Отклонения развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание

В данной работе рассмотрены понятия "нормы" и "отклонения в развитии", проблема ранней диагностики отклонений в развитии, профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей и какова роль медицинской сестры

Содержание

Введение
1. Понятия "нормы" и "отклонения в развитии"
2. Проблема ранней диагностики отклонений в развитии
3. Профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей
4. Роль медицинской сестры
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

контр педиатрия.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

                       Содержание

 

 

 

Введение.

 

1. Понятия “нормы” и “отклонения в развитии.”

 

2. Проблема ранней диагностики отклонений в развитии.

 

3. Профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей.

 

4. Роль медицинской сестры.

 

 

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Введение

 

    В последнее время во всем мире внимание привлечено к проблемам раннего детства. И это не случайно, так как первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.

     Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития. Но именно в период младенчества закладываются основы психологического, физиологического и нравственного здоровья. Знание факторов развития ребенка является реальной основой для формирования критериев и показателей их психи-ческого и нравственного развития, его интеллекта, эмоционально-волевой сферы, в целом личности маленького человека.

    Для того, чтобы понять сложную, многофакторную и порой весьма противоречивую картину психического развития ребенка, необходимо найти и точно определить рычаги, запускающие в действие и регули-рующие процесс этого развития. В первую очередь, такими пусковыми механизмами является беременность и роды, а также та социальная среда, в которую попадает младенец.

    В наш современный век эти механизмы очень часто "дают сбой" (ухуд-шение экологии, ослабление физического здоровья и снижение стрессо-устойчивости мам и др.). Это не может не отразиться на малышах. И как результат таких сбоев - увеличение детей с различными отклонениями. Таким образом, одной из важнейших проблем является выявление таких отклонений в первый год жизни ребенка с целью их дальнейшей коррекции.

 

 

 

1. Понятия “нормы” и “отклонения в развитии.”

    Понятие «отклоняющееся развитие» можно рассматривать только как «отклоняющееся от (или относительно) чего-либо». Использование этого определения в такой плоскости требует внесения определенной динамики, постоянных изменений (во времени) в развитии и оценки этих изменений в сравнении с нормативным ходом развития ребенка. Для этого, соответ-ственно, необходимо определить, что является «нормой», «нормативным развитием» и т.п.

    До сих пор эти понятия рассматривались как набор статистически опре-деляемых количественных показателей, характеризующих некий «срез» психического развития в конкретный момент времени (возраст ребенка). Качественное изменение структуры всей психической деятельности ребенка, иерархия высших психических функций, включая «ведущие» и «ведомые» образования и системы, оцениваются как изменяющиеся исключительно на границах возрастных периодов (возрастных кризисов), определенных еще в работах Л.С. Выготского, А.Б. Эльконина, других отечественных исследователей. Отсюда вытекает и фактически постулируемое положение о постоянстве новообразований, которые, возникая в критические моменты (возрастные кризисы), оказываются практически «неизменяемыми» в межкризисные периоды. На практике такое положение вещей определяет изолированную, как правило в пределах одной функции, количественную оценку ее в сравнении со статистическими количественными показателями, полученными для этой психической функции для конкретного возраста. Нормативным развитием в данном случае считается ситуация, когда количественные оценки функции (в лучшем случае нескольких функций) не выходят за пределы статистически полученных отклонений, характерных для данного возраста.

Такое понятие «нормы»  фактически отрицает как оценку динамики от-дельных психических функций  и всей структуры психического развития в целом, так и означает вытекающее отсюда фактическое пренебрежение гетерохронностъю развития (разновременность формирования и опережения одних функций другими), пренебрежение теснейшей взаимообусловленностью всех систем и психических образований в процессе развития. Помимо это-го подобный статичный «срезовый» подход не дает возможности оценить адаптивность и компенсаторность самого психического онтогенеза в условиях эндо- и экзогенных воздействий, включая и влияние социальных факторов, в особенности системы воспитания и обучения. Определение "степени нормальности" человека - проблема сложная, ответственная и неоднозначная. В наше время это понятие все больше "размывается" и рассматривается в различных значениях.

    Для более четкого определения, что такое «нормативное развитие», нам кажется продуктивным использование такого понятия, как «идеальная про-грамма развития», или короче - «программа развития». В данном случае подразумевается своевременное поступательное формирование взаимо-связанных функций и их систем в условиях «идеальной» обусловленности внутренними (генетическими) законами и столь же «идеальным» воздействием внешних факторов, в которые включается присущее развитию ребенка столь же «идеальное» присвоение человеческого опыта согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Таким образом, психический онтогенез может быть представлен как последо-вательный континуум взаимосвязанных между собой и «разверты-вающихся», изменяющихся во времени высших психических функций, в том числе их базовых составляющих. Естественно, подобная «идеальная» модель может существовать исключительно только как программа развития некоего «идеального» ребенка в идеальных условиях. В то же время каждый конкретный случай имеет индивидуальные различия онтогенеза как отдельных психических функций, так и всей системы ВПФ в целом.

