Московское государство XV – XVIII вв. История развития медицины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:48, реферат

Описание

Изучение прошлого помогает нам лучше понимать настоящее, дает масштаб для его оценки. Вместе с тем познание закономерностей предшествующего развития любого явления помогает нам лучше понять его развитие в будущем.

Содержание

I. Вступление
II. Характеристика эпохи
III. Народная медицина
1 - «врачевские» книги
2 - торговля с соседними странами, появление новых лекарственных
средств
IV. Эпидемии
1 - «повальные болезни» в Московском государстве
2 - санитарные мероприятия во время «моровых поветрий»
V. Зарождение государственной медицины в Московском государстве
1 - первые аптеки
2 - Аптекарский приказ
3 - организация медицинской службы в российских войсках
VI. Доктора медицины
1 - придворные врачи
2 - первые доктора медицины среди славян
VII. Заключение

Работа состоит из  1 файл

Медицина в Московском государстве.doc

— 1.13 Мб (Скачать документ)


 

Российский  химико-технологический университет  им. Д.И. Менделеева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Московское  государство XV – XVIII вв.

История развития медицины

                                             

 

 

 

 

 

 

                                                                              

                                                             Романова Анастасия Борисовна

                                                             Инженерный экологический факультет,

                                                             1 курс, группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Москва,  2008

 

 

 

 

План

 

 

    1. Вступление

 

    II.       Характеристика эпохи

 

   III.       Народная медицина

 

      1 - «врачевские» книги

      2 - торговля с соседними странами, появление новых лекарственных        

            средств

 

  IV.       Эпидемии

 

      1 - «повальные болезни» в Московском государстве

      2 - санитарные мероприятия во время «моровых поветрий»

 

  V.         Зарождение государственной медицины в Московском государстве

 

      1 - первые аптеки

      2 - Аптекарский приказ

      3 - организация медицинской службы в российских войсках

 

 VI.        Доктора медицины

 

      1 - придворные врачи

      2 - первые доктора медицины среди славян

 

  VII.      Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

Оглавление

 

 

Вступление ……………………………………………………………………4

 

 

Характеристика эпохи………………………………………………………..4

 

 

Народная медицина…………………………………………………………...5

 

 

Эпидемии………………………………………………………………………7

 

 

Зарождение государственной  медицины в Московском государстве……..9

 

 

Доктора медицины……………………………………………………………11

 

 

Заключение……………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

 

             Изучение прошлого помогает нам лучше понимать настоящее, дает масштаб для его оценки. Вместе  с тем познание закономерностей предшествующего развития любого явления помогает нам лучше понять его развитие в будущем.

            Медицина, как и всякая другая область знаний, представляет собой не соединение готовых, раз навсегда данных истин, а результат длительного и сложного процесса развития. В каждый данный период медицина представляет определенный этап развития знаний о том, что связано со здоровьем и болезнями людей. Поэтому изучать медицину необходимо в ее историческом развитии. Изучение медицины, как и любой другой отрасли, обязательно включает основательное знакомство с историей. 1

   Источниками сведений о ранней медицине на Руси служат археологические раскопки, образцы древнего народного искусства, фольклора; позднее - документы письменности  - летописи, записки путешественников, законодательные акты («Изборник Святослава», «Русская Правда» и др.).

 

                                           Характеристика эпохи

           Московское государство возникло в конце XV в. В 1485 г. было завершено строительство Кремля в Москве. Наряду с формированием государственного управления происходил процесс объединения русских земель. В XVI столетии к Московскому государству присоединены Псков(1510), Смоленск (1514), Рязань (1521), Казань (1552),Полоцк (1562), Великий Новгород (1578) и другие города. В конце XVI в. Завершено присоединение к Московскому государству Сибири.

         В середине XVI столетия в нашей стране были проведены реформы, направленные на централизацию власти и укрепление Российского государства. В 1549 г. был созван первый  Земский собор – новый орган власти, который занимался решением важнейших государственных дел. Наступило усиление власти самодержавия. Успешно развивалась внешняя и внутренняя торговля. В то же время усиливался процесс жесткой эксплуатации крестьянства. Частые неурожаи и повальные болезни привели к голоду (1601-1605). Недовольство народа затем переросло в восстание, которым руководил Иван Болотников (1606-1607). Для отражения польско-шведской интервенции (1607-1611) была создана русская армия.  

          К середине XVII столетия число городов возросло до 254, завершился процесс централизации Московского государства. Наступил  «новый период в русской истории». Произошли сдвиги не только в общественно-экономическом развитии, но и в росте самобытной культуры.

