоохранения, адекватной современным
реалиям общества. Именно в свете такого
стратегического направления в настоящем
сообщении представляется ряд тезисов,
раскрывающих тему, заявленную в названии
публикации.
Прежде
всего, необходимо условно охарактеризовать
сегодняшнее состояние отечественной
системы здравоохранения с точки зрения
объективной реальности, не позволяющей
на данном этапе развития общества и государства
реализовать желаемые принципы маркетинговых
взаимоотношений в условиях формирующегося
рынка медицинских услуг.
Как известно,
рыночная экономика не мыслится без
таких понятий как «конкуренция»
и «конкурентоспособность».
Основными
факторами низкой, порою, абсолютно
отсутствующей конкурентоспособности
в современной системе здравоохранении
России, являются:
- революционный переход от административно-плановой системы социалистического здравоохранения к неуправляемому процессу становления маркетинговых отношений в условиях эволюционного формирования рынка медицинских услуг;
- консервативная форма собственности медицинских учреждений, неопределенность становления и развития малого предпринимательства в существующей системе здравоохранения, несоответствующей действию классических экономических законов и условиям конкуренции и конкурентоспособности;
- отсутствие современных менеджеров в системе общественного здоровья, способных грамотно решать организационно-технические и экономно-управленческие проблемы и задачи лечебного учреждения, функционирующего в новых экономических условиях развития общества и государства;
- отсутствие в медицинских образовательных программах (как правило) курсов «Управление конкуренцией в здравоохранении»;
- неоправданная осторожность реализации методов научного планирования (системного анализа, прогнозирования, оптимизации медицинской деятельности и пр.) в условиях формирования рынка медицинских услуг;
- отсутствие политической воли в реализации обоснованных управленческих решений по доведению до логического внедрения в учреждениях здравоохранения современных механизмов, методов и форм постоянного повышения качества медицинской помощи.
В проблеме
построения и управления конкурентной
средой производства и потребления
медицинских услуг следует понять
негативную роль стимулов в системе
здравоохранения, способствующих созданию условий отсутствия
либо непродуктивной конкуренции.
Некоторые
факторы, порождающие обозначенную
проблему и не позволяющие в принципе
сформировать конкурентную среду в
медицине, приведены ниже.
- Многоуровневая система потребителей (посредников) медицинских услуг: государство (программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи); федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС) (ограничения объемов медицинских услуг в соответствии с финансовыми возможностями страховщиков); страховые медицинские организации (в Российской модели обязательного медицинского страхования – прямая финансовая зависимость от территориальных фондов ОМС); пациенты (относительное включение потребителя медицинских услуг в систему активного влияния на качество медицинской помощи); администрации лечебно-профилактических учреждений (бюрократические директивно-командное регулирование взаимоотношений пациентов и медицинских работников); врачи (принятие решений о лечении своих пациентов и обеспечение этого лечения происходит в конкурентном и экономическом вакууме).
- Противоречивые (порой антагонистические с точки зрения экономики) интересы субъектов сферы производства и потребления медицинских услуг.
- Плательщики и посредники не несут конечной юридической ответственности за результаты лечения пациентов: (суррогатные формы конкурентной борьбы перемещены в область взаимоотношений пациентов и плательщиков, что приводит к конфликту их интересов – плательщик выискивает всяческие способы для отказа по оплате дорогостоящих медицинских услуг, являясь, таким образом, не сторонником пациента, а его антагонистом).
- Отсутствие для пациентов, врачей и плательщиков сколько-нибудь объективных показателей качества медицинской помощи. Невозможность установления однозначной взаимосвязи между ценой и качеством предоставленной медицинской услуги.
- Специфическая характеристика пациента как потребителя медицинских услуг и отличающая его от потребителей иных (не медицинских) товаров и услуг – это своеобразный абсолютный приоритет сохранения жизни и здоровья, без обращения внимания на возможные расходы.
- Отсутствие возможности и крайне недостаточная информированность пациентов о ценах на медицинские услуги у разных врачей. Определенная деликатность в вопросах получения подобной информации непосредственно у лечащего врача.
Все вышеперечисленное
подводит исследовательскую мысль
к мнению, что в современном
состоянии отечественного здравоохранении
(точнее – в формирующейся сфере
производства и потребления медицинских
услуг) отсутствует основополагающая системная
структура и, следовательно, соответствующие
отношения субъектов такой системы, позволяющие
практически реализовать такой механизм
повышения качества медицинских услуг
как конкуренция.
Список использованной литературы
- Бернар И., Колли Ж.-Л. Толковый экономический и финансовый словарь. В 2-х т. – Т. II: Пер. с фр. – М.: Междунар. отношения, 1994. – с. 405.
- Вопросы политики в области здравоохранения в бывших социалистических странах. Стратегия улучшения систем здравоохранения в бывших социалистических странах. / Г. Жаркович и др. М.: Федеральный фонд ОМС, 1998.
3. Кулешова А.Б. Конкуренция
в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. –
М.: ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2004.
4. Тогунов И.А., Конкуренция
в здравоохранении и медицине // http://www.cfin.ru/management/strategy/health_system.shtml
– Дата публикации: 28.11.2005
5. Интервью с Н.В.УШАКОВОЙ,
вице-президентом Общероссийской
общественной организации малого
и среднего предпринимательства
«ОПОРА РОССИИ», директором ООО «Интермедсервис».
– Беседовала Ольга Федотова «Вестник
Росздравнадзора» №4 2008 год // http://www.privatmed.ru/?
module=publications&id=77
6. Самошкин А.А. Материально-техническая
база здравоохранения, развитие медицинской
и фармацевтической промышленности // http://www.zdravo2020.ru/conception/6/9