Особенности грудного вскармливания недоношенного ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 07:50, контрольная работа

Описание

Грудное вскармливание является одной из самых важных составляющих материнского поведения, которая обеспечивает наиболее полноценный физический и эмоциональный контакт матери и малыша.
Грудное вскармливание является основой и истоком взаимоотношений младенца с объектами внешнего мира. Первый объект, с которым после появления на свет ребенок вступает в контакт, - это материнская грудь. Первое прикладывание - это начало взаимоотношений с окружающим миром. Поэтому самое важное в кормлении - это не только кормление, но и контакт матери и ребенка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Психологические особенности акта кормления грудью
2. Как вырабатывается грудное молоко?
3. Состав грудного молока
4. Практические аспекты грудного вскармливания
5. Правильное прикладывание к груди
6. Особенности грудного вскармливания недоношенного ребенка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Особенности грудного вскармливания 9793.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)


2

 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ

1.              Психологические особенности акта кормления грудью

2.              Как вырабатывается грудное молоко?

3.              Состав грудного молока

4.              Практические аспекты грудного вскармливания

5.              Правильное прикладывание к груди

6.              Особенности грудного вскармливания недоношенного ребенка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

 

Грудное вскармливание является одной из самых важных составляющих материнского поведения, которая обеспечивает наиболее полноценный физический и эмоциональный контакт матери и малыша.

Грудное вскармливание является основой и истоком взаимоотношений младенца с объектами внешнего мира. Первый объект, с которым после появления на свет ребенок вступает в контакт, - это материнская грудь. Первое прикладывание - это начало взаимоотношений с окружающим миром. Поэтому самое важное в кормлении - это не только кормление, но и контакт матери и ребенка.

Для полноценного общения матери и ребенка огромное значение имеет акт кормления, при условии его достаточной длительности и повторяемости. Новорожденный настроен на общение с матерью: фокусное расстояние глаз новорожденного, соответствующее расстоянию между его глазами и глазами матери во время кормления, его способность выделять говорящие лица, а также удивительная способность к имитации. Общаясь с матерью, он подражает ей на и уже на этом этапе усваивает законы общения и чувство сопричастности. Именно у груди и на руках у матери осуществляется постепенное усложнение форм общения, углубление психологической взаимосвязи, любви и поддержки в познании.

Естественно, что при высокой степени связи матери младенца в процессе грудного вскармливания и ухода формируется целый комплекс ещё более сложных психофизиологических отношений - базы будущей социализации ребенка. Впоследствии зависимость ребенка от материнского молока и самой матери будет уменьшаться, но сформированные психофизиологические связи, а также отношения мамы и ребенка останутся пожизненной основой внутрисемейных отношений, отношений между поколениями.

1.      Психологические особенности акта кормления грудью

 

Процесс кормления грудью имеет  и отличную от физиологической сторону. Это процесс, в котором мать и дитя как бы сливаются в единое психологическое целое. Кормление грудью - это полноценное общение матери и ребенка, своеобразный диалог, обогащающий обоих.
        Состав и свойства молока зависят  не только от того, что ест мама, но и от её состояния. Это состояние "закодировано" в молоке, и ребенок его "расшифровывает". Например, если мать обеспокоена  и волнуется, то это передается малышу с молоком. Он также начинает вести себя беспокойно, нарушается его пищеварение. Поэтому фразу "впитал с молоком матери" следует понимать скорее буквально, чем иносказательно.

Кормясь из материнской груди, младенец усваивает образцы отношения к окружающему, образцы эмоциональных реакций, направленности мышления, духовных переживаний. Это способ, которым закладываются основы его как социального существа, принадлежащего к определенной культуре, носителем и выразителем которой является мать.

Начальное грудное кормление необходимо не только для удовлетворения физиологических потребностей ребёнка и защиты его от болезней. Первое кормление сразу же после рождения  - одно из звеньев в цепочке процессов, ведущих к установлению бондинга (от англ. bond – связывать, соединять.) между матерью и ребёнком. В свою очередь бондинг прокладывает путь к близким отношениям мамы и малыша. Бондинг - это незримая связь между ребенком и матерью, благодаря которой они и после рождения ребенка продолжают оставаться единым целым. Бондинг - это то, благодаря чему мать может понимать язык ребенка, то, что наполняет для нее конкретным содержанием каждый его неуклюжий жест, гримасу, каждый издаваемый звук. Роды, первые минуты и часы жизни малыша - особенно важный период в установлении бондинга. Предусмотренный природой его естественный ход автоматически приводит к этому. Бондинг - важное условие формирования положительных личностных качеств.

Грудное вскармливание способствует зарождению глубокой эмоциональной связи между ребенком и матерью. Система "мать-дитя" - саморегулирующаяся, и состав молока матери меняется в соответствии с потребностями ребенка. Но есть факторы, которые могут нарушить эту саморегулирующуюся систему:

-          сознательное нежелание матери кормить ребенка;

-          убежденность матери, что у неё не хватает молока;

-          тяжелая психологическая травма, перенесенная матерью;

-          обезболивание или стимуляция в родах;

-          тяжелый родовой стресс и родовая травма у ребенка;

-          клиническая смерть матери в родах;

-          употребление в пищу животных белков, снижающее количество молока и приводящее к его полному исчезновению.

Всё это может явиться причиной формирования соответствующей психической доминанты.

Доказано, что чем выраженней доминанта грудного вскармливания, то есть настрой беременной и родившей женщины на кормление, тем больший срок  она кормит грудью своего ребенка в реальности. Нормальное протекание родов, отсутствие осложнений увеличивает как желание кормить ребенка, так и реальные сроки вскармливания. Напротив, наличие патологии родового процесса, которая может быть связана с болезненными ощущениями или эмоциональными переживаниями для женщины, уменьшает вероятность длительных сроков вскармливания. Такие психологические и физические аспекты дородового периода беременной женщины, как настрой на кормление грудью будущего ребенка, отсутствие серьезных гинекологических проблем, осложняющих беременность, усиливают доминанту грудного вскармливания.

Первостепенное значение для настроя организма на выработку молока имеет абсолютная уверенность мамы в том, что молоко придет в количестве, необходимом для ее ребенка, и искренняя готовность предпринять все от нее зависящее, чтобы сохранить лактацию на весь период, пока ребенок нуждается в молоке. Источник уверенности - любовь к малышу и ощущение в себе творящих сил природы.  Логична ли сама мысль об отсутствии молока у млекопитающих? Когда женщина ощущает себя частью живой Природы, сомнения покидают её.

Представление о том, что кормление грудью окажется приятным и полезным для самой женщины (даже если оно и будет болезненным в первый месяц), что в эти минуты завяжутся самые близкие отношения с ребенком, дает положительный эмоциональный настрой, способствующий притоку молока.

2.      Как вырабатывается грудное молоко?

 

Лактация определяется пролактином — основным гормоном, обеспечивающим секрецию молока у кормящих женщин. Гормон вырабатывается аденогипофизом, его синтез происходит круглосуточно. Уровень пролактина в крови достигает наибольшей величины на 3–4й день послеродового периода. Процесс молокоотдачи устанавливается к 3му и стабилизируется к 7му дню послеродового периода. К этому времени завершается и становление емкостной функции молочной железы. Уровень пролактина зависит от активности сосания ребенка. Если его уровень высок, но молоко не удаляется из груди, то лактация снижается. Пролактин обладает седативным эффектом.

Выделение или рефлекс изгнания молока определяется уровнем окситоцина. Окситоцин вызывает сокращение миоэпителиальных клеток и других структур альвеолярного отдела и способствует выходу молока в крупные протоки и цистерну молочной железы. Степень активации клеток, вырабатывающих окситоцин, находится в зависимости от интенсивности сосания. Исследования последних лет свидетельствуют об участии окситоцина в гипоталамической регуляции секреции пролактина. Повышение уровня окситоцина в крови предшествует возрастанию уровня пролактина, индуцируемого кормлением ребенка грудью. Если грудь не опорожняется, секреция молока прекращается.

Концентрация пролактина и окситоцина в крови у родильниц существенным образом зависит от адекватного механического раздражения (сжатие, растяжение, вакуум) молочной железы ртом ребенка во время кормления. При таком комплексном раздражении в афферентных волокнах, образующих рецепторы соска и ареолы молочной железы (механорецепторы), возникает характерный паттерн импульсов, которые по проводящим путям спинного мозга поступают в гипоталамус, далее в заднюю долю гипофиза, где они вызывают высвобождение этих гормонов, лактогенез и освобождение молока.

В первые дни после рождения ребенка молочные железы роженицы вырабатывают молозиво — густое желтоватое или прозрачное молоко. В молозиве содержится больше белка, антител и других факторов защиты, чем в зрелом молоке. Молозиво обладает мягким послабляющим эффектом и способствует своевременному очищению кишечника новорожденного от мекония (первородного кала), что уменьшает длительность физиологической и предотвращает развитие патологической желтухи у малыша. Молозиво также способствует развитию и нормальному становлению функций кишечника ребенка после его рождения, предупреждает развитие аллергии и непереносимости другой пищи. По своему витаминному составу молозиво отличается от зрелого молока, особенно много в нем витамина А. Учитывая уникальный состав молозива, очень важно, чтобы ребенок получал его с первых часов жизни. Оно содержит все необходимые компоненты и полностью обеспечивает потребности ребенка в питательных веществах до появления зрелого молока у матери.

Зрелое молоко — это молоко, которое появляется через несколько дней после рождения ребенка в гораздо большем количестве, чем молозиво. Различают «переднее» и «заднее» молоко.

