Отклонения развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание

В данной работе рассмотрены понятия "нормы" и "отклонения в развитии", проблема ранней диагностики отклонений в развитии, профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей и какова роль медицинской сестры

Содержание

Введение
1. Понятия "нормы" и "отклонения в развитии"
2. Проблема ранней диагностики отклонений в развитии
3. Профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей
4. Роль медицинской сестры
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

контр педиатрия.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

    Вот почему при осмотре надо исследовать весь организм в целом, а не его отдельные составные части. Это в равной степени относится и к ребенку, и к маме - будущей и уже состоявшейся.

   Фактически в современной медицинской практике первичная диагнос-тика развития ребенка осуществляется уже в первые часы его жизни. Проводится она врачом - неонатологом в родильном доме. В период новорожденности у ребенка превалируют различные рефлексы, отражаю-щие состояние и процессы созревания нервной системы, что, как мы считаем, является одним из основополагающих факторов наличия или отсутствия отклонений в психологическом здоровье ребенка. Ребенок рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. Так сразу, после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма.

    В первые дни можно отметить группу функциональных рефлексов, необходимых для выживания:

* защитный - если новорожденного  положить на живот, то он  рефлекторно поворачивает голову в сторону;

* зрачковый - при резком увеличение  света зрачок сужается;

* мигательный - при мелькании  света или дуновении воздуха  малыш прищуривается или закрывает  глаза;

* сосательный - при раздражении  полости рта ребенок начинает  сосать;

* поисковый - при прикосновении к щеке малыш поворачивает голову в сторону раздражителя и с открытым ртом ищет грудь.

Эти жизненно важные врожденные реакции  для ребенка. Они помогают ему  приспособиться к новым условиям существования. Если какие-либо из этих врожденных реакций отсутствуют, то врач может заподозрить откло-нения в работе нервной системы, что в свою очередь может привести к отклонению в психическом развитии. Помимо этих рефлексов, есть еще и другие, которые утратили свою важность в ходе эволюции, но их отсут-ствие или снижение является важным диагностическим признаком при оценке работы нервной системы в период новорожденности. Перечислим их: рефлекс опоры и автоматическая походка новорожденного, хвата-тельный рефлекс, рефлекс ползанья и др.

    В этот период развития особое значение имеет выявление сниженной чувствительности и реактивности к зрительным и слуховым раздражи-телям. Чем раньше диагностируется сенсорная недостаточность, тем выше возможности развития сохранных звеньев и компенсации с использо-ванием неповрежденных анализаторов. В этих случаях наибольшую диагностическую ценность имеют методы электрофизиологического обследования младенцев с помощью регистрации зрительных и слуховых вызванных потенциалов.

    После двух месяцев с целью выявления соответствия нормам прово-дится психологическое обследование. О.В. Баженова и Е.И. Морозова разработали следующую схему обследования ребенка с 1,5-2 месяцев до 1 года. Обследование ребенка включает анализ уровня развития:

1) двигательной сферы;

2) сенсорной сферы;

3) особенностей манипулирования  с предметами;

4) способов взаимодействия со  взрослыми;

5) эмоциональных особенностей;

6) голосовой активности;

    Еще одну методику психодиагностики в младенческом возрасте предложил Э.Л. Фрухт по материалам Н.М. Щелованова, М.Ю. Кистяковой, С.М. Кривиной. Эта методика также основана на анализе уровней психических процессов, но только более развернуто:

1) зрительные ориентировочные реакции;

2) слуховые ориентировочные  реакции;

3) эмоции и социальное  поведение;

4) движения руки и  действий с предметами;

5) движения общие;

6) подготовительные этапы  развития понимания речи;

7) подготовительные этапы  развития активной речи;

8) навыки и умения в режимных процессах.

    Основной метод обследования ребенка первого года жизни - наблюдение за его реакциями, деятельностью с игрушками, особенностями общения со взрослыми, эмоциональными проявлениями, способами выражения положительных и отрицательных переживаний и др. Анализ особенностей, выявленных при конкретном обследовании ребенка в сопоставлении с нормативными характеристиками, дает основание для заключения об отсутствии или наличии нарушений, что позволяет сделать выводы о необходимости дальнейшего наблюдения за ребенком или об оказании специфической медико - психо - педагогической помощи уже на данном этапе развития.

    К базовым предпосылкам нормального онтогенеза ребенка начиная с младенческого периода относится прежде всего положительное отношение к взрослому как таковому, сопровождающееся развитием различных элементарных экспрессивно-мимических средств установления социаль-ного контакта и выражения своего отношения к другому человеку.

