Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 09:17, реферат
Начиная с самого первого момента после появления на свет, каждый ребенок сталкивается с инфекцией. Микроорганизмы вездесущи — они находятся в воздухе, которым малыш начинает дышать, на коже матери, которая держит его на руках и кормит грудью, на окружающих его предметах. Впоследствии некоторые микробы поселяются в кишечнике, во рту, на поверхности кожи младенца, принося не вред, а пользу (с ними организм человека находится в содружественном симбиозе), тогда как с другими происходит постоянная борьба.
Введение.
Острые кишечные инфекции.
Дизентерия.
Сальмонеллез.
Уход за ребенком с инфекционным заболеванием.
Лечебное питание детей с кишечной инфекцией.
Дополнительные рекомендации по питанию детей с кишечной инфекцией.
Заключение.
Содержание:
Введение.
Заключение.
Введение.
Начиная с самого первого момента после появления на свет, каждый ребенок сталкивается с инфекцией. Микроорганизмы вездесущи — они находятся в воздухе, которым малыш начинает дышать, на коже матери, которая держит его на руках и кормит грудью, на окружающих его предметах. Впоследствии некоторые микробы поселяются в кишечнике, во рту, на поверхности кожи младенца, принося не вред, а пользу (с ними организм человека находится в содружественном симбиозе), тогда как с другими происходит постоянная борьба. От исхода этой борьбы зависит здоровье, а здоровье определяет будущее ребенка. Каждая болезнь накладывает свой отпечаток, ограничивая будущие возможности взрослого человека, тогда как полноценная жизнь зависит от многообразия и свободы выбора. Таким образом, в глобальном смысле инфекция является экологическим фактором, влияющим и на качество жизни, и на ее продолжительность.
Опытные мамы и папы с легкостью определяют, когда ребенок начинает болеть. На это указывает ряд несомненных признаков, хорошо всем знакомых повышение температуры, изменения в поведении, аппетите, головная боль, слабость. Но есть и более специфические симптомы, ориентируясь на которые можно предварительно установить хотя бы общие принципы ухода, а также экстренность обращения за медицинской помощью и необходимость госпитального (больничного) лечения.
Актуальность проблемы: острые кишечные инфекции занимают в структуре детской смертности 4-е место, в структуре детских инфекционных заболеваний занимают 2-е место. Острые кишечные инфекции характеризуются не только высокой заболеваемостью, частотой случаев, но и к сожалению высокой летальностью. Особенно высока летальность у детей 1-го года жизни.
Каждый ребенок
и каждый родитель наверняка
сталкивались или столкнутся
с острыми кишечными
Понос — самый частый и легко выявляемый признак ОКИ. Это расстройство кишечной функции, которое проявляется в учащении стула с изменением его консистенции и качества. Характер поноса позволяет обычно определить локализацию процесса в кишечнике (толстый или тонкий). Однако, поскольку многие заболевания инфекционной природы затрагивают все отделы желудочно-кишечного тракта (по типу острого гастроэнтероколита), поносы могут носить смешанный характер, что указывает на вовлечение в патологический процесс и желудка, тонкого кишечника и толстой кишки.
При преимущественной локализации поражения в тонком кишечнике (при энтерите) поносы могут быть различной частоты, но испражнения всегда обильные, кашицеобразные или жидкие, пенистые, водянистые, их реакция кислая, обычно есть остатки непереваренных пищевых веществ. Помимо поноса, острый энтерит характеризуется утратой аппетита, тошнотой, болями в животе (маленькие дети обычно не локализуют свои болевые ощущения, а если родители настойчивы, ребенок может указать на область пупка). Кроме того, можно заметить вздутие живота, громкое урчание в нем. При остром энтерите основной опасностью для ребенка является обезвоживание, так как с жидким стулом теряется много воды и минеральных веществ.