_____________________

1 Заблудовский П.Е. История Отечественной медицины, часть 1 (период до 1917г.), М.,1960, стр. 5

                         

 

                                          Народная медицина

         Тем не менее в XVI-XVII вв. практически для всего населения Великого Московского княжества единственным средством поддержания здоровья оставалось народное врачевание. Опыт русской народной медицины передавался  устно, сохранялся в многочисленных травниках и лечебниках.

        Значительное место в лечебниках  этого периода отводилось хирургии (резанию). Среди резальников были костоправы, кровопуски, зубоволоки. На Руси проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного при помощи мандрагоры, мака или вина. Инструменты (пилки, ножницы, долота, топоры, щупы) проводили через огонь. Раны обрабатывали березовой водой, вином и золой, а зашивали волокнами льна, конопли или тонкими нитями из кишок животных.

          Развитие торговли с соседними странами расширяло познания русских людей об иноземных лекарственных средствах. На Руси многократно переписывалась переведенная в XIII в. с греческого «Христианская топография» Косьмы Индикоплова, византийского купца, который в VI в.посетил Индию, о. Цейлон и Эфиопию.  

         Обособленное место в кругу источников принадлежит торговым книгам XVI – XVII вв. В них отображена торговля лекарством между Русью и странами Западной Европы.

         Но самую важную группу древнерусского рукописного наследия об индийских лекарствах составляют древнерусские «врачевские» книги. К наиболее обстоятельным из них следует причислить травники и вертограды, в отрывках известные уже в Киевском государстве. С 1534 г. В Москве стал приобретать большую известность Благопрохладный Вертоград, переведенный не без участия русских «немчином» Николаем Булевым с первопечатного «Гортус санитатис» (Сад здоровья). Впоследствии Вертоград 1534 г. неоднократно переписывался русскими знатоками медицины, содержание его значительно обновлялось, сокращалось. И тем не менее эта огромная компиляция сведений по терапии самых разнообразных болезней и о лекарствах всего древнего мира, и теперь еще сохраненная в списках второй половины XVII в., представляет весьма внушительное литературное произведение, заключенное в трех томах с числом страниц более 2500 и многими рисунками лекарственных растений. Один том находится в Историческом музее Москвы, а два других – в Государственной публичной библиотеке имени М.Е.Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Основа лекарствоведения этого Вертограда касается главным образом XVI – XVII вв., т.е. времени уже после Афанасия Никитина и Васко да Гама.

         На Руси добывалось издревле болотное железо, соль, в древнерусской технике широко применялся янтарь, с XV в. у нас стали действовать железные рудники, русские знали пирофиллит, добывавшийся в Волынском княжестве, и уже с периода феодальной раздробленности умели изготавливать из него присыпку в виде талька; аметист в XVI в. получали на далеком севере в Кандалакше, белую слюду привозили из Карелии и торговали ею со странами Западной Европы.

       Однако лучше всего сведения о лекарственных минеральных веществах изложены в Вертограде 1534 г. Его «лапидарий» - раздел о «камениях» касается 122 названий, и около четверти их связаны своим происхождением с Индостаном и прилегающими к нему островами.

       Одним из весьма популярных лечебных средств , и не только на Руси, но и у многих других народов древности, считался «камень беозар», или «безуй», находимый в кишечнике многих жвачных, особенно у диких горных козлов, у антилоп. Русские лечьцы назначали безоар при любых расстройствах «стомаха» (желудка) и кишечника.1

Указания древнерусских врачебных  книг на отдельные пищевые, пряные, технические и лекарственные растения Индии, поступавшие на русские рынки.

1 - перец; 2 - мускатный орех; 3 – ревень; 4 – кокосовые орехи. Из «Вертограда» 1534 г. 

 

        Заслуживает внимания история еще одного средства животного происхождения и также прибывавшего к нам из Индии. Это секрет мускусной железы кабарги, который является источником весьма ценимого мускуса («мьскусь» по памятникам древнерусской письменности). Его применяли при болезнях сердца, при нервных страданиях, у эпилептиков, душевнобольных, в особенности находившихся в состоянии «меланколии» и «кручины черной», пытались им даже лечить людей, страдавших запоем.

 

_________________________

1 Богоявленский  Н.А.  Индийская  медицина в древнерусском врачевании. - М., 1956, стр. 56

        В лечебниках имеется не мало указаний на индийскую амбру и панты. Под древнерусским словом «амбер» следует понимать сгустившийся секрет выделительной системы китов и кашалотов. На Руси «амбер» применялся как благовоние, а лечьцами широко использовался в качестве тонизирующего средства при заболеваниях сердца.

