Особенности грудного вскармливания недоношенного ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 07:50, контрольная работа

Описание

Грудное вскармливание является одной из самых важных составляющих материнского поведения, которая обеспечивает наиболее полноценный физический и эмоциональный контакт матери и малыша.
Грудное вскармливание является основой и истоком взаимоотношений младенца с объектами внешнего мира. Первый объект, с которым после появления на свет ребенок вступает в контакт, - это материнская грудь. Первое прикладывание - это начало взаимоотношений с окружающим миром. Поэтому самое важное в кормлении - это не только кормление, но и контакт матери и ребенка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Психологические особенности акта кормления грудью
2. Как вырабатывается грудное молоко?
3. Состав грудного молока
4. Практические аспекты грудного вскармливания
5. Правильное прикладывание к груди
6. Особенности грудного вскармливания недоношенного ребенка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Особенности грудного вскармливания 9793.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

4.      Практические аспекты грудного вскармливания

 

Сразу же после рождения здоровый младенец инстинктивно ищет пищу. В первые несколько часов жизни вне чрева матери ребенок оживлен, активен и готов к кормлению, поэтому в идеале грудное вскармливание следует начинать в течение первого часа. Для облегчения этого процесса нужно сохранять кожный контакт ребенка с матерью непосредственно с момента рождения и до окончания первого кормления. Следует поощрять матерей к тому, чтобы они как можно чаще находились со своими детьми в контакте «кожа к коже» и помогать им в этом в первые дни после родов, при этом мать и ребенок должны размещаться вместе в одной палате.

Предпосылкой к правильному прикладыванию ребенка к груди, а значит и к выработке достаточного количества молока является правильное расположение тела ребенка. Если в первые несколько дней достигнуто правильное расположение и прикладывание к груди, большинства трудностей можно избежать.

Ключом к установлению и поддержанию оптимальной лактации является кормление грудью по требованию ребенка. При условии, что ребенок правильно располагается у тела и прикладывается к груди, а мать кормит его грудью часто (8–12 раз в сутки), он будет, скорее всего, потреблять достаточное количество грудного молока. У разных детей разные схемы кормления, поэтому жесткие графики кормления не рекомендуются. В стационаре по-настоящему неограниченное кормление по требованию ребенка возможно только в том случае, когда мать и ребенок располагаются в одной палате, что позволяет матери откликаться, когда ее ребенок показывает признаки готовности к кормлению.

Грудные дети не сосут непрерывно, а матери нередко неверно истолковывают паузы в сосании как знак того, что ребенок прекратил кормление, тогда как на самом деле это означает, что молоко продолжает течь и кормление проходит хорошо. Кормление под руководством ребенка, при котором грудному ребенку разрешается произвольно откидываться от груди, если он удовлетворен и сам решает больше не брать грудь, когда ему через несколько минут ее предлагают, обеспечит наилучшую выработку молока. Преждевременный отъем ребенка от груди – распространенная в некоторых местах привычка – может уменьшить количество съеденного молока, сделать детей голодными и без нужды заставить матерей сомневаться в достаточности выработки у них молока. Если ребенку дать возможность высосать первую грудь до того, как предлагать другую, это гарантирует получение ребенком оптимальных количеств высококалорийного позднего молока. Выработка грудного молока очень точно настраивается на удовлетворение потребности ребенка, и в целом ряде исследований была продемонстрирована положительная взаимосвязь между частотой кормления грудью и выработкой молока при частичной лактации.

Частота и полнота отсасывания молока – это важные локальные сигналы регулирования выработки молока, действующие независимо от системных гормонов, таких, как пролактин. Считается, что накопление недавно выявленного молочного белка (ингибитора гормона лактации, действующего по принципу обратной связи) тормозит выделение молока. Таким образом, частое кормление грудью должно стимулировать выработку молока путем ограничения накопления этого белка-ингибитора, тогда как нечастое кормление позволяет ему накапливаться в кровообращении и тем самым понижать выработку молока и, возможно, ведет к нагрубанию молочных желез.

Для поддержания устойчивой выработки молока грудные дети должны сосать грудь регулярно, при этом должны сохраняться интенсивность и продолжительность кормления грудью. Молозиво, выделяющееся в первые несколько дней жизни, особенно богато иммунозащитными факторами и некоторыми витаминами и минералами, поэтому его не нужно выбрасывать или отнимать его у детей, чтобы взамен предложить смесь для предлактационного кормления. Исключительно грудное вскармливание обеспечивает ребенка молоком в достаточном количестве и достаточного качества для удовлетворения возрастающих потребностей растущего ребенка до достижения им возраста примерно 6 месяцев. Даже матери близнецов способны кормить детей исключительно грудью примерно до 6 месяцев. Когда потребность ребенка возрастает, а мать отвечает на это более частыми и все более продолжительными кормлениями грудью, выработка молока у матери может увеличиться в считанные дни, а то и часы. У человека процесс лактации характеризуется гибкостью, и имеющиеся сегодня данные свидетельствуют о том, что в большинстве случаев потребление молока одним ребенком намного меньше, чем способность матери вырабатывать молоко. Приемы и действия, которые мешают желанию или способности грудного ребенка эффективно сосать грудь, такие, например, как введение дополнительных жидкостей (воды, воды с глюкозой, Д-глюкозой или сахаром, чаев, травяных отваров, соков, воды от резей в животе, молочных смесей и других жидкостей), не нужны, так как они вытесняют более богатое, более насыщенное пищевыми веществами грудное молоко и мешают ребенку сосать грудь, тем самым подрывая установление и продолжение грудного вскармливания. Даже в жарком климате, при условии исключительно грудного вскармливания, дети могут сохранять жидкости и поддерживать достаточную гидратацию, не получая никакой дополнительной жидкости.

В первые несколько месяцев жизни необратимая недостаточность молока встречается редко. Однако матерям часто не хватает уверенности в своей способности обеспечить достаточно молока для удовлетворения потребностей ребенка, и это опасение часто укрепляют врачи и другие медицинские работники. Страх может действовать отрицательно на выделение молока, и поэтому матерям необходима активная и постоянная поддержка, чтобы они могли кормить грудью и до начала второго года жизни или даже дольше. Когда ребенок плохо набирает вес, это позволяет предположить возможность того, что ребенок не получает от матери достаточно молока. Однако это может указывать на то, что нужно улучшить консультирование и поддержку матери в вопросах грудного вскармливания, а не начинать использовать заменители грудного молока.

Методы оценки достаточности физического развития ребенка во многом основаны на использовании «карт физического развития», а этими картами следует пользоваться с осторожностью. Некоторые нормативные показатели физического развития устарели и основаны преимущественно на данных об американских детях, вскармливаемых питательными смесями, а не на международных данных о детях, находящихся на исключительно грудном вскармливании. У детей, вскармливаемых грудью, схемы (скорость) физического развития иные, чем у их сверстников-искусственников, однако нет никаких данных, которые свидетельствовали бы о том, что замедленные темпы физического развития грудных детей при исключительно грудном вскармливании в течение первых нескольких месяцев жизни являются чем-то неоптимальным или вредным. Тем не менее, кажущееся неудовлетворительное состояние питания и «медленное» физическое развитие являются причинами, выдвигаемыми для преждевременного прекращения грудного вскармливания и необоснованного введения детской питательной смеси или питания переходного периода.

В первый год жизни человеческий организм проходит фазу самого быстрого физического развития. Большинство здоровых детей в первые 6 месяцев удваивают массу тела, которая была у них при рождении, а в первый год утраивают ее. Одновременно резко меняется и состав организма. Исключительное грудное вскармливание полностью удовлетворяет пищевые потребности большинства грудных детей примерно до возраста 6 месяцев. Однако по мере того, как ребенок становится старше, больше и активнее, пищевые потребности уже не могут удовлетворяться одним грудным молоком. Для заполнения разрыва между тем, что обеспечивает грудное молоко, и суммарными пищевыми потребностями грудного ребенка нужно специальное переходное питание – продукты для прикорма, специально предназначенные для удовлетворения особых пищевых и физиологических потребностей ребенка.

Введение переходного питания не означает прекращения кормления грудью. Наоборот, в первый год жизни грудное молоко должно оставаться одним из главных источников пищи, и желательно, чтобы к концу первого года оно обеспечивало от одной трети до половины среднего суммарного потребления энергии. Цель прикорма – обеспечить дополнительную энергию и питательные вещества, но в идеале он не должен вытеснять грудное молоко в течение первых 12 месяцев. Для обеспечения сохранения объема вырабатываемого грудного молока и стимулирования выработки молока матерям следует продолжать часто кормить своих детей грудью в период введения прикорма.

Если выразить вклад прикорма в приблизительных процентах от суммарных суточных потребностей и принять в качестве исходного некоторый диапазон величин потребления грудного молока в период введения прикорма, продукты для прикорма должны обеспечивать 5–30% потребностей в витамине А, 20–45% в белке, 50–80% в тиамине, 50–65% в рибофлавине, 60% в кальции, 85% в цинке и почти 100% потребностей в железе. Эти оценки показывают, что из прикорма почти не требуется получать витамина В6, В12, витамина С и фолата, так как грудное молоко содержит достаточное количество этих микронутриентов. Поэтому грудное молоко представляет собой чрезвычайно ценный источник пищевых веществ еще долгое время после того, как оно перестает быть единственным их источником.

5.      Правильное прикладывание к груди

 

Ребенок должен захватывать сосок и ареолу при энергичном “бодательном” движении головкой, поднимающем грудь, и затем как бы накладывая ее при движении груди вниз, на широко раскрытый рот, с подкладываемым под грудь опущенным, но не высунутым языком. Необходимо, чтобы этот захват был полным и глубоким настолько, чтобы сосок находился во рту ребенка почти на уровне мягкого неба, т.е. сосок вместе с ареолой должны фактически заполнить собой всю полость рта ребенка. Для такого захвата необходимо очень широкое раскрытие рта, и если оно не получается сразу, можно помочь ребенку, соском по нижней губе ребенка, что вызовет рефлекторное движение губ и раскрытие рта. Нередко первой реакцией ребенка на материнскую грудь будет ее лизание и только потом уже захват.

При правильном захвате груди у ребенка сохраняется широко раскрытый рот, сбоку видно, что нижняя губа полностью вывернута (ее выталкивает передний край языка, лежащего на нижней челюсти). Ареола полностью входит в рот ребенка, если она маленькая. Если ареола большая, то захват ее практически полный, несимметричный. Снизу ребенок захватывает ареолы больше, чем сверху.

Эффективность сосания определяется не через создание отрицательного давления, а через ритмичный массаж ареолы, осуществляемый движениями языка ребенка.

Бутылочку любой формы и с любым размером дырочки ребенок сосет также, как взрослый сосет из соломинки: путем создания отрицательного давления. Язык в сосании из бутылочки не участвует. Доящих движений языка нет. Язык обычно находится за нижней челюстью. Поэтому, когда к ребенку, привыкшему сосать бутылочку, в рот попадает грудь, он не знает, что с ней делать. В крайнем варианте неправильного прикладывания сосок попадает между челюстями, ребенок сосет грудь так же, как бутылочку. Если сосок находится между челюстями, мама обычно испытывает довольно сильные неприятные ощущения. Выраженность болевых ощущений зависит от толщины кожи ареолы и индивидуальной чувствительности женщины. Но в любом случае довольно быстро сосок травмируется и часто уже на вторые сутки после родов при неправильном прикладывании появляются ссадины, которые переходят в трещины, если прикладывание не исправляют. Эта ситуация настолько обычна, что многие женщины считают образование трещин неизбежным злом, сопутствующим грудному вскармливанию.

Очень “коварным” оказывается безболезненный вариант неправильного прикладывания. В этом случае собственно сосок попадает за челюсти и лежит на языке вместе с незначительной частью ареолы. Ребенок его и сцеживает… В этом случае маме не больно, т.к. сосок ребенок не прикусывает. Малыш даже получает какие-то количества молока. Но грудь не получает достаточной стимуляции и хорошо не опорожняется. Это постепенно приводит к уменьшению количества молока. Обычно ребенок в этом случае не очень хорошо прибавляет в весе. Или наблюдается постепенное уменьшение прибавки. Например, в первый месяц ребенок прибавил 900г, во второй – 600, в третий – 450. Если при этом ребенок соматически здоров, кормится по требованию, ничего не сосет кроме груди, то вероятнее всего имеет место безболезненный вариант неправильного прикладывания.

Если женщина никогда не видела, как должен сосать ребенок, если ей никто не показывал, как правильно подавать ребенку грудь и как он должен сосать, как контролировать качество прикладывания во время сосания, очень велика вероятность, что сама она приложит малыша не совсем правильно и не сможет обучить его правильному поведению у груди. Она ведь не знает, что тут чему-то надо учиться…

В настоящее время большинство женщин не имеют возможности учится материнству практически. Многие читают разнообразные журналы и книги для родителей и потом пытаются ухаживать за своим младенцем и кормить его, основываясь на полученных теоретических знаниях.

К сожалению, правильному прикладыванию ребенка к груди невозможно научиться по книгам, журналам и картинкам. Необходимо практическое обучение. В роддомах, где появляется на свет большинство современных младенцев в индустриально развитых странах, никто таким обучением не занимается. Подавляющее большинство медработников не имеют необходимых для этого знаний. То, что необходимо для успешного обучения другой женщины – это прежде всего личный положительный опыт грудного вскармливания. Медицинские сестры и акушерки, как и большинство современных женщин, такого опыта не имеют. Неправильное прикладывание, будучи широко распространенным явлением, не вызывает никакого беспокойства со стороны медперсонала. Женщинам даются только рутинные рекомендации по залечиванию ссадин или трещин, если таковые имеются. Если же у малыша и мамы безболезненное неправильное прикладывание и связанный с ним недостаток молока, то проблема решается назначением докорма и заканчивается стремительным переходом на искусственное вскармливание, т.к. докорм дается из бутылки с соской, и к проблеме неправильного прикладывания присоединяется отказ от груди.

6.      Особенности грудного вскармливания недоношенного ребенка

 

Ребенок, рожденный с весом менее 3 килограмм, или рожденный на сроке до 37-38 недель беременности - это ребенок, требующий особого внимания и ухода.

Согласно исследованиям ВОЗ около 16% детей рождается с низкой массой тела. Маловесный или недоношенный ребенок – это особенный ребенок, и он особенно нуждается в кормлении грудью и материнском молоке. По возвращении мамы с ребенком домой следует сосредоточить много сил и внимания на налаживании кормления и благоприятного ухода. Нужно знать и выполнять совершенно необходимые условия и действия, которые помогут наладить общее состояние здоровья малыша.

Налаживание грудного вскармливания маловесного ребенка является непростой задачей, и имеет свои особенности. Однако, некоторые меры будет временными, от которых постепенно можно будет отказаться. Итак, в чем же состоят особенности ухода и кормления грудью маловесного ребенка?

Информация о работе Особенности грудного вскармливания недоношенного ребенка