Охрана здоровья детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:38, контрольная работа

Описание

Цель моей работы – определить особенности охраны здоровья детей дошкольного возраста. Задачи: 1) определить проблемы охраны здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях; 2) изучить обязанности сотрудников дошкольных образовательных учреждений в сфере охраны здоровья детей; 3) дать понятие медицинскому осмотру как одному из способов охраны здоровья детей дошкольного возраста; 4) рассмотреть способы профилактики некоторых детских заболеваний; 5) составить план мероприятий по охране здоровья детей дошкольного возраста с привлечением ДОУ, родителей и детской поликлиники.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Проблемы охраны здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях………………………………………………………………….4
Охрана жизни и здоровья детей……………………………………………..5
Обязанности сотрудников детского дошкольного учреждения……….5
Медицинский осмотр в дошкольных учреждениях……….…………...6
Профилактика нарушения осанки (сколиоза) у детей…………………7
Профилактика заболеваний почек у детей……………………………..8
Профилактика отита у детей………………………………………….....8
Профилактика заболеваний крови у детей……………………………..9
Болезнетворные микробы и защитные свойства организма..……………..9
Иммунитет………………………………………………………............10
Прививки………………………………………………………………...11
Содержание, формы и методы работы с родителями по формированию здоровья детей………………………………………………………………13

Заключение……………………………………………………………………….20

Список литературы……..……………………………………………………..…21

Работа состоит из  1 файл

контрольная медицина.docx

— 39.00 Кб (Скачать документ)
ustify">Кровь - является жидкой тканью, которая непрерывно движется по сосудам и состоит  из плазмы и взвешенных клеточных  элементов, которые делятся на красные  и белые (эритроциты и лейкоциты). Основные функции эритроцитов –  это транспорт кислорода и  углекислого газа. Лейкоциты же выполняют  функцию защитников организма. Кроме  того, в крови содержится тромбоциты - кровяные пластинки, функцией которых  является обеспечение свертываемости крови. Абсолютно любое заболевание  крови – это всегда серьезно.

3. Болезнетворные микробы  и защитные свойства  организма.

Причиной  неинфекционных болезней детей может  быть недостаточное или неправильное питание (гипотрофия, диспепсия), отсутствие в пище необходимых витаминов (рахит, цинга и др.), физические факторы  – сильное охлаждение, перегревание, травмы, отравления и пр. Инфекционные заболевания вызываются болезнетворными (патогенными) микробами – мельчайшими  растительными и животными организмами, видимыми под микроскопом.

Проникая  в организм человека, болезнетворные микробы начинают быстро размножаться и в результате жизнедеятельности выделяют яды-токсины, которые, поражая клетки и ткани, вызывают болезненные симптомы.

Организм  человека обладает рядом средств, защищающих его от микробов. Здоровая кожа, слизистые  оболочки дыхательных путей, покрытые особыми клетками, механически задерживают  микробов на своей поверхности. Кроме  того, губительное влияние на них  оказывают химические вещества, выделяемые кожей и слизистыми оболочками. Одно из таких веществ – лизоцим. Губительное действие на ряд микробов оказывают желудочный и кишечный соки. Если же все болезнетворные микробы прорывают защитный барьер и прорывается в ткани организма, то на их пути возникает воспалительный процесс – сложная защитная реакция, в результате которой микробы или погибают, или вследствие образования фиброзной соединительной ткани, которая окружает очаг воспаления, изолируются от здоровых органов. Если микробы прорывают и этот барьер, они попадают в кровь. Но и в крови существует защитное вещество – алексин.

Все эти  защитные приспособления имеются в  каждом здоровом организме. Голодание, особенно уменьшение в пище достаточного количества белков и витаминов, переутомление, тяжелые переживания, нарушение  режима резко снижают защитные свойства организма. Правильный распорядок жизни, регулярное пребывание на свежем воздухе, закаливающие процедуры, веселое, жизнерадостное настроение способствуют повышению  этих свойств. 

3.1. Иммунитет.