Отличительной особенностью течения инфекционного процесса у детей первого года жизни является частая склонность к неспецифической реакции на внедрение различных инфекционных агентов, которая проявляется развитием токсикоза. В основе развития токсикоза лежат интоксикация, обезвоживание (эксикоз) и резкое снижение тонуса сосудистого русла (коллапс). Недостаточность кровообращения приводит к быстрому повреждению всех органов и систем детского организма, истощению энергетических запасов и нарушению снабжения кислородом тканей, что в конечном итоге представляет непосредственную угрозу жизни ребенка.
Различные степени обезвоживания встречаются практически в каждом случае ОКИ у грудных детей вследствие обильных поносов и рвоты. Помимо потерь воды, большое значение имеет утрата жизненно важных минеральных веществ — калия, натрия, кальция. Благоприятный фон для развития обезвоживания и токсикоза создают последствия внутриутробной гипоксии, родовые травмы, наличие врожденных или наследственных заболеваний, а также дефекты вскармливания.
На фоне больших потерь жидкости с поносом и рвотой ребенок вначале возбужден, беспокоен. Отмечаются выраженная жажда и сухость слизистых оболочек Затем нарастающие потери минеральных солей приводят к снижению плотности тканей и потере массы тела, по которой можно ориентироваться при оценке степени тяжести состояния ребенка. Утрата 6—8 % массы тела характеризует легкую степень обезвоживания, проявляющуюся западением большого родничка и сухостью слизистых, дефицит 10 % первоначального веса свидетельствует об обезвоживании средней степени тяжести, утрата 15% массы тела позволяет поставить диагноз тяжелого обезвоживания. Внешний вид ребенка характерен: запавшие глазные яблоки и родничок, заострившиеся черты лица, кожа легко собирается в складку, которая затем расправляется очень медленно или не расправляется совсем (при тяжелом обезвоживании). Вскоре возбуждение и беспокойство сменяются заторможенностью разной степени выраженности. В этот период кожа ребенка становится холодной и приобретает бледно-землистый оттенок, пульс резко учащенный и слабый.
Несмотря на то, что обезвоживание встречается у детей первого года жизни при развитии ОКИ с пугающей частотой, избежать его или по крайней мере значительно облегчить его течение не сложно. Это может сделать в домашних условиях любая мать. Важно лишь начать лечить ребенка своевременно, а не тогда, когда развилась выраженная заторможенность. Метод лечения, получивший название оральной регидратации (оральная — через рот, регидратация — восполнение утраченной жидкости), применяется в настоящее время во всех лечебных учреждениях как основной в терапии ОКИ. Он прост и доступен любой семье в домашних условиях. С этой целью используются так называемые глюкозосолевые растворы (оралит, регидрон, глюкосолан и пр.). Их продают в аптечной сети в сухом виде: 1 пакетик разводится в 1 л воды, а затем раствор дают ребенку по 1 /2 или 1 ч. л. каждые 5 мин. Суточное количество жидкости определяют из расчета 110 мл раствора на 1 кг веса ребенка до заболевания.
Дизентерия
— острая бактериальная
Возбудителем дизентерии является дизентерийная палочка — шигелла, названная так по имени исследователя, выделившего ее в чистой культуре. Существуют несколько вариантов шигелл, однако на европейской территории нашей страны преобладают два вида — Флекснер и Зонне, а в южных областях — только Флекснер. Шигеллам присуща выраженная изменчивость, в результате чего возникают варианты, устойчивые к влиянию антибиотиков. Шигеллы попадают в организм ребенка через рот посредством инфицированной воды, пищи или грязных рук, проходят через весь желудочно-кишечный тракт и фиксируются на слизистой оболочке его дистальных отделов (чаще в сигмовидной кишке). Там шигеллы размножаются и выделяют токсин, который воздействует на все ткани, но в первую очередь — на нервные клетки и волокна. Все последующие нарушения в организме связаны с действием токсина. В конечном отделе толстого кишечника сначала возникает воспаление, затем образуются язвы, потом наступает стадия их заживления и удаления шигелл из организма.
