Меры превенции курения, алкоголизации и наркомании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:10, курсовая работа

Описание

В современном обществе мы все чаще сталкиваемся с социальными
проблемами, они охватывают все периоды жизни человека: от детства до
старости. В своем реферате мы остановимся всего лишь на одной возрастной
группе – учащихся (от 12 до 18 лет), которая особенно для нас как педагогов
актуальна.

Содержание

Введение.
1. Социализация учащихся и ее проблемы.
2. Проблема курения.
3. Проблема ранней алкоголизации.
1. Причины ранней алкоголизации.
2. Особенности алкоголизации учащихся.
3. Сравнительный анализ распространенности и характера ранней
алкоголизации.
4. Проблема наркомании.
1. Развитие проблемы наркомании.
2. Наркомания среди учащихся.
3. Сравнительный анализ распространенности наркомании.
5. Меры превенции курения, алкоголизации и наркомании.
1. Общественность в профилактике наркомании.
2. Педагогические меры профилактики.
Выводы.
Литература.

Работа состоит из  1 файл

Профилактика 2.docx

— 78.74 Кб (Скачать документ)

родителей, так и  со стороны учителей,  которым  надо  больше   наблюдать  за

стремлениями  и  наклонностями  учащихся,  -  говорит  о  проблеме   курения

учащихся               П. Петронис. [15]

    М.  Черняускене   пишет,  что  курение  учащихся,  в   первую   очередь,

сказывается на нервной  и сердечной - сосудистой системах. В  12-15  лет  они

уже  жалуются  на  отдышку  при  физической  нагрузке.  [3]   В   результате

многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще 100 лет назад  пришел

к убеждению, что  даже незначительное курение вызывает  у  детей  малокровие,

расстройство пищеварения.

       Курение  отрицательно  влияет  на   успеваемость   школьника.   Число

неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих.

       Курение школьников замедляет  их физическое  и  психическое   развитие.

Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет  выбрать  род  занятий

по душе, добиться успеха (например, юношам  стать  летчиками,  спортсменами,

девушкам - балеринами, певицами и др.).

       Курение и школьник не совместимы. Школьные годы   -  это   годы  роста

как физического,  так  и  умственного.  Организму  нужно  много  сил,  чтобы

справиться со всеми  нагрузками. Как известно,  навыки,  привычки,  усвоенные

в школьном возрасте, самые прочные. Это относиться не только к полезным,  но

и  к  вредным  привычкам.  Чем  раньше  дети,  подростки,   юноши,   девушки

познакомятся с  курением и начнут курить, тем быстрее  привыкнут к нему,  и  в

дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.

                      3. ПРОБЛЕМА РАННЕЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ

 

                             Алкоголизм делает больше опустошения,  чем  три

                           исторических бича, вместе взятые: голод, чума,  и

                           войны.

                                                     У.             Гладстон

 

 

                       Алкоголизм – хроническое заболевание,  развивающееся в

                       результате  систематического  употребления   спиртных

                       напитков, проявляющееся в  физической  и  психической

                       зависимости  от  алкоголя,  ведущее  к  социальной  и

                       психологической деградации личности.

                                        (Краткий словарь по  социологии.  с.

                       9)

 

    Алкоголизация   подрастающего  поколения   большинством   исследователей

рассматривается как  существенный  индикатор  неблагополучия  микросоциальной

среды.  Этим  и  определяется  постоянный  интерес   к   изучению   проблемы

распространенности  и характера ранней алкоголизации.

    К  ранней  алкоголизации  относится   знакомство  с  опьяняющими   дозами

алкоголя в возрасте до 16 лет. О раннем (подростковом)  алкоголизме  следует

говорить при  появлении его первых признаков  в возрасте до 18 лет.

 

 

                      3.1. Причины ранней алкоголизации

 

    Изучение  употребления  алкоголя  среди   молодежи  в  Литве  во  многом

опирается на опыт подобных исследований за границей, которые  в  конце  19  –

начале 20 века широко проводились в Западной Европе  и  Северной  Америке  и

велись в самых  различных направлениях:

         . Изучались распространенность  и  характер  употребления  алкоголя

           учащимися.

         .  Исследовалось  влияние   алкоголя  на  детский  и   подростковый

           организм.

         . Определялась взаимосвязь  между   успеваемостью  и  употреблением

           алкоголя.