Иммунитет – невосприимчивость организма  к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам, обладающим чужеродными – антигенными –  свойствами. Иммунитет, возникающий в организме в ответ на проникновение в него болезнетворных микробов или их ядов, носит название естественного, активного. Под влиянием инфекционных заболеваний ткани организма приобретают определенную устойчивость к микробам и их ядам. Возникает так называемый тканевый иммунитет. Также существуют послеинфекционный естественный иммунитет, бытовой иммунитет и врожденный естественный иммунитет.

Невосприимчивость к тому или иному заболеванию  можно создать искусственно, вводя  в организм здорового человека вакцину (убитые или ослабленные микробы), анатоксин (ослабленный яд микробов), сыворотку крови предварительно иммунизированного против данной болезни животного или переболевшего этой болезнью человека.

При вакцинации – введении ослабленных или убитых микробов, а также их ядов – организм, не заболевая типичной болезнью, активно  вырабатывает против нее антитела. Такой вид искусственного иммунитета носит название активного.

При введении сыворотки крови, содержащей готовые  антитела, организм в их переработке  активного участия не принимает. Такой вид иммунитета называется пассивным.

На образование  активного иммунитета уходит несколько  недель; пассивный иммунитет проявляется  через несколько часов после  введения сыворотки. Активный иммунитет сохраняется продолжительное время, а пассивный всего 2-3 недели после введения сыворотки. Поэтому вакцины в большинстве случаев применяют тогда, когда необходим иммунитет, способный предохранять организм от заражения на длительное время. Сыворотки же чаще всего вводят для быстрого обезвреживания микробов и их токсинов, когда человек уже заболел или контактировал с больным.

3.2. Прививки.

При многих инфекционных заболеваниях искусственная  иммунизация (прививки) является основной мерой профилактики.

У нас  в стране прививки проводят против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, столбняка, кори, свинки, гриппа. Перед прививкой врач осматривает  детей, выявляет, нет ли у них противопоказания к ней.

Пути введения прививочного материала в организм ребенка различны: накожно, подкожно, внутримышечно, через рот или нос.

Наилучший эффект от прививок против коклюша, дифтерии получается при повторных (через  небольшие интервалы) введениях  прививочного материала. После прививки создается искусственный иммунитет  различной длительности (от 1 гола до 5 лет). Для поддержания иммунитета на достаточно высоком уровне через  определенные сроки (чаще 2-3 года) проводят ревакцинацию (повторение прививки).

В период проведения массовых прививок воспитатели  должны активно помогать медицинскому персоналу. В каждой группе необходимо провести беседы с детьми о значении прививок в предупреждении инфекционных заболеваний.

Активная  иммунизация иногда сопровождается послепрививочными реакциями. Различают  общую, местную и очаговую реакции.

Общая реакция характеризуется недомоганием и повышением температуры: иногда она  имеет некоторое сходство с симптомами той болезни, против которой были сделаны прививки.

Местная реакция выражается в появлении  на месте прививки припухлости, красноты и болезненности, иногда при этом припухают и соседние лимфатические  железы.

И общая  и местная реакции обычно быстро проходят и легко переносятся. Однако при появлении болезненных симптомов  у подвергшегося прививке ребенка  его следует обязательно показать врачу. Такая консультация с врачом необходима еще и потому, что под влиянием прививки могут обостриться имеющиеся у ребенка хронические заболевания – очаговая реакция (ревматизм, воспаление среднего уха, почек и др.)

Поскольку дети, переболевшие незадолго до очередной  прививки каким-либо острым заболеванием, могут дать на нее более сильную  реакцию и при этом у них вырабатывается недостаточный иммунитет, работники дошкольного учреждения о таких детях должны поставить в известность врача.

4. Содержание, формы  и методы работы  с родителями по  формированию здоровья  детей.

В настоящее  время вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации  здорового образа жизни стали  одним из важнейших направлений  деятельности дошкольных образовательных  учреждений.

Но вместе с тем, здоровье детей продолжает находиться в критическом состоянии.

Как показали результаты специального изучения, из 273 обследованных врачами детей  у 255 имеются те или иные отклонения в здоровье.

Анализ  полученных данных позволил врачам установить, что генетический (наследственный) анамнез у 67% детей отягощен сердечно-сосудистыми, бронхо-легочными и онкологическими  заболеваниями.