Источником инфекции является больной острой или хронической дизентерией и бактерионоситель. Как и у всех кишечных инфекций, механизм передачи — фекально-оральный. Шигеллы могут распространяться при помощи зараженной воды, инфицированной пищи, большое значение имеют мухи, которые способны переносить большое количество микроорганизмов на своих лапках. Старые врачи называли дизентерию «болезнью грязных рук», что совершенно справедливо. Причем такой путь передачи характерен как раз для детей младшего возраста, а у детей постарше чаще встречается пищевой путь инфицирования (в последнее время часто встречаются случаи заражения при употреблении в пищу сметаны). Отмечено значительное увеличение заболеваемости дизентерией в июле — октябре, причем максимум заболеваний приходится на июль — август. У грудных детей пик смещен примерно на месяц, и максимум случаев дизентерии среди них встречается в сентябре. Единичные случаи могут наблюдаться круглогодично.
Признаки и течение заболевания.
Продолжительность
инкубационного периода
При прощупывании живота отмечаются спазм и болезненность толстой кишки, более выраженные в области сигмовидной кишки, которая определяется в виде толстого жгута. Стул типичный для дистального колита, с примесью слизи и крови, принимающий постепенно характер «ректального плевка», частота его колеблется от 2—3 раз в сутки при легкой форме заболевания до 15—20 при тяжелой. Длительность заболевания составляет 1—2 дня при легкой форме и 8—9 дней при благоприятном течении тяжелой дизентерии.
У детей старше года может встречаться другой вариант дизентерии — энтероколитический, что типично при пищевом пути заражения. При этом заболевание начинается остро, с повторяющейся рвоты и признаков интоксикации, иногда довольно тяжелой, обычно развивается значительное обезвоживание. Понос первоначально носит энтеритный характер, стул обильный и водянистый и лишь спустя 1—2 суток его объем уменьшается, в нем появляются примеси слизи и прожилки крови.
У детей раннего возраста дизентерия может развиваться как остро, так и более стерто и медленно. Признаки дистального колита могут длительное время отсутствовать или не проявиться вовсе, чаще заболевание протекает по типу энтерита или энтероколита. Тяжесть болезни зависит от токсикоза и обезвоживания. Примесь крови появляется значительно позже, чем у детей старшего возраста, заболевание само по себе протекает более длительно, а при неправильной диете и неадекватном лечении у грудного ребенка может развиться дистрофия.
В диагностике дизентерии ведущее значение принадлежит бактериологическому исследованию испражнений ребенка. После окончания острого периода необходимо провести еще одно бактериологическое исследование, чтобы убедиться в полном освобождении организма от инфекции.
Атипичные формы дизентерии протекают без развития колита и нарушений стула и выявляются при обследовании контактных в очаге инфекции. Такие формы считают бактерионосительством.
Лечение дизентерии у детей.
В лечении дизентерии
важнейшая роль принадлежит
Использование противомикробных препаратов при дизентерии ограничено среднетяжелыми и тяжелыми формами заболевания. Выбор препарата осуществляется врачом строго индивидуально с учетом всех показаний и противопоказаний, а также чувствительности выделенных микроорганизмов к антибиотикам. У детей раннего возраста применяют ампициллин, у детей старше года используют налидиксовую кислоту, бактрим, фуразолидон, а при тяжелом течении — рифампицин, аминогликозиды (гентамицин) внутримышечно в возрастных дозировках.
С первых часов заболевания необходимо начать оральную регидратацию. При легком течении достаточно 2—3 порошков «Регидрона» или «Оралита», при среднетяжелом и тяжелом течении необходимо внутривенное введение плазмозамещающих солевых растворов. Если иммунная система ребенка не справляется с шигеллами, а течение заболевания затягивается, используют средства, стимулирующие иммунитет и неспецифическую резистентность организма: метилурацил, пентоксил, поливитамины в возрастных дозировках. В восстановительном периоде для коррекции пищеварительных нарушений с целью скорейшего возвращения к возрастной физиологической диете используются ферментные препараты (абомин, пепсин, панкреатин, мезим, ораза) в зависимости от возраста ребенка и особенностей его пищеварительной системы.
Для восстановления
нормальной кишечной