       Для истории индо-русской фармацевтической торговли не меньший интерес представляют панты. Так называются молодые рога пантовых или пятнистых и благородных оленей (марала и изюбря). Рога долгое время вымачивались в различных жидкостях, потом сушились на солнце и, наконец, в виде «отирков» (опилков или стружек) закупоривались в керамический сосуд, бамбуковые трости или чаще в «крабицы» (шкатулки) из драгоценных камней и в таком виде отправлялись в далекий путь через моря и пустыни в Византию, оттуда попадали и на Русь.

     Пантовые «оттирки» пользовались огромной популярностью среди врачей Московского государства. Они входили в состав когда-то знаменитых «коллурий» (глазной жидкости), их также назначали «падучим», при желудочных и маточных кровотечениях, «расслабленным» (при параличах). Однако чаще всего они применялись при сердечных заболеваниях.  Характерно, что вещества, действующие благотворно на сердце, создающие успокоение духа, придающие бодрость, порождающие радость к жизни, всегда причислялись русскими людьми к бесценным средствам, и им давались самые «ласьковыя», самые «сладькия» определения: «любка», «зелие милое», «адамант» (алмаз), «злато», «душа», «милость», «дар небес» и пр. На Руси панты всегда назывались «рогамии золотыми», а оттирки их – это «персть (пыль) золотая».

      Гвоздика, добывавшаяся из гвоздичного дерева, в виде высушенных цветочных бутонов издревле была известна на Руси под названием «гвозника». У нас в древности гвоздика имела самое разнообразное лечебное применение. Лечебники рекомендовали ее при слабости зрения, в заболеваниях желудка, печени и сердца, а также при поносах. Были известны ее раздражающие свойства. Русские лечьцы закладывали гвоздичный цветок, в кариозную полость зуба и тем самым они предвосхитили современных одонтологов, употребляющих в этих случаях такие препараты гвоздики, как евгенол, гвоздичное масло.

Эпидемии

      Заморская торговля имела и обратную сторону. Торговые ворота страны часто открывали путь страшным эпидемиям, которые в Средние века опустошали и разоряли многие государства Европы. В нашей стране такими воротами были крупные торговые города Псков и Новгород.

Сообщения летописей, записи современников свидетельствуют о распространении заразных заболеваний, о вымирании целых районов как об обычном явлении.

      Историки ряда европейских стран на основании данных летописей, церковных записей о погребениях и других документов сообщают об огромной смертности, вплоть до вымирания целых городов и областей.      Такие же картины рисует художественная литература и искусство. Сходное явление мы встречаем на Руси. Распространение эпидемий продолжалось и в Московском феодальном государстве.

Мероприятия по борьбе с  эпидемиями состояли прежде всего в погребении умерших вдали от церквей, т. е. от населенных мест (церкви обычно помещались в центре жилых кварталов), в запрещении сообщения с «заморными местами».

      К началу XVI века относится приводимое летописцами послание старца Филофея к дьяку Мунехину: «...Вы ныне пути заграждаете, дома печатлеете, попам запрещаете к болящим приходити, мертвых телеса из града далеко измещете...». Из этой жалобы ясно видно, какие меры принимались в целях борьбы с эпидемиями.

Описано устройство лесных засек с заставами вокруг «заморных мест».

При сильном «море» во Пскове в 1521 г. было проведено «запирание улиц» — изоляция пораженных частей города. «...Без мала вси не изомроша, и первее начаша мерети на Петровской улице... И князь Михаила Кислица велел... улицу Петровскую заперети с обою концов» 1

     На заставах вещи, считавшиеся зараженными, окуривали - пропускали повторно через дым костра из можжевельника (например, одежду, особенно меха), а металлические предметы (деньги и др.) - через уксус. Бумажные донесения чаще всего повторно переписывали и отправляли дальше в копиях, а подлинники и первые копии сжигали. Подобные мероприятия при тогдашнем аппарате государственной власти, конечно, далеко не всегда осуществлялись и часто нарушались. Кроме того, необходимо учесть, что меры по борьбе с массовыми заболеваниями меньше всего диктовались заботой о жизни и здоровье большинства населения: они осуществлялись лишь постольку, поскольку эти заболевания могли представить опасность для правящих слоев, а также поскольку эти заболевания, охватив войско, угрожали его боеспособности. Наличие таких предписаний и требования их беспрекословного выполнения под угрозой смертной казни свидетельствуют о том, что в те времена в нашей стране имелось представление о передаче заразных болезней и о возможности их уничтожения теми или иными мерами.

Информация о работе Московское государство XV – XVIII вв. История развития медицины