Биологический анамнез (течение беременности и  родов) был отягощен практически  у всех детей. Данные анамнеза свидетельствуют  о высоком уровне подверженности детей различного рода заболеваниям.

У половины обследованных детей были выявлены отклонения в физическом развитии в  виде пониженного роста и дисгармонии  за счет избытка или дефицита массы  тела, а также некоторые соматические признаки, которые являются предвестником  нарушения осанки.

Кроме того, у многих детей выявлено плохое развитие мускулатуры, что объясняется  специалистами как недостаточное  развитие мышечной ткани на уровне закладки. Результаты обследования стопы  детей также неутешительны. Только у 40% детей полноценно сформирован  свод стопы, у остальных стопа  уплощенная или плоская.

Результаты  обследования показали , что 50% детей  относятся к категориям часто  болеющих. При организации оздоровления этих детей в условиях дошкольного  образовательного учреждения встает вопрос о необходимости подбора или специальной разработки программ, которые учитывали бы индивидуальный темп развития, а также позволяли регулировать нагрузку при проведении различных медицинских и оздоровительных процедур.

Было  установлено, что наименее информированными о состоянии здоровья ребенка  оказались родители. На втором месте  – педагоги. Наиболее полными данными  о состоянии здоровья детей располагают  врачи в детских поликлиниках. Отсутствие у родителей и педагогов  полной информации о здоровье ребенка  крайне опасно, так как создает  ложное впечатление о благополучии.

В первую очередь это связано с тем, что дети не получают своевременную  медицинскую помощь и для них  не создаются необходимые условия  в семье по выполнении режима дня, закаливанию, питанию и т.п.

Режим дня в подавляющем большинстве  семей не выполняется. Пренебрежительное  отношение родителей к режиму дня приводит к серьезным негативным последствиям. Отсутствие правильного  режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском  саду в понедельник: чувствуется  повышенная утомляемость, вялость, или, напротив, повышенная возбудимость.

С целью  изучения использования закаливания  в семье было проведено анкетирование 269 родителей. Результаты анкетирования представлены в приложении 1.

Информацию  закаливания с детьми 62,3% родителей  получили в поликлинике и 12% - при  чтении специальной литературы и  только 25,7% - в детском саду.

Для сравнения  можно рассмотреть данные о применении закаливающих процедур с детьми до 3 лет до их поступление в дошкольное образовательное учреждение (Приложение 2).

Доля  родителей принимающих активное участие в закаливании своих  детей возрастает после поступление  в ДОУ. Также расширяется номенклатура процедур, которые применяются родителями.

Анализ  таблиц позволяет установить, какие  виды закаливания предпочитают родители: это прогулки и хождение босиком  по полу, т.е. родители стремятся использовать наименее трудоемкие процедуры.

Таким образом, педагогам и медицинским  работникам следует изменить методы работы с родителями. Необходимо отказаться от общих рекомендаций типа «Надо  закаливать ребенка!», а осуществлять аргументированное убеждение, в  основе которого должны лежать показатели состояния здоровья конкретного  ребенка.

В настоящее  время работа по сохранению и укреплению здоровья детей проводится не в полной мере и связана с отсутствием  взаимодействия учреждений образования  и здравоохранения. Следует ввести единую медико-педагогическую документацию, обеспечивающую полноту и достоверность информации о ребенке в рамках преемственности между этими ведомствами.

Родители  должны иметь на своего ребенка паспорт, в котором будет представлен  биологический и социальный анамнез, с учетом которого должны осуществлять работу другие специалисты.

Для более  эффективной реабилитации детей  с нарушениями здоровья необходимо начинать профилактическую и коррекционную  работу как можно раньше: ребенок  может посещать оздоровительные  мероприятия в детской поликлинике  или ДОУ вместе с мамой еще  до поступления в детский сад.

Особое  внимание следует уделить взаимодействию ДОУ с семьей. Соучастие педагога в освоении родителем адекватного опыта семейного воспитания – это гибкая, психологически проработанная педагогом поддержка родителей в их личностном осознании своих родительских прав. Следовательно, в работе ДОУ с родителями должны быть изменены мотивы, цели и методы сотрудничества.

Информация о работе Охрана здоровья детей дошкольного возраста