Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:48, реферат
Изучение прошлого помогает нам лучше понимать настоящее, дает масштаб для его оценки. Вместе с тем познание закономерностей предшествующего развития любого явления помогает нам лучше понять его развитие в будущем.
I. Вступление
II. Характеристика эпохи
III. Народная медицина
1 - «врачевские» книги
2 - торговля с соседними странами, появление новых лекарственных
средств
IV. Эпидемии
1 - «повальные болезни» в Московском государстве
2 - санитарные мероприятия во время «моровых поветрий»
V. Зарождение государственной медицины в Московском государстве
1 - первые аптеки
2 - Аптекарский приказ
3 - организация медицинской службы в российских войсках
VI. Доктора медицины
1 - придворные врачи
2 - первые доктора медицины среди славян
VII. Заключение
Российский
химико-технологический
Московское государство XV – XVIII вв.
История развития медицины
План
II. Характеристика эпохи
III. Народная медицина
1 - «врачевские» книги
2 - торговля с соседними странами, появление новых лекарственных
средств
IV. Эпидемии
1 - «повальные болезни» в Московском государстве
2 - санитарные мероприятия во время «моровых поветрий»
V. Зарождение государственной медицины в Московском государстве
1 - первые аптеки
2 - Аптекарский приказ
3 - организация медицинской службы в российских войсках
VI. Доктора медицины
1 - придворные врачи
2 - первые доктора медицины среди славян
VII. Заключение
Оглавление
Вступление …………………………………………………
Характеристика эпохи…………………………
Народная медицина…………………………………
Эпидемии…………………………………………………………
Зарождение государственной медицины в Московском государстве……..9
Доктора медицины…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Вступление
Изучение прошлого помогает нам лучше понимать настоящее, дает масштаб для его оценки. Вместе с тем познание закономерностей предшествующего развития любого явления помогает нам лучше понять его развитие в будущем.
Медицина, как и всякая другая область знаний, представляет собой не соединение готовых, раз навсегда данных истин, а результат длительного и сложного процесса развития. В каждый данный период медицина представляет определенный этап развития знаний о том, что связано со здоровьем и болезнями людей. Поэтому изучать медицину необходимо в ее историческом развитии. Изучение медицины, как и любой другой отрасли, обязательно включает основательное знакомство с историей. 1
Источниками сведений о ранней медицине на Руси служат археологические раскопки, образцы древнего народного искусства, фольклора; позднее - документы письменности - летописи, записки путешественников, законодательные акты («Изборник Святослава», «Русская Правда» и др.).
Московское государство возникло в конце XV в. В 1485 г. было завершено строительство Кремля в Москве. Наряду с формированием государственного управления происходил процесс объединения русских земель. В XVI столетии к Московскому государству присоединены Псков(1510), Смоленск (1514), Рязань (1521), Казань (1552),Полоцк (1562), Великий Новгород (1578) и другие города. В конце XVI в. Завершено присоединение к Московскому государству Сибири.
В середине XVI столетия в нашей стране были проведены реформы, направленные на централизацию власти и укрепление Российского государства. В 1549 г. был созван первый Земский собор – новый орган власти, который занимался решением важнейших государственных дел. Наступило усиление власти самодержавия. Успешно развивалась внешняя и внутренняя торговля. В то же время усиливался процесс жесткой эксплуатации крестьянства. Частые неурожаи и повальные болезни привели к голоду (1601-1605). Недовольство народа затем переросло в восстание, которым руководил Иван Болотников (1606-1607). Для отражения польско-шведской интервенции (1607-1611) была создана русская армия.
К середине XVII столетия число городов возросло до 254, завершился процесс централизации Московского государства. Наступил «новый период в русской истории». Произошли сдвиги не только в общественно-экономическом развитии, но и в росте самобытной культуры.
_____________________
1 Заблудовский П.Е. История Отечественной медицины, часть 1 (период до 1917г.), М.,1960, стр. 5
Народная медицина
Тем не менее в XVI-XVII вв. практически для всего населения Великого Московского княжества единственным средством поддержания здоровья оставалось народное врачевание. Опыт русской народной медицины передавался устно, сохранялся в многочисленных травниках и лечебниках.