Кроме того, не должно создаться  впечатление, что такой подход отрицает или каким-либо образом «принижает» важность влияния окружающего ребенка социума, в частности взрослого, как одного из важнейших источников прижизненного формирования и становления новых психических функций и качеств ребенка. Чтобы перейти непосредственно к расшифровке термина «отклоняющееся развитие», необходимо привлечь к анализу еще одно базовое понятие «социально-психологический норматив».

    Понятие «социально-психологический норматив» в сжатом виде можно определить как систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов. Чтобы успешно функционировать в конкретном обществе, каждый человек должен отвечать тем требованиям, которые к нему предъявляются. Эти требования и составляют содержание СПН и являются идеальной моделью системы требований социальной общности к личности. В свою очередь, СПН следует рассматривать в системе образовательно-возрастных границ, что как бы выделяет определенный разброс, «коридор», определяющий качественно-количественные показатели каждого конкретного СПН.

Таким образом, динамически  объединив понятия «программа развития» и «социально-психологический норматив» в контексте вышеприведенных оп-ределений, можно представить, что какие-либо изменения (девиации) «программы развития (одной или одновременно нескольких психических функций) в рамках (в пределах) параметров социально-психологического норматива можно рассматривать как «условно нормативное развитие». То есть условно нормативное развитие представляется в виде некоего «кори-дора», «области нормативного развития», границы которой определяются действующим в конкретном месте и времени социально-психологическим нормативом, определяемым, в свою очередь, образовательной, социо-культурной, этнической и т.п. ситуациями. В то же время любое изменение (девиация) той же психической функции, группы функций или всей системы ВПФ, выходящее за пределы области, определяемой конкретным СПН, можно оценить как отклоняющееся развитие.

Следовательно, мы можем  окончательно сформулировать понятие «откло-няющееся развитие»: любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от «программы развития» вне зависимости от знака этого изменения «+» или «-» (опережение или запаздывание), выходящее за пределы социально-психологического норматива, определяемого для данной образовательной, социокультурной или этнической ситуации и данного возраста ребенка, следует рассматривать как отклоняющееся развитие данной функции или системы психических функций. Ребенок, демонстрирующий подобные феномены, должен быть отнесен к категории детей с отклоняющимся развитием.

    Причины таких отклонений много и, они могут носить различный характер. Условно их можно разделить на 2 части: биологические и социальные.

По времени  воздействия патогенные факторы делятся на:

* Пренатальные (до начала  родовой деятельности);

* Натальные (в период  родовой деятельности);

* Постантальные (после  родов, прежде всего имевшие  место в период с раннего  детства до 3 лет).

К биологическим  факторам риска относятся:

* хромосомно - генетические отклонения;

* инфекционные и вирусные  заболевания матери во время  беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп);

* венерические заболевания  (гонорея, сифилис);

* эндокринные заболевания  матери, в частности диабет;

* несовместимость по резус-фактору;

* алкоголизм и прием  наркотиков родителями, и особенно  матерью;

* биохимические вредности  (радиация, экологическое загрязнение  окружающей среды, неправильное  использование медицинских препаратов  и др.), воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а также на самих детей в ранние периоды постнатального развития;

* серьезные отклонения  в соматическом здоровье матери, включая недоедание, гиповитаминоз,  опухолевые заболевания, общую  соматическую ослабленность;

* гипоксические (кислородная  недостаточность);

* токсикозы матери  во время беременности, особенно  во второй ее половине;

* патологическое протекание  родовой деятельности, особенно  сопровождающееся травматизацией  головного мозга;

* мозговые травмы и тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте;

* хронические заболевания  (такие, как астма, заболевания  крови, диабет, сердечно-сосудистые  заболевания, туберкулез и др.), начавшиеся в раннем и дошкольном  возрасте.

