Наркомания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 02:58, реферат

Описание

Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Мораль - правила нравственности, а также сама нравственность.

Основными критериями нравственного человека являются его нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.

Содержание

Введение

1. Десять проблем современной молодежи

2.Морально-нравственные и ценностные ориентации современной молодежи

3. Культурные ценности современной российской молодежи

4. Молодежь и преступность

5. Проблема наркомании среди молодежи

6. Молодежь и социальное неравенство

Заключение

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 59.47 Кб (Скачать документ)

Таблица 3. К чему стремилось, стремится и чего уже  добилось в жизни старшее поколение, %

 
Сферы достижения успехов Уже добились Пока не добились, но считают, что им это еще по силам Хотели бы, но вряд ли уже смогут добиться этого В их жизненных  планах этого не было Итого  
Получить  хорошее образование 54,0 5,9 27,1 13,0 100  
Получить  престижную работу 28,2 15,8 38,2 17,8 100  
Создать прочную, счастливую семью 63,6 12,9 19,9 3,6 100  
Создать собственный бизнес 9,3 9,0 12,9 68,8 100  
Стать богатым человеком 3,1 17,1 47,0 32,8 100  
Заниматься  любимым делом 42,1 19,4 34,9 3,6 100  
Стать знаменитым, чтобы привлечь 
внимание людей
1,6 3,6 7,5 87,3 100  
Побывать  в разных странах мира 11,9 19,1 48,1 20,9 100  
             

А может ли что-то помешать молодым людям в реализации их жизненных планов? И вообще, опасается  ли чего-либо нынешняя молодежь в своей  жизни? Как вытекает из данных, представленных в таблице 4, больше всего молодежь боится сегодня остаться без материальных средств существования, опасается  разгула преступности, боится остаться без друзей, потерять работу и диктатуры  власти, которая может привести к  ограничению свободы её действий.

 

Таблица 4. Чего опасается сегодня российская молодежь.

 
Опасения % ответивших  
невозможность получить образование 9,6  
остаться  без средств существования 52,1  
преступность 38,2  
проблемы  с устройством на работу 18,7  
потерять  работу 19,8  
остаться  без друзей 28,0  
не  встретить любимого человека 9,9  
не  суметь создать семью 13,6  
диктатура власти 19,4  
     

В основном эти  же опасения характерны и для старшего поколения. Единственное, что обращает на себя внимание, так это естественный для молодых людей более высокий  жизненный тонус, который позволяет  им психологически легче переживать реальные и возможные жизненные  трудности, чаще пребывать в хорошем  настроении (см. табл. 5).

Таблица 5.Какие  чувства чаще всего испытывали в 1997 году молодежь и старшее поколение, %.

 
Молодежь Чувства Старшее поколение  
14,7 Эмоциональный подъем, чувство бодрости 4,4  
32,4 Обычный жизненный  тонус, ровные чувства 21,4  
18,7 Состояние неуравновешенности, чувство тревоги 45,2  
4,6 Состояние безразличия, чувство апатии 8,0  
27,0 Когда как 18,6  
2,6 Затруднились  ответить 2,4  
100 Итого 100  
       

Переходя к  вопросу о ценностных ориентациях, к их межпоколенческому сопоставлению, следует сразу подчеркнуть выявленную преемственность ценностных систем поколений “отцов” и “детей”. Хотя, разумеется, в них существуют и определенные различия, вытекающие из характера нынешних социально-экономических  условий. В качестве подтверждения  этого тезиса сошлемся, прежде всего, на данные таблицы 6, которые весьма красноречиво отражают выбор альтернативных ценностных суждений представителями  молодежи и старшего поколения.

Таблица 6. Ценностные ориентации молодежи и старшего поколения, %

 
Молодое поколение Ценностные  ориентации Старшее поколение  
64,9 Мое материальное положение в настоящем и будущем  зависит прежде всего от меня 40,5  
35,1 От меня мало что зависит -- важно, какая экономическая  ситуация будет в стране 59,5  
49,4 Для достижения успеха в жизни надо рисковать, это  дает шанс 37,3  
50,6 В жизни лучше  не рисковать, а постепенно, но зато надежно строить свою карьеру 62,7  
53,9 Материальных  успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть  живут бедно -- это справедливо 46,0  
46,1 Надо проявлять  гуманность, те, кто материально  преуспел должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел 54,0  
59,0 Только на интересную работу стоит потратить значительную часть жизни 53,7  
41,0 Главное в работе -- это сколько за нее платят 46,3  
32,4 Надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены 18,0  
67,6 Человек должен иметь те доходы, которые заработал  честным путем 82,0  
70,5 Свобода -- то, без  чего жизнь человека теряет смысл 58,5  
29,5 Главное в жизни -- материальное благополучие, а свобода  второстепенна 41,5  
60,7 Выделяться  среди других и быть яркой индивидуальностью  лучше, чем жить как все 45,9  
39,3 Жить как  все, лучше, чем выделяться среди  других 54,1  
43,8 Современный мир  жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место  в нем, а то и переступить через  некоторые нормы морали 24,2  
56,2 Я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну  через свою совесть и моральные  нормы 75,8  
       

Как видим, базовые  ценности молодежи (четвертая и шестая пары) и старшего поколения очень  близки. И те, и другие ориентированы  в большей степени на интересную работу, чем на заработок. И те, и  другие в большинстве своем предпочитают свободу материальному благополучию. Не случайно число молодых россиян, называвших своей мечтой цели, связанные  с материальным потреблением (иметь  свою квартиру, заработать много денег, жить в достатке, съездить в путешествие  и т.п.), меньше тех, кто был ориентирован на цели “непотребительского” плана (иметь хорошую семью, воспитать  хороших детей, получить хорошее  образование и т.п.).

В то же время  анализ ряда инструментальных ценностей, отвечающих не столько на вопрос, “что в жизни важнее”, сколько на вопрос, “в каких условиях и как реализовывать  жизненные цели”, демонстрируя достаточно высокий уровень преемственности, показывает в то же время основной вектор изменений ценностных систем поколения, выросшего в условиях рыночных реформ. В первую очередь  здесь следует упомянуть ценность солидарности, готовности заботиться о бедных членах общества. Казалось бы, сдвиг, прошедший в этой области, очень небольшой, и число сторонников  солидарности среди старших возрастов всего на 7% больше, чем среди молодежи. Но в результате этого сдвига знак выбора молодым поколением меняется на противоположный. И если среди старшего поколения большинство считает, что те, кто материально преуспел, должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел, то среди молодежи большинство убеждено, что материальных успехов люди должны добиваться сами.

Однако убеждение  молодых россиян в том, что  бедность -- справедливый удел тех, кто  не обеспечил свое материальное благополучие, отнюдь не является проявлением их жестокости или эгоизма. Здесь мы имеем дело с явлением более глубокого  порядка -- сломом коллективистско-патерналистского типа сознания, берущего свое начало ещё  в русской общине, которая заботилась о своих беднейших членах. На смену  ему в современную молодежную среду входит модель индивидуалистического  утилитарного сознания западного типа. Краеугольная основа этого типа сознания -- человек, “сам себя делающий”, а, следовательно, сам несущий ответственность  за последствия всех своих действий. И не случайно в первых трёх и  седьмой парах ценностных суждений, отражающих противоположность инициативно-индивидуалистического  и патерналистско-коллективистского  типов сознания, ответы представителей молодежи распределялись качественно  иначе, чем ответы представителей старшего поколения.

Определенные  различия здесь выявляются и в  среде самой молодежи. Если у “благополучных”  молодых россиян 84,3% были убеждены в  том, что их материальное положение  в настоящем и будущем зависит  прежде всего от них самих, то среди  “неблагополучных” -- только 49,6%. Соответственно, две трети “благополучных” молодых  россиян были убеждены, что материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть  живут бедно -- и это справедливо (см. табл.7).

Таблица 7. Распространенность инициативных и патерналистских  идеалов среди “благополучной”  и “неблагополучной” российской молодежи, %

 
“благополучные” идеалы “неблагополучные”  
35,4 помогать бедным 52,6  
64,6 добиваться  успеха самим 47,4  
       

В целом для  старшего поколения характерна та же тенденция. Считают, что благополучие каждого должно зависеть от его собственных  усилий 55,6% “благополучных” и 38,9% “неблагополучных”  представителей старших возрастных групп. Из них же -- сторонниками того, что материально преуспевшие  должны заботиться об остальных, было соответственно 44,4% и 58,2%. Приведенные  данные позволяют говорить о том, что существующие в молодежной среде (как и среди старшего поколения) индивидуалистические и патерналистские  ориентации приобрели у молодежи относительно завершенную форму. Это  выразилось в росте индивидуалистических настроений и падении распространенности патерналистских ожиданий. “Благополучные”  молодые россияне ещё менее склонны  помогать бедным, чем их “отцы”, зато и “неблагополучные” представители  молодежи меньше ждут помощи от преуспевших  сограждан, чем их родители.

Наконец, как  показывают приведенные данные, в  группе ценностей морального плана  молодые россияне продемонстрировали определенную преемственность со старшим  поколением, хотя происшедшие в этой области сдвиги все же не могут  не насторожить. Так, большинство молодых россиян убеждено, что лучше не достичь материального благополучия и не сделать карьеры, чем перешагнуть ради этого через свою совесть и мораль. Но все же 43,8% из них, т.е. почти половина, готовы драться за свое место в жизни и переступить ради своего благополучия через моральные нормы. Среди старшего поколения данное соотношение составило соответственно 75,5% и 23,8%.

Информация о работе Наркомания