Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 10:49, реферат
В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится о высшем уровне здоровья, как об одном из основных прав человека. Не менее важно право человека на информацию о тех факторах, которые определяют здоровье человека или являются факторами риска, то есть их воздействие может привести к развитию болезни.
1. общие понятия о здоровье. 3
2. проблемы человеческого здоровья. 6
3. краткая характеристика экологической обстановки в России 12
4. укрепление здоровья 15
список используемой литературы
Энцефалопатии и <минимальные мозговые дисфункции>, причиной которых служат ишемически-гипоксические поражения мозга плода и новорожденного, продолжают занимать ведущее место среди болезней нервно-психической сферы. Важное место принадлежит умственной отсталости. Частота глубокой задержки нервно-психического развития составляет 2-3:1000, но данных о среднетяжелых и легких формах этих состояний нет.
У подростков отмечен прирост показателей заболеваемости анемией, болезнями эндокринной системы, новообразованиями, хотя не регистрируется существенного повышения частоты злокачественных опухолей (кроме рака щитовидной железы).
Значительно повысилась заболеваемость туберкулезом и особенно заболеваемость детей сифилисом.
В то же время некоторые показатели заболеваемости детей требуют уточнений.
Во всем мире отмечено прогрессирующее нарастание распространенности болезней аллергической природы, но по приводимым в литературе сведениям в России она ниже, чем в США и странах Западной Европы. Так, распространенность бронхиальной астмы в этих странах превышает 3%, в России - 0,3% (десятикратная разница). Трудно объяснить этот парадокс.
По данным Госкомстата РФ, средняя частота врожденных пороков в России составляет 1,1%, но в западных странах, по данным Европейского каталога, - 1,5-3,5%. Вероятно, в России имеет место гиподиагностика врожденных аномалий развития.
Распространенность детской инвалидности в 1990 г. составляла 43 на 10 000 детей, в 1997 г. она увеличилась практически в 4 раза: 160:10 000 (Д.И. Зелинская, 1998). Однако и этот показатель ниже, чем в странах Запада. Дети-инвалиды составляют 1,3% всего детского населения России, в то же время в Великобритании - 2,6%, в США - 4%.
Кстати, в нашей стране до 1979 г. в статистике здравоохранения дети-инвалиды вообще не учитывались. До этого периода педиатрия считала внимание к таким детям - делом службы социального обеспечения и педагогов. В принципе это глубоко ошибочная позиция с неверной ориентацией врачей в плане превентивной педиатрии, медицинской абилитации и реабилитации больных детей. Такой подход сохраняется в известной степени и поныне.
У
значительного числа детей
Приведенные
выше данные свидетельствуют о снижении
качества медицинского обеспечения
детей и подростков в последние
годы. Большинство хронических
Один из серьезнейших факторов неблагополучия в состоянии здоровья детей - ухудшение здоровья женщин репродуктивного возраста. Многие беременные страдают хроническими заболеваниями. Сформировался замкнутый круг: больная мать - больной ребенок - больной подросток - больная мать или отец.
Несомненно, основой профилактики серьезных болезней ребенка должны быть планирование беременности, современный медицинский контроль за ее течением и родами. У нас успешно действует подпрограмма <Планирование семьи> в рамках программы <Безопасное материнство>. Планирование семьи было предложено ВОЗ для развивающихся стран с целью снижения высоких показателей рождаемости. Эту же цель оно преследует и в России, где рождаемость и без специальной программы резко упала. Более того, никакого отношения к охране здоровья и укреплению семьи эта подпрограмма не имеет.
Основная причина серьезного неблагополучия в состоянии здоровья детей - это затяжной экономический кризис.
Медицинские его следствия сводятся к следующему:
-
резкое ограничение
-
введение платной медицинской
помощи в государственных
- попытка свернуть специальную подготовку кадров педиатров в медицинских вузах, однако благодаря противостоянию Министерства здравоохранения РФ разрушение педиатрических факультетов не произошло;
-
ослабление профилактической
-
обострилась проблема
Статистические данные о частоте и распространенности хронических болезней у детей не отличаются высокой достоверностью. Не менее расплывчаты сведения о том, сколько здоровых детей в российской популяции. Профессор И.М. Воронцов считает, что в Санкт-Петербурге к категории здоровых можно отнести всего 4% детей [3]. По данным отечественной литературы, число здоровых детей может колебаться от 2 до 80% [6].
Такой
колоссальный разброс данных говорит
о том, что у нас нет единого
определения и критериев
Множество определений понятия <здоровье>, приводимых в специальной и популярной литературе, указывает лишь на то, что это понятие еще не сформулировано до такой степени, чтобы стать общепринятым.
Хорошо известно определение понятия <здоровье>, предложенное Всемирной Организацией Здравоохранения: здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В приложении к здоровью детей это определение выглядит обедненным и нуждается в дополнениях.