Значительное место в
Развитие торговли с соседними странами расширяло познания русских людей об иноземных лекарственных средствах. На Руси многократно переписывалась переведенная в XIII в. с греческого «Христианская топография» Косьмы Индикоплова, византийского купца, который в VI в.посетил Индию, о. Цейлон и Эфиопию.
Обособленное место в кругу источников принадлежит торговым книгам XVI – XVII вв. В них отображена торговля лекарством между Русью и странами Западной Европы.
Но самую важную группу древнерусского рукописного наследия об индийских лекарствах составляют древнерусские «врачевские» книги. К наиболее обстоятельным из них следует причислить травники и вертограды, в отрывках известные уже в Киевском государстве. С 1534 г. В Москве стал приобретать большую известность Благопрохладный Вертоград, переведенный не без участия русских «немчином» Николаем Булевым с первопечатного «Гортус санитатис» (Сад здоровья). Впоследствии Вертоград 1534 г. неоднократно переписывался русскими знатоками медицины, содержание его значительно обновлялось, сокращалось. И тем не менее эта огромная компиляция сведений по терапии самых разнообразных болезней и о лекарствах всего древнего мира, и теперь еще сохраненная в списках второй половины XVII в., представляет весьма внушительное литературное произведение, заключенное в трех томах с числом страниц более 2500 и многими рисунками лекарственных растений. Один том находится в Историческом музее Москвы, а два других – в Государственной публичной библиотеке имени М.Е.Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Основа лекарствоведения этого Вертограда касается главным образом XVI – XVII вв., т.е. времени уже после Афанасия Никитина и Васко да Гама.
На Руси добывалось издревле болотное железо, соль, в древнерусской технике широко применялся янтарь, с XV в. у нас стали действовать железные рудники, русские знали пирофиллит, добывавшийся в Волынском княжестве, и уже с периода феодальной раздробленности умели изготавливать из него присыпку в виде талька; аметист в XVI в. получали на далеком севере в Кандалакше, белую слюду привозили из Карелии и торговали ею со странами Западной Европы.
Однако лучше всего сведения о лекарственных минеральных веществах изложены в Вертограде 1534 г. Его «лапидарий» - раздел о «камениях» касается 122 названий, и около четверти их связаны своим происхождением с Индостаном и прилегающими к нему островами.
Одним из весьма популярных лечебных средств , и не только на Руси, но и у многих других народов древности, считался «камень беозар», или «безуй», находимый в кишечнике многих жвачных, особенно у диких горных козлов, у антилоп. Русские лечьцы назначали безоар при любых расстройствах «стомаха» (желудка) и кишечника.1
Указания древнерусских
1 - перец; 2 - мускатный орех; 3 – ревень;
4 – кокосовые орехи. Из «
Заслуживает внимания история еще одного средства животного происхождения и также прибывавшего к нам из Индии. Это секрет мускусной железы кабарги, который является источником весьма ценимого мускуса («мьскусь» по памятникам древнерусской письменности). Его применяли при болезнях сердца, при нервных страданиях, у эпилептиков, душевнобольных, в особенности находившихся в состоянии «меланколии» и «кручины черной», пытались им даже лечить людей, страдавших запоем.
_________________________
1 Богоявленский Н.А. Индийская медицина в древнерусском врачевании. - М., 1956, стр. 56
В лечебниках имеется не мало указаний на индийскую амбру и панты. Под древнерусским словом «амбер» следует понимать сгустившийся секрет выделительной системы китов и кашалотов. На Руси «амбер» применялся как благовоние, а лечьцами широко использовался в качестве тонизирующего средства при заболеваниях сердца.
Для истории индо-русской фармацевтической торговли не меньший интерес представляют панты. Так называются молодые рога пантовых или пятнистых и благородных оленей (марала и изюбря). Рога долгое время вымачивались в различных жидкостях, потом сушились на солнце и, наконец, в виде «отирков» (опилков или стружек) закупоривались в керамический сосуд, бамбуковые трости или чаще в «крабицы» (шкатулки) из драгоценных камней и в таком виде отправлялись в далекий путь через моря и пустыни в Византию, оттуда попадали и на Русь.