Отклонением уже на первом году жизни можно считать задержку в формировании коммуникативной потребности, с ограниченным арсеналом коммуникативных средств.

    Легкая степень нарушения: при наличии выраженного интереса к взрослому отмечается некоторое снижение количества используемых ребенком коммуникативных средств или их недостаточное развитие.

    Средняя степень нарушения: интерес к взрослому неустойчив, при наличии затруднений в установлении контакта ребенок не пытается их преодолеть, коммуникативные средства ограничены.

    Тяжелая степень нарушения: взрослый не вызывает у ребенка интереса, отсутствуют попытки использования каких-либо способов коммуникации.

    Начиная со второго полугодия жизни условием благополучного форми-рования личности ребенка является появление избирательности в обще-нии, а именно возникновение двух разных типов реакций: полноценного комплекса оживления на "своих" и реакции торможения и избегания на "чужих". Отклонением можно считать отсутствие избирательного реагирования на разных взрослых. К тяжелым нарушениям можно отнести наличие таких симптомов, как наличие выраженного страха при виде взрослого, наличие двигательных стереотипов вместо социального и познавательного интереса, избегание контакта глаз и тактильного контакта.

    3. Профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей.

    Рождение здорового ребёнка зависит от многих условий. Большую роль играет и генетический фон, и заболевания и возраст матери, а также вредные её привычки, и приём определённых видов лекарственных препаратов во время и до беременности, и материальное положение семьи, и соблюдение рекомендаций, полученных в женской консультации… Ребёнок это ведь не игрушка, поэтому к его рождению нужно подходить серьёзно. Хотите здорового ребёнка, так надо заранее избавиться от вредных привычек: курения, злоупотребления алкоголем, бесконтрольного приёма медикаментов и др. В случае приёма лекарственных препаратов по состоянию здоровья, необходимо проконсультироваться с лечащим врачом и гинекологом.

    Приём фолиевой кислоты женщинами ещё до запланированной беремен-ности, значительно сократил рождение детей с врождённой патологией нервной трубки. Шотландские учёные подтвердили этот факт своим исследованием. Специалисты считают, что прием фолиевой кислоты мог бы сократить количество случаев рождения детей с такой патологией, а прием непосредственно во время беременности может быть недоста-точным, поэтому нужно всем женщинам детородного возраста начинать употреблять добавки фолиевой кислоты независимо от планов на семейную жизнь, так как часто беременности бывают незаплани-рованными. Дети с повреждениями позвоночника бывают часто парализованы и могут на протяжении всей жизни, испытывать проблемы с кишечником, мочевым пузырем и спинным мозгом. Поэтому профилак-тика таких состояний является очень важным моментом. Необходимо заблаговременно заботиться о здоровье своих будущих детей. В нашем мире стресса, напряжения и высокого темпа, приём препаратов избавляющих от депрессии вещь распространённая. Но беременные женщины должны думать не только о себе, но и будущем ребёнке. Ведь, дети, чьи мамы принимали антидепрессанты на ранних стадиях беременности, подвержены риску возникновения пороков сердца. И поэтому женщины должны посоветоваться со своим врачом прежде, чем отказаться от приема антидепрессантов. Одним из главных факторов здоровья ребенка так же является естественное вскармливание. Самое лучшее питание для младенца это, конечно же, материнское молоко. Малыши, которым повезло, и они были в числе счастливчиков, вскормленных грудным молоком, более удачливы по жизни и менее болезненны. Медики рекомендуют матерям кормить малышей грудью минимум до шести месяцев для укрепления здоровья детей и матерей. Но, препараты, которые обычно назначают для предотвращения кровотечения после родов, могут препятствовать способности женщины кормить ребенка грудью. К такому выводу, на основании проведённого исследования, пришли английские учёные. В данном исследовании приняли участие 48 тыс. рожавших женщин.

     Питание детей имеет ряд отличий от питания взрослых. В период детства, особенно у детей раннего возраста, потребность в пищевых веществах и энергии относительно выше, чем у взрослых. Это объясняется преобладанием ассимиляции над дессимиляцией, связанным с бурными темпами роста и развития ребенка. Научное обоснование норм потреб-ности детей разных возрастных групп в пищевых веществах и обоснование наборов продуктов, необходимых для покрытия этих потребностей, проведено на основ развития детского организма. Величины физиоло-гических потребностей детей различных возрастных групп в пищевых веществах установлены с учетом функциональных и анатомо-морфо-логических особенностей, присущих каждой возрастной группе. Рекомендуемые нормы потребности детей в пищевых веществах разрабо-таны таким образом, чтобы по возможности избежать как недостаточности питания детей, так и введения в их организм избыточного количества пищевых веществ. Отклонение от этих принципов отрицательно сказывается на развитии детей. Ряд патологических состояний связывают с неправильным питанием детей в раннем возрасте. К ним относятся: нарушение формирования зубов, кариес, риск возникновения диабета, гипертензионного синдрома, почечной патологии, аллергических заболеваний, ожирения.

    Организм детей и подростков имеет ряд других существенных особен-ностей. Ткани организма детей на 25% состоят из белков, жиров, угле-водов, минеральных солей и на 75% из воды. Основной обмен у детей протекает в 1,5-2 раза быстрее, чем у взрослого человека. В организме детей и подростков, в связи с их ростом и развитием, процесс ассимиляции преобладает над диссимиляцией. В связи с усиленной мышечной актив-ностью у них повышены общие энергетические затраты. Средний расход энергии в сутки (ккал) на 1 кг массы тела детей различного возраста и взрослого человека составляет:

до 1 года – 100

до 1 до 3 лет – 100-90

4-6 лет – 90-80

7-10 лет – 80-70

11-13 лет – 70-65

14-17 лет – 65-46

взрослые люди – 45

    Для нормального физического и умственного развития детей и подрост-ков необходимо полноценное сбалансированное питание, обеспечивающее пластические процессы энергетические затраты организма с учетом его возраста. Энергетическая ценность суточного рациона питания детей и подростков должна быть на 10% выше их энергетических затрат, так как часть питательных веществ необходима для обеспечения процессов роста и развития организма. Соотношение белков, жиров, углеводов в питании детей старше 1 года и подростков должно составлять 1:1:4. Суточные физиологические нормы питания детей разных возрастов показаны в таблице:

 

Возраст

Белки, г

Жиры, г

Углеводы

Энергетическая ценность рациона, ккал

всего

в том числе животные

всего

в том числе растительные

1-3 года

53

37

53

5

212

1540

4-6 лет

68

44

68

10

272

1970

7-10 лет 

79

47

79

16

315

2300

11-13 лет (мальчики)

93

56

93

19

370

2700

11-13 лет (девочки)

85

51

85

17

340

2450

14-17 лет (юноши)

100

60

100

20

400

2900

14-17 лет (девушки)

90

54

90

18

360

2600




Потребность в пищевых  веществах у детей обратно  пропорциональна их возрасту (чем  меньше ребенок, тем потребность  больше), так как особенно усиленно ребенок растет в первые годы жизни.

    Большое внимание в питании детей и подростков уделяют его амино-кислотному составу как основному пластическому материалу, из которого строятся новые клетки и ткани. При недостатке белка в пище у детей задерживается рост, отстает умственное развитие, изменяется состав костной ткани, снижается сопротивляемость к заболеваниям и деятель-ность желез внутренней секреции. При сбалансированности незаменимых аминокислот лучшим продуктом питания в детском возрасте считается молоко и молочные продукты. Для детей до 3 лет в рационе питания ежедневно следует предусматривать не менее 600 мл молока, а школьного возраста – не мене 50 мл. Кроме того, в рацион питания детей и подрос-тков должны входить мясо, рыба, яйца, крупы – продукты, содержащие полноценные белки с богатым аминокислотным составом.

    Жиры играют важную роль в развитии ребенка. Они выступают в роли пластического, энергетического материала, снабжают организм витаминами А, D, Е, фосфатидами, полиненасыщенными жирными кислотами, необходимыми для развития растущего организма. Особенно рекомендуют сливки, сливочное масло, растительное масло (5-10% общего количества).  

    Суточная потребность в жирах такая же, как и в белке. Энергетическая ценность жиров в суточном питании должна быть не менее 30%. При недостаточном потреблении жиров у детей снижается сопротивляемость болезням, замедляется рост.

    У детей  наблюдается повышенная мышечная  активность, в связи с чем потребность  в углеводах у них выше, чем  у взрослых, и должна составлять 10-15 г на 1 кг массы тела. В питании детей важное значение играют легко-усвояемые углеводы, источником которых являются фрукты, ягоды, соки, молоко, сахар, печенье, конфеты, варенье. Количество сахаров должно составлять