         .  Разрабатывались  и  апробировались  программы  антиалкогольного

           обучения. [23]

 

    Существенное  место среди исследований этого   периода  занимали  работы,

иллюстрирующие  распространенность и характер питейных обычаев,  когда  детям

давали спиртные напитки для:

 

 

  - “укрепления  здоровья”

  - “аппетита”

  - “улучшения  роста”

  - “облегчения  прорезывания зубов”

  - “согревания”

  - “утоления  голода”

  - “успокоения”

 

    Бытовавшая  в  19  и  на  рубеже  20  столетия  твердая  уверенность   в

укрепляющем действии алкоголя часто имела последствием прямую  алкоголизацию

ребенка.

    Современный    период    изучения    ранней    алкоголизации    отмечен

многочисленными попытками  более  глубоко  раскрыть  причины  злоупотребления

спиртными напитками. Сравнивая  влияние  сверстников,  алкогольных  обычаев,

семьи и пола подростков  на  потребление  ими  спиртных  напитков,  Форшлунг

(1970) выяснил, что   алкогольное  поведение  матери  оказывает  существенное

воздействие на алкоголизацию, прежде всего  дочерей.  Алкогольное  поведение

отца  обуславливает  таковое  его  дочери  и  имеет  наибольшее  влияние  на

алкоголизацию сыновей. Влияние сверстников было взаимосвязано  с  тем,  будет

или не будет пить подросток в отсутствие родительского  контроля.

    Видкри (1974) выделяет несколько типов   соотношения  между  алкогольной

культурой  микросоциальной  среды  и  установками   индивида   в   отношении

алкоголизации:

    > “абстинентной  культуре” соответствует остановка  на полное воздержание

    > “амбивалентной  культуре” – двусмысленная и  противоречивая  алкогольная

      установка

    > “либеральной  культуре” – соответствует “допускающая”  установка, однако

      запрещающая  откровенное пьянство

    > “патологической  культуре” – алкогольная установка,  допускающая  любые

      проявления  пьянства.

 

    Автор  видит причины  пьянства  в   особенностях  процесса  социализации,

деформировавших культурные  нормы  поведения,  в  том  числе  и  потребления

алкоголя.

Таким образом,

      . экономические  условия,

      . питейные  обычаи,

      . неправильное  воспитание,

      . дурные  примеры,

      . стремление  подражать старшим,

      .   анатомо-физиологические   особенности   детского   и   юношеского

        организма 

все это являлось условиями, способствующими развитию алкоголизма  в  молодом

возрасте.  Главная  роль  в  этом,   по   убеждению   большинства   авторов,

принадлежала глубоко  внедрившемуся в обществе ложному  мнению,  что  алкоголь

является "успокаивающим", "укрепляющим", "питательным" средством. [8]

 

 

                   3.2. Особенности алкоголизации учащихся

 

    При анализе  алкоголизации несовершеннолетних  мы исходили из  важного   в

методологическом  плане положения о том, что  употребление  спиртных  напитков

подростками необходимо рассматривать как одну из форм  нарушения  поведения.

Это требует более  широкого и глубокого подхода  к  рассматриваемой  проблеме,

не ограничивающегося  рамками социальной и клинической  наркологии.

    Практически   во  всех  социально-гигиенических   и   клинико-социальных

исследованиях алкоголизации  молодежи использовался метод опроса в  различных

модификациях –  от заочной анкеты до  интервью  по  телефону  и  клинического

интервью.

 

    Попытаемся  описать характер влияния алкоголя  на  психику  подростка.  В

целом  клиническая  картина  выраженного  опьянения  подростка  выглядит   в

большинстве случаев  так:

         . кратковременное возбуждение сменяется  затем общим   угнетением,

         . оглушенностью,

         . нарастающей сонливостью,

         . вялостью,

         . замедленной бессвязной речью,

         . потерей ориентации.  [3]

    Пожалуй,  не надо обладать  особенным   воображением,  чтобы  представить

себе  урон,  который  способно  вызвать  у  подростка  хотя  бы  однократное

употребление  вина  или  даже  пива.  Современные   исследования   позволяют

обоснованно утверждать, что в теле человека  нет  таких  органов  и  тканей,

которые  не  поражались  бы  алкоголем.  Попав  в  организм,  он  достаточно

медленно (со скоростью 0,1 г на 1  кг  массы  тела  в  час)  расщепляется  в

печени. И только  10  процентов  от  общего  количества  принятого  алкоголя

выводится из организма  в неизменном виде.  Оставшийся  алкоголь  циркулирует

вместе с кровью  по  всему  организму,  пока  не  расщепится  весь.  Высокая

проницаемость «молодых»  тканей, их  насыщенность  водой  позволяет  алкоголю

быстро распространяться по растущему организму.

       Неоднократное или частое употребление  алкоголя  оказывает  буквально

опустошающее воздействие  на психику подростка.  При  этом  задерживается  не

только развитие высших форм мышления,  выработка  этических  и  нравственных

категорий  и  эстетических  понятий,  но  и  утрачиваются  уже   развившиеся

способности.  Подросток,  что  называется  «тупеет»  и  интеллектуально,   и

эмоционально, и  нравственно.

       Алкоголь ослабляет организм, тормозит  формирование и  созревание  его

органов и систем, а в некоторых случаях,  например  при  злоупотреблении,  и

вовсе останавливает  развитие некоторых функций высшей нервной  системы.  Чем

моложе организм, тем губительнее действует на  него  алкоголь.  Кроме  того,

употребление алкогольных  напитков подростками  значительно  быстрее,  чем  у

взрослых, ведет  к формированию у них алкоголизма.

    В  клинической   литературе  перечисляются   различные   черты   молодых

алкоголиков. В наблюдениях  М. Хардиман в качестве характерных  черт  личности

пациентов  были  отмечены:  возбудимость,   агрессивность,   импульсивность,

депрессивные реакции; сексуальные извращения и др.

    П. Петронис  отмечает рано появляющиеся у  подростков изменения личности,

к   которым   они   относят:    возбудимость,    взрывчатость,    заострение

характерологических  черт,  свойственных  пубертатному   возрасту,   быстрое

развитие нарушений  социальной адаптации, узкий круг  интересов,  асоциальные

тенденции, эмоциональное  огрубение, конфликты  с  родителями.  [15]   М.  А.

Чалисов с соавторами и В. В. Веселовский  с  соавторами  находят  у  юношей,

страдающих алкоголизмом, изменения характера в виде грубости,  эмоциональной

холодности, циничности, утраты привязанности к родителям  и членам  семьи,  у

некоторых – агрессивности.

    Кратко  опишем характерологические черты  молодых алкоголиков.

    Лживость  больных алкоголизмом хорошо  знакома клиницистам и  психологам.

У подростков же она  особенно  непоследовательна  и  эмоциональна.  Наиболее

демонстративно  она  выражается  в  стремлении  скрыть  истинные  причины  и

размеры пьянства.

    Как характерную  черту, необходимо отметить  неустойчивость  настроения.

Так, вкрадчивость и  подобострастие  в  ситуациях,  сулящих  выпивку,  резко

сменяются  гневными  вспышками  и  агрессивностью,  если  ей   препятствуют.

Брутальные  аффекты  особенно  легко  развиваются  в  кругу  близких,  редко

сменяясь даже при  посторонних хотя бы формальной вежливостью.

    Подростки  становятся невнимательными   к  близким,  к  прежним   друзьям,

неискренними,  холодными,  замкнутыми  и  недоверчивыми.  Непринужденно  они

чувствуют себя только в "своем кругу". Нередко они  весьма заботливы  к  себе

подобным, например, целыми "делегациями" навещают товарищей, находящихся  на

стационарном лечении  от алкоголизма. Вообще они легко  находят общий язык  со

злоупотребляющими  алкоголем  и   быстро   сближаются   с   ними,   формируя

своеобразное сообщество, где господствуют  особые  нормы  взаимоотношений  и

"кодекс чести", основанные на употреблении спиртных  напитков. [24]

    Что касается  внешних манер  поведения,  то  несовершеннолетним  больным

свойственны  –  часто  наигранные  и   компенсаторные   –   бесцеремонность,

развязность, бахвальство, которые,  однако,  в  условиях  строгого  контроля

легко сменяются  подавленностью, беспомощностью и пассивной  подчиняемостью.

 

    Таким  образом,  социальное  поведение   учащихся,  подверженных  влиянию

алкоголя, принципиально  меняется.

 

 

       3.3. Сравнительный анализ распространенности  и характера ранней

                                алкоголизации

 

    Наиболее  трудно сопоставимы между собой  данные о  распространенности  и

частоте употребления алкогольных напитков среди молодежи.  Авторы не  только

различных стран, но даже одной и той же страны в  один и тот же  исторический

период использовали качественно отличные  друг  от  друга  методы  выявления

употребляющих  и  не  употребляющих  алкоголь,  различные  классификации  по

возрасту и т.д.

    Несмотря  на  разноплановость  критериев   выявления   злоупотребляющих

алкоголем и больных  алкоголизмом в  подростково-юношеском  возрасте,  данные

различных авторов  все-таки позволяют судить о том, что их  число  достаточно

велико.  Анализ  материалов,  свидетельствует,  что  за  последние  100  лет

Информация о работе Меры превенции курения, алкоголизации и наркомании