Пантовые «оттирки» пользовались огромной популярностью среди врачей Московского государства. Они входили в состав когда-то знаменитых «коллурий» (глазной жидкости), их также назначали «падучим», при желудочных и маточных кровотечениях, «расслабленным» (при параличах). Однако чаще всего они применялись при сердечных заболеваниях. Характерно, что вещества, действующие благотворно на сердце, создающие успокоение духа, придающие бодрость, порождающие радость к жизни, всегда причислялись русскими людьми к бесценным средствам, и им давались самые «ласьковыя», самые «сладькия» определения: «любка», «зелие милое», «адамант» (алмаз), «злато», «душа», «милость», «дар небес» и пр. На Руси панты всегда назывались «рогамии золотыми», а оттирки их – это «персть (пыль) золотая».
Гвоздика, добывавшаяся из гвоздичного дерева, в виде высушенных цветочных бутонов издревле была известна на Руси под названием «гвозника». У нас в древности гвоздика имела самое разнообразное лечебное применение. Лечебники рекомендовали ее при слабости зрения, в заболеваниях желудка, печени и сердца, а также при поносах. Были известны ее раздражающие свойства. Русские лечьцы закладывали гвоздичный цветок, в кариозную полость зуба и тем самым они предвосхитили современных одонтологов, употребляющих в этих случаях такие препараты гвоздики, как евгенол, гвоздичное масло.
Эпидемии
Заморская торговля имела и обратную сторону. Торговые ворота страны часто открывали путь страшным эпидемиям, которые в Средние века опустошали и разоряли многие государства Европы. В нашей стране такими воротами были крупные торговые города Псков и Новгород.
Сообщения летописей, записи современников свидетельствуют о распространении заразных заболеваний, о вымирании целых районов как об обычном явлении.
Историки ряда европейских стран на основании данных летописей, церковных записей о погребениях и других документов сообщают об огромной смертности, вплоть до вымирания целых городов и областей. Такие же картины рисует художественная литература и искусство. Сходное явление мы встречаем на Руси. Распространение эпидемий продолжалось и в Московском феодальном государстве.
Мероприятия по борьбе с эпидемиями состояли прежде всего в погребении умерших вдали от церквей, т. е. от населенных мест (церкви обычно помещались в центре жилых кварталов), в запрещении сообщения с «заморными местами».
К началу XVI века относится приводимое летописцами послание старца Филофея к дьяку Мунехину: «...Вы ныне пути заграждаете, дома печатлеете, попам запрещаете к болящим приходити, мертвых телеса из града далеко измещете...». Из этой жалобы ясно видно, какие меры принимались в целях борьбы с эпидемиями.
Описано устройство лесных засек с заставами вокруг «заморных мест».
При сильном «море» во Пскове в 1521 г. было проведено «запирание улиц» — изоляция пораженных частей города. «...Без мала вси не изомроша, и первее начаша мерети на Петровской улице... И князь Михаила Кислица велел... улицу Петровскую заперети с обою концов» 1
На заставах вещи, считавшиеся зараженными, окуривали - пропускали повторно через дым костра из можжевельника (например, одежду, особенно меха), а металлические предметы (деньги и др.) - через уксус. Бумажные донесения чаще всего повторно переписывали и отправляли дальше в копиях, а подлинники и первые копии сжигали. Подобные мероприятия при тогдашнем аппарате государственной власти, конечно, далеко не всегда осуществлялись и часто нарушались. Кроме того, необходимо учесть, что меры по борьбе с массовыми заболеваниями меньше всего диктовались заботой о жизни и здоровье большинства населения: они осуществлялись лишь постольку, поскольку эти заболевания могли представить опасность для правящих слоев, а также поскольку эти заболевания, охватив войско, угрожали его боеспособности. Наличие таких предписаний и требования их беспрекословного выполнения под угрозой смертной казни свидетельствуют о том, что в те времена в нашей стране имелось представление о передаче заразных болезней и о возможности их уничтожения теми или иными мерами.
Информация о работе Московское государство XV – XVIII вв. История развития медицины