«Переднее» молоко — молоко, которое получает ребенок в начале кормления, оно имеет голубоватый цвет. «Переднее» молоко вырабатывается в большом количестве и содержит много сахара (лактозы), белка. Иногда мать считает, что ее молоко неполноценное, «тощее».
          «Заднее» молоко поступает к ребенку в конце кормления, молоко имеет насыщенный белый цвет. В «заднем» молоке содержится больше жира, чем в переднем, это и придает заднему молоку насыщенный белый, иногда желтоватый цвет. Большое количество жира делает «заднее» молоко высокоэнергетичным, поэтому нельзя отрывать ребенка от груди преждевременно, необходимо позволить ему высосать все «заднее» молоко, иначе он будет голодным.

3.      Состав грудного молока

 

Грудное молоко является самым лучшим питанием для грудных детей, так как обеспечивает ребенка всеми питательными веществами, которые ему нужны в первые 6 месяцев (26 недель) жизни. Кроме того, в нем содержатся питательные вещества, которые удовлетворяют уникальные потребности маленького человека, – некоторые незаменимые полиненасыщенные жирные кислоты, некоторые молочные белки и железо в легко усвояемой форме. Грудное молоко также содержит иммунологические и биологически активные вещества, которых нет в детских питательных смесях промышленного производства и которые обеспечивают защиту о микробных и вирусных инфекций, а также могут способствовать адаптации и развитию кишечника новорожденного.

Достоверно доказано, что человеческое грудное молоко превосходит все заменители, в том числе детские питательные смеси промышленного производства. Состав человеческого грудного молока не постоянен, а изменяется во время кормлений, в зависимости от времени суток, а также в процессе лактации. Общий объем выработки материнского молока и потребления его ребенком чрезвычайно изменчив, и хотя, говоря о среднем потреблении молока грудными детьми, часто называют цифры 650–850 мл в день, величины могут колебаться от очень малых количеств до более одного литра в день, что почти целиком зависит от частоты и эффективности сосания. Потребление грудного молока ребенком в период исключительно грудного вскармливания увеличивается, достигая постоянного уровня 700–800 мл в день примерно через 1–2 месяца, а после этого возрастает лишь незначительно.

Основным видом углеводов в грудном молоке является лактоза, на долю которой приходится около 40% его калорийности и которая хорошо переваривается и всасывается (> 90%) в тонкой кишке под влиянием лактазы из эпителия. Неусвоенная лактоза переходит в толстую кишку, где в результате ферментации под действием присутствующих там бактерий превращается в жирные кислоты с короткой цепью и лактат, которые, в свою очередь, всасываются и вносят свой вклад в потребление энергии, а также уменьшают показатель рН в толстой кишке, улучшая всасывание кальция. Кроме этого, лактоза способствует росту лактобацилл и может содействовать развитию благоприятной флоры в толстой кишке, которая защищает от гастроэнтерита. Во время острой желудочно-кишечной инфекции у детей, вскармливаемых питательной смесью, иногда вырабатывается непереносимость лактозы вследствие повреждения эпителия и потери активности лактазы, и поэтому может возникнуть необходимость перевести их на питательные смеси без лактозы. Дети же, вскармливаемые грудью, сохраняют способность переносить высокое содержание лактозы в грудном молоке и должны продолжать кормиться грудью.

Содержание белка в грудном молоке соответствует пищевым потребностям грудных детей. Оно составляет менее одной трети от того количества белка, которое содержится в коровьем молоке. Кроме того, грудное молоко содержит преимущественно белок молочной сыворотки, тогда как в коровьем молоке содержится преимущественно казеиновый белок и только 20% белка молочной сыворотки. Из белков сыворотки грудного молока в наибольших количествах присутствуют альфа-лактальбумин и лактоферрин, которые представляют собой источник всех незаменимых аминокислот для грудного ребенка. В противоположность этому, главный белок молочной сыворотки, присутствующий в коровьем молоке (а значит и в детских питательных смесях), – это бета-лактоглобулин, который не содержится в грудном молоке и который может вызывать отрицательную антигенную реакцию при кормлении им грудных детей. Содержащийся в грудном молоке казеин обладает химическими свойствами, которые позволяют ребенку легче переваривать его, чем казеин, содержащийся в молоке других млекопитающих. Некоторая часть молочного белка, особенно в молозиве, присутствует в виде иммунозащитных белков иммуноглобулина А, лактоферрина, лизозима и других макромолекул, играющих определенную роль в защите ребенка от микробиологических инфекций.

Хотя женщины с предельно низким пищевым статусом и могут вырабатывать молоко в достаточном количестве и достаточного качества для нормального развития грудного ребенка, оптимальный состав грудного молока по питательным микроэлементам, а следовательно и оптимальное содержание таких питательных микроэлементов грудного ребенка зависит от того, в какой степени поддерживается нормальный пищевой статус матери.

Информация о работе Особенности грудного вскармливания недоношенного ребенка