Согласно С.М. Громбаху [4], показателями здоровья детей служат отсутствие заболеваний; нормальный уровень (состояние) основных функций организма; своевременное и гармоничное развитие; высокая реактивность организма.
И.М. Воронцов (1990) определяет здоровье ребенка как совокупность свойств организма, влияния семьи, воспитания и окружения, которые обеспечивают отсутствие хронических заболеваний и значимых аномалий развития; относительную редкость и легкость течения острых заболеваний; отсутствие <донозологических> синдромов, риска для здоровья; адекватность психологической поддержки (воспитание, обучение) и мер стимуляции развития; элиминацию и коррекцию факторов риска для последующих периодов жизни; оптимальные темпы онтогенеза (т.е. роста, интеллектуального и функционального развития).
В целом эти критерии могут быть приняты, хотя вызывает серьезное возражение термин <донозологические> синдромы. И.М. Воронцов не считает возможным использование понятия диатезов или семейного предрасположения.
На мой взгляд, к критериям здоровья ребенка следует относить [2]:
- оптимальный
для конкретного возраста
- достаточный
уровень проявлений
- высокую степень
сопротивляемости по отношению
к неблагоприятным
- отсутствие пограничных состояний (проявлений диатезов) и признаков хронических заболеваний.
В моем понимании здоровье ребенка - это соответствующее возрасту устойчивое физическое и интеллектуальное благосостояние растущего человека в процессе реализации генетической программы развития в конкретных условиях социальной и экологической среды, питания и воспитания.
Все эти и многие другие определения в основном характеризуют индивидуальное здоровье отдельного ребенка. Однако для характеристики коллективного здоровья детей их явно недостаточно. Согласно акад. РАМН Ю.П. Лисицыну [5], контуры общественного здоровья отражаются в показателях заболеваемости, смертности, инвалидности, физического развития и пр. Этот же авторитетный автор указывает, что общественное (коллективное) здоровье - это отражение социальной политики государства.
Между состояниями полного здоровья и инвалидности лежит широкий спектр переходных состояний, систематизированных Б.А. Кобринским (1992): полное здоровье (норма и варианты нормы) - функциональные отклонения - неспецифические синдромы и пограничные состояния - хронические болезни - декомпенсация (утрата) функций и инвалидность. Исключение из этой последовательности составляют врожденные пороки, инвалидизирующие острые заболевания и травмы. Этот же спектр отклонений в каждый данный момент обнаруживается при оценке состояния коллективного здоровья детей.
В настоящее время повсеместно в детских поликлиниках принято распределение детей по 5 группам медицинского здоровья, предложенным еще в 1970 г. НИИ гигиены детей и подростков (Г.Н. Сердюковская). Однако здоровье взрослого человека и ребенка должно рассматриваться не только в биологическом, но и в социальном плане. В одной из последних своих работ проф. С.М. Громбах [4] указывал на обоснованность выделения групп социально-гигиенического здоровья детей, подчеркивая, что распределение детей по этим группам может не совпадать с их распределением по группам медицинского здоровья. Однако это правильное по сути предложение крупного ученого-гигиениста не получило дальнейшего развития.
Наше предложение состоит в том, чтобы при оценке коллективного здоровья детей выделять 4 группы их медицинского здоровья и 4 группы социального здоровья. Распределение детей по группам медицинского здоровья необходимо для планирования и оценки специфических потребностей службы здравоохранения, прежде всего детских поликлиник, реабилитационных и других центров. Распределение детей по социальным группам здоровья имеет общественное значение, отражающее состояние и положение детей по их участию в повседневной жизни, учебе, спортивно-оздоровительных мероприятиях и т.п.
Что касается медицинских групп здоровья, то первые три группы соответствуют принятым критериям. Предлагается исключить подразделение на группы детей с хроническими формами болезней в компенсированном, субкомпенсированном и декомпенсированном состоянии. Дети с такими состояниями могут включаться в подгруппы III группы (IIIA - дети с компенсированными проявлениями хронической болезни, IIIБ - дети с хроническими болезнями с неполной компенсацией функций) либо при периодической или постоянной декомпенсации функций могут быть отнесены к категории детей-инвалидов (IV группа).
Таким образом, предлагаются следующие группы медицинского здоровья:
I группа - здоровые
дети, состояние которых
II группа - здоровые
дети с функциональными или
морфологическими отклонениями
от нормы, пограничными
III группа - дети с хроническими заболеваниями;
IV группа - дети-инвалиды.
По состоянию социального здоровья дети разделяются также на 4 основные группы:
I группа - здоровые дети, хорошо адаптированные к конкретным условиям окружающей среды в семье, детском коллективе, школе;
II группа - практически
здоровые дети, у которых имеются
незначительные и временные