К социальным факторам риска относятся:

В пренатальный и натальный  периодах развития:

* неблагоприятные социальные  ситуации, в которых оказывается  мать ребенка и которые направлены  непосредственно против самого  ребенка (желание прервать беременность, негативные и тревожные чувства, связанные с будущим материнством, и др.);

* сильные и кратковременные  стрессы у матери во время  беременности (потрясения, испуги);

* неблагоприятное и  не комфортное, в психологическом  плане, протекание родов;

В постанатальный период:

* отсутствие или недостаток  эмоционально-личностного общения  ребенка с взрослыми (родителями);

* отсутствие или недостаток  речевого общения ребенка с  взрослыми (родителями);

К основным категориям детей с ограниченными возможностями  здоровья относят:

* с нарушением слуха  (глухие, слабослышащие);

* с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

* с тяжелыми нарушениями  речи (логопаты);

* с нарушением интеллектуального  развития (умственно отсталые, дети  с задержкой психического развития);

* с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые и др.);

* с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 

    2. Проблема ранней диагностики отклонений в развитии.

    Есть три большие группы проблем, которые сказываются на здоровье будущего ребенка.

    Структурные нарушения. Это могут быть воспалительные гинеколо-гические заболевания, любые заболевания позвоночника, а также травмы в области малого таза. Копчик - очень важная для организма структура, его травмы часто приводят к "скручиванию" таза. Еще одна проблема - хронические заболевания органов малого таза: женских органов, мочевого пузыря. Заболевание внутренних органов и их смещение также приводят к "скручиванию" таза и искривлению позвоночника. Бывает наоборот: искривление позвоночника и "скручивание" таза нарушает расположение внутренних органов, приводя к нарушению их кровоснабжения. И если страдает кровоток матки, то женщине это грозит токсикозом или еще хуже - выкидышем.

 

 

    Химические проблемы - это, во-первых, различные интоксикации.

Мы живем в экологически неблагоприятной зоне. Из-за этого  нарушается работа внутренних органов  матери, что передастся и ребенку. К бытовой интоксикации относятся  курение и алкоголь. К тому же сейчас очень много продуктов питания начинено гормонами, консервантами, краси-телями. Когда мы их съедаем, часть перерабатывается, а часть остается в организме и отравляет его.

    Третья группа - эмоциональные проблемы. Они наименее заметны, но наиболее важны. Современная диагностика позволяет достаточно точно выявить, какая стрессовая ситуация и в каком возрасте повлияла на будущего ребенка или его мать (возможно, еще до беременности). Если беременность - осознанный шаг, то такой желанный ребенок будет хорошо вынашиваться, и роды пройдут нормально. Если нет, плод чувствует свою ненужность. Его эмоциональное состояние накладывается на его физии-ческое здоровье. Дети у таких матерей бывают нежизнеспособны.

Модны роды под наркозом. Но "кесарево сечение" - не лучший способ рождения для ребенка. Он должен потрудиться, прежде, чем выйти на свет, - так природой задумано. В естественном процессе рождения активируются очень важные для ребенка функции. Неестественное рождение - сильный стресс для ребенка. Эти переживания негативно сказываются на его здоровье.

    Отрицательным фактором является планирование пола. Родители заранее рассчитывают, кого родить: мальчика или девочку. Как будто выбирают в магазине игрушку. Выбор "удобного" варианта - изначально эмоционально неполноценная реакция для ребенка. То же бывает в случае, когда отец хочет мальчика, но рождается девочка. Мама чувствует себя виноватой. Родители эмоционально отторгают ребенка.

К этой же группе относятся  так называемые "западные" дети. У родителей вначале идут карьера, дом, машина, сад. Когда все это есть, решаются завести дитя. Когда мамы рожают "для себя" (это относится к одиноким женщинам), - тоже стресс для ребенка. А поскольку эмоции стоят вверху всего, они подавляют структуры, функции, в организме нарушаются даже химические процессы.

    Родовые травмы. В результате исследований на Западе 10 процентов новорожденных детей имеют видимые травмы черепа, а до 90 процентов новорожденных имеют родовые травмы, которые выявляются специаль-ными диагностическими методами. Это в основном проблема родо-вспоможения. Она зависит от многих факторов: слабая родовая деятель-ность, узкий таз у мамы. Не только акушеры виноваты, хотя сейчас много пишут о том, что роды в кресле неправильны. Однако если мама здорова, и беременность протекает нормально, ей и не нужно особенно помогать, она естественно родит, и родит здорового младенца. Чем хуже протекает беременность, тем больше шансов, что будут помогать: либо тянуть, либо выдавливать, либо накладывать щипцы и даже прибегать к "кесареву сечению". Все это приведет к деформации черепа плода либо пострадает шейный отдел его позвоночника. К родовым травмам часто приводят отклонения в здоровье мамы во время беременности: стресс, токсикоз, заболевание почек, "женские проблемы". Часто выясняется, что у нее и до беременности были проблемы: боли внизу живота, черепно-мозговая травма, нарушение осанки, сколиоз, который не лечили, и из-за которого у нее постоянно болела голова.

Информация о работе Отклонения развития