Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 02:58, реферат
Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Мораль - правила нравственности, а также сама нравственность.
Основными критериями нравственного человека являются его нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.
Введение
1. Десять проблем современной молодежи
2.Морально-нравственные и ценностные ориентации современной молодежи
3. Культурные ценности современной российской молодежи
4. Молодежь и преступность
5. Проблема наркомании среди молодежи
6. Молодежь и социальное неравенство
Заключение
Однако эти расхождения отражают скорее различия в целевых установках у молодежи и старшего поколения, чем реальную готовность к нарушению молодыми людьми норм морали, а тем более -- права. Убеждение в том, что можно иметь только “честные” доходы, а не любые, разделило, например, уже две трети молодых россиян. Вместе с тем то, что каждый третий представитель молодежи убежден в том, что хороши любые доходы, независимо от того, как они получены -- факт очень тревожный. У старшего поколения этот показатель вдвое меньше -- 17,6%.
Обращает на
себя внимание и правовой нигилизм
молодежи, впрочем, практически тождественный
правовому нигилизму старшего поколения.
Достаточно отметить, что только каждый
десятый представитель молодежи
и каждый седьмой представитель
старшего поколения готовы безоговорочно
подчиняться требованиям
Единственное, что внушает оптимизм в ответах на вопрос об отношении к закону -- выявленная относительно небольшая часть (около трети) тех, кто в своем поведении склонен ориентироваться не столько на закон, сколько на свое понимание справедливости. Это позволяет надеяться, что строительство правового государства, в основе которого лежат нормы закона, имеет в России определенные перспективы.
Важным аспектом настоящего исследования была также попытка рассмотреть не только декларируемые позиции, но и реальные формы негативного поведения молодежи. В целом опрос показал, что доля тех, в чьем социальном опыте такое поведение имело место, весьма значительна, но все же меньше, чем можно было бы предположить, судя по наиболее популярным газетным штампам.
Таблица 8. Степень распространенности среди молодежи различных форм негативного поведения, %
Приходилось ли | Да, часто | Редко, только пробовали | Сами этого не делали, но других за это не осуждают | Не приходилось, являются противниками подобных действий | Не захотели отвечать на вопрос | Итого | |
Курить | 47,6 | 27,3 | 10,8 | 12,7 | 1,6 | 100 | |
Пить крепкие напитки | 36,9 | 44,7 | 4,4 | 7,0 | 7,0 | 100 | |
Сознательно обманывать кого-то для | 12,6 | 33,3 | 12,0 | 34,2 | 7,9 | 100 | |
Употреблять наркотики | 1,9 | 8,0 | 8,2 | 79,1 | 2,8 | 100 | |
Давать взятки | 6,3 | 16,3 | 26,2 | 45,6 | 5,6 | 100 | |
Уклоняться от налогов | 6,0 | 6,3 | 32,6 | 45,1 | 10,0 | 100 | |
Вступать в половые связи до брака | 36,0 | 16,1 | 15,4 | 10,5 | 22,0 | 100 | |
Использовать
сексуальные связи для |
3,1 | 5,1 | 30,2 | 49,1 | 12,5 | 100 | |
Иметь
сексуальные отношения с |
0,5 | 1,9 | 21,5 | 68,5 | 7,6 | 100 | |
По другим формам
негативного поведения
Кто же в первую
очередь попадает в группы с негативным
поведением? Разумеется, здесь действуют
одновременно очень много факторов,
связанных в значительной степени
с индивидуальными
Экономические формы девиации характерны в основном для мужчин старшей возрастной группы молодежи (от уплаты налогов уклонялись 8,4% молодежи в возрасте до 20 лет, и 15,0% в возрасте 24-26 лет; взятки давал каждый четвертый россиянин старше 24 лет и каждый шестой в возрасте до 20 лет). Работники частных предприятий давали взятки вдвое чаще, чем работники государственных предприятий. Важным фактором экономической девиации оказалась и профессиональная деятельность молодежи: молодые предприниматели втрое чаще уклонялись от налогов и давали взятки, чем, например, гуманитарная интеллигенция, у которой уровень этих форм девиации самый низкий. По значимости фактор профессиональной принадлежности был сопоставим только с вертикальной мобильностью в ходе реформ (но не с уровнем материального благосостояния, который практически не имел значения!). Среди тех, кто выиграл в ходе реформ, экономическая девиация распространена вдвое больше, чем среди тех, кто считает себя проигравшим.
Что касается бытовой девиации, то здесь картина довольно пестрая. Сексуальные связи в корыстных целях в большей степени склонны использовать молодые люди, чьи родители не добились в жизни успеха (12,6% при 8,1% у тех, чей отец добился успеха в жизни); жители села, рабочие и работники сферы обслуживания (12,6%, 10,2% и 10,0% соответственно), выигравшие в ходе реформ (11,8% при 6,9% у проигравших). Пол, возраст, материальное положение и образование (за исключением отсутствия даже среднего образования) значения не имели.
Сексуальные отношения
с человеком своего пола в равной
степени распространены и среди
юношей, и среди девушек, причем шире
всего они имеют место в
среде сельской молодежи (3,8%) и гуманитарной
интеллигенции (3,4%). В среде предпринимателей,
в целом характеризующейся
Употребление
наркотиков также оказалось на селе
весьма распространено. Достаточно сказать,
что если среди гуманитарной интеллигенции
в выборке не оказалось ни одного
наркомана, а число пробовавших
наркотики было всего 3,0%, то среди
сельских жителей наркоманов было 2,2%,
и ещё 10,2% молодых людей пробовали
наркотики. Более высокий показатель
только у предпринимателей (соответственно
2,9% и 12,5%) и студентов (2,3% и 12,8%). При
этом, что особенно тревожно, наркотики
шире распространены среди самой
младшей части молодежи (11,6% в
возрастной группе до 20 лет при 8,9% в
группе 24-26 лет). Юноши употребляют
наркотики в два с половиной
раза чаще, чем девушки, а дети не
добившихся успеха родителей -- в полтора
раза чаще, чем их более благополучные
сверстники. При этом реальное материальное
положение молодых людей
Самый высокий
процент постоянного
Таким образом,
при относительно высоком уровне
негативного поведения у
Дополним моральный облик современной российской молодежи данными исследования о том, какие качества она в наибольшей степени ценит в людях. В анкете имелась возможность отметить не более трех из 14-ти предлагаемых положительных качеств человека. Результаты ответов приводятся в таблице по степени от наибольшего к меньшему предпочтению качеств.
Таблица 9. Какие качества молодежь в наибольшей степени ценит в людях, %
Человеческие качества | Данные в % к числу ответивших | |
Ум | 63,6 | |
Доброта | 36,7 | |
Юмор | 34,4 | |
Уверенность в себе | 28,8 | |
Целеустремленность | 24,7 | |
Отзывчивость | 22,5 | |
Обязательность | 17,5 | |
Воспитанность | 17,5 | |
Общительность | 11,2 | |
Независимость | 9,8 | |
Независимость | 9,8 | |
Инициативность | 9,5 | |
Сила | 8,5 | |
Оригинальность | 5,6 | |
Красота | 5,0 | |
Прежде всего, обращает на себя внимание явное предпочтение ума над всеми остальными качествами. Скорее всего, это объясняется тем, что ум в рамках российской культуры понимается как всеохватывающее свойство человека, противостоящее, как известно, глупости. Нередко ум противопоставляется также силе. Однако только 8,5% молодых людей обращают внимание на силу как на очень значимое человеческое качество.
Данные специального
анализа показывают, что наиболее
часто встречающейся
Обращает на
себя внимание, что такие качества,
как обязательность, стремление к
независимости и инициативность
занимают гораздо более низкие позиции,
чем это требуется логикой
и содержанием развития рыночных
отношений. Независимость, разумеется,
коррелирует со стремлением к
свободе, но это качество выбирают в
данном контексте только 9,8% молодежи.
Обязательность -- безусловное условие
успеха в складывающейся системе
общественных отношений, в рыночных
взаимосвязях, но и оно получает
поддержку только 17,5% молодежи. Большее
число молодых людей избирает
отзывчивость (22,5%). Представленные данные,
скорее всего, говорят о том, что
российская молодежь ещё недостаточно
активно повернулась в сторону
рыночных отношений, проявляет слабую
требовательность к себе и явно недооценивает
необходимость повышения
3. Культурные
ценности современной
Общество, сделавшее
материальное благополучие и обогащение
смыслом и философией своего существования,
формирует соответствующую
Усваивая поведенческие стандарты доминирующих социальных отношений, молодой человек может определить границы своей высшей идентификации лишь в рамках массовой культуры, унифицирующей его духовные потребности, выводя их в основном в рекреативную сферу. Подобная высшая идентификация носит конформистский характер и формирует установку на квазипотребление духовных ценностей. Внешняя идентификация не всегда переходит во внутреннюю, т.е. в самоидентификацию, обретение индивидом осознанных убеждений и ценностных ориентации, определяющих его социальную роль.
Культ моды, вещивизма и потребления овладевает сознанием молодежи и приобретает универсальный характер. Классическая культура начинает терять ценностную привлекательность, становясь чуждой и архаичной. Также становится безразличными для определенной части молодежи понятия «Россия», «родной дом, город». Только 37,1% опрошенных отметили, как духовно близко им понятие «Россия», 36,3% -- идентифицируют себя с соотечественниками по признаку «единая культура», 27% -- по признаку «историческое прошлое». На вопрос: «Ощущаете ли вы себя гражданином России?» утвердительный ответ п 'учен у 19% опрошенных молодых людей, остальные ответили или отрицательно (9,3%) или согласились с тем, что не задумывались об этом (19,8%)'.
Социологический
анализ проблем культурной идентификации
молодежи выявил тенденцию к усилению
процессов стандартизации культурного
потребления и досугового поведения,
утвержденного пассивно-