Обязательное медицинское страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 09:47, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ и характеристика обязательного медицинского страхования.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе предполагается решение следующих задач:
- раскрыть понятие, сущность и принципы осуществления обязательного медицинского страхования;
- охарактеризовать субъектов и участников правоотношений по обязательному медицинскому страхованию;
- рассмотреть программы и систему договоров в сфере обязательного медицинского страхования;
- проанализировать организацию финансового обеспечения обязательного медицинского страхования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 6
1.2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ: 7
1.3. СУБЪЕКТЫ И УЧАСТНИКИ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МЕДИЦИНСКОМУ СТРАХОВАНИЮ 8
1.4. ПРОГРАММЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 13
1.5. СИСТЕМА ДОГОВОРОВ В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 15
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 19
2.1. СРЕДСТВА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 19
2.2. РАЗМЕР И УПЛАТА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ 20
2.3. ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
Список используемой литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Курсовик .doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

Предметом договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования являются, с одной стороны, обязательства территориального фонда обязательного медицинского страхования по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования и, с другой стороны, обязательства страховой медицинской организации оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями территориальной программы за счет предоставленных ей территориальным фондом обязательного медицинского страхования целевых средств.

Таким образом, на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования происходит финансирование страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации.

2) Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном порядке Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Сторонами в договоре выступают медицинская организация (юридические лица любой организационно-правовой формы, так и индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой) и страховая медицинская организация.

По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

 

ГЛАВА 2. Финансовое обеспечение обязательного  медицинского страхования

Законом от 29 ноября 2010 № 326-ФЗ урегулированы отношения, касающиеся финансового обеспечения обязательного медицинского страхования:

- порядок формирования  средств обязательного медицинского страхования;

- размер страхового  взноса неработающего населения;

- период, порядок и  сроки уплаты страховых взносов; 

- ответственность за  нарушения в сфере уплаты страховых  взносов;

- порядок установления  тарифов на оплату медицинской  помощи по обязательному медицинскому страхованию.

2.1. Средства обязательного медицинского страхования

Средства обязательного  медицинского страхования формируются  за счет:

  • доходов от уплаты:

- страховых взносов на обязательное медицинское страхование;

- не уплаченных вовремя взносов, налоговых платежей;

- начисленных пеней и штрафов;

  • средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование;
  • средств бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
  • доходов от размещения временно свободных средств;
  • иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2.2. Размер и уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование

  • Для работающего населения - обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование, размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) указанных страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение порядка их уплаты, устанавливаются Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» статья 12.

С 2011 года уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения осуществляется страхователями в Федеральный фонд в размере 3,1%, в Территориальные фонды размере 2,0%;

С 2012 года уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения осуществляется страхователями полностью в бюджет Федерального фонда в размере 5,1%

  • Для неработающего населения - в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2010 № 782 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год» размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование устанавливается законом субъекта Российской Федерации при этом:

– размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование  неработающего населения устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании и не может быть меньше показателя, установленного на 2010 г.;

– размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование  неработающего населения должен учитывать в том числе более высокий уровень потребления медицинской помощи и соответственно ее стоимости для неработающего населения (для детей от 0 до 4 лет, лиц от 60 лет и старше по отношению к подушевому нормативу финансового обеспечения, предусмотренному территориальной программой обязательного медицинского страхования). Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные программой, установлены в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета).

Формирование тарифов на медицинскую  помощь, оказываемую за счет средств обязательного медицинского страхования, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом определенных программой нормативов.

С 2011 года размер бюджетных ассигнований на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должен включать в себя в полном объеме финансовое обеспечение видов медицинской помощи и включенных в тариф на оплату медицинской помощи статей расходов в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, должен быть не менее размера суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ бюджету территориальных фондов на 2010 год.

С 2012 года уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляется страхователями в бюджет Федерального фонда.

2.3. Тарифы страховых взносов  на обязательное медицинское страхование

Тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с  методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом  исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Тарифы на оплату медицинской помощи должны устанавливаться соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников.

Тарифы на оплату медицинской помощи в одной медицинской организации являются едиными для всех страховых медицинских организаций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, оплачивающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных настоящим Федеральным законом - в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

 

Заключение

Принятие Федерального закона от 29 ноября 2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» символизирует новый этап в развитии системы обязательного медицинского страхования, основной целью которого стоит ее совершенствование и модернизация.

Основная причина неэффективности  существовавшей до 2011 года модели медицинского страхования заключалась в том, что законодательством не были созданы условия, при которых центральным элементом системы обязательного медицинского страхования являлся бы пациент как застрахованный гражданин и его потребности. Действительно, до 2011 года право выбора страховой медицинской организации было закреплено одновременно и за гражданином, и за страхователем (работодателем или соответствующим органом исполнительной власти). Фактически же это привело к устранению граждан от участия в выборе страховой медицинской организации.

Кроме того, отношения  в системе строились по следующему принципу: больницы и поликлиники  получали средства от страховых медицинских организаций не в качестве возмещения затрат на уже проведенное лечение, а качестве средств на предоставление медицинской помощи. То есть, по сути, применялся бюджетный (сметный) вариант финансирования, при котором лечебные учреждения не были заинтересованы в повышении качества оказываемых услуг.

На современном этапе развития общества намечено финансировать оказанную  услугу, а не медицинское учреждение. Закон расширяет возможности выбора для человека, он имеет право выбрать страховую медицинскую организацию и возможность ее смены, медицинское учреждение и лечащего врача независимо от места регистрации и постоянного проживания. Создает условия для формирования конкуренции среди страховых медицинских организаций и медицинских учреждений, что выступает мощным экономическим стимулом увеличения качества оказываемой ими медицинской помощи. Предусматривает систему контроля и ответственность всех участников системы обязательного медицинского страхования, в том числе для медицинских организаций за некачественное оказание медицинской помощи, незаконное взимание денежных средств за гарантированные государством бесплатные услуги, за отказ в оказании медицинской помощи и другие нарушения. Закон предусматривает систему штрафов за данные нарушения, а в роли защитников прав пациентов будут выступать страховые медицинские организации и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и отменяет необходимость заключения договоров со страховыми организациями и контроль за выдачу и изъятие полисов обязательного медицинского. Введение единого электронного полиса и единой информационной базы позволяющей хранить информацию обо всех медицинских заключениях, сделанными различными врачами, позволит более точно и правильно диагностировать те или иные заболевания - прогрессивный шаг, облегчающий жизнь многим участникам системы обеспечения конституционного права граждан.

Изменение системы финансирования, когда не государство, а пациент  становится источником привлечения  средств, автоматически влечет за собой  конкуренцию между организациями здравоохранения. Только в таких условиях будет повышаться качество медицинских услуг, что положительно скажется на здоровье нации в целом.

Таким образом, в работе было подробно изучено обязательное медицинское развитие, значит поставленные задачи выполнены и цель достигнута.

 

Список  используемой литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

2. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (редакция, действующая с 1 января 2012 года)

3. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ: «КОНТРАКТ», 2011 Путило Н.В.

4. Комментарий к Федеральному закону от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Нормативные акты для бухгалтера. 2011. № 2 Шульман Л.С.

5. Постановление правительства РФ от 22 октября 2012 г. «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

Учебные пособия по страхованию:

1. Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование: Учебное пособие ИНФРА-М, 2006

2. Федорова Т.А. Страхование: Учебник 2-е издание, и перераб. и доп. Экономистъ, 2004

3. Шахов В.В. Страхование: Учебник 3-е издание, перер. ЮНИТИ, 2010

Интернет-ресурсы:

1. http://resom.ru/img/publications/aif.jpg

2. http://www.help-patient.ru/rights/relations_employer/oms/

3. http://www.gsmk.ru/page_34.html

4. http://www.ffoms.ru

5. http://www.referent.ru/48/183310


Информация о работе Обязательное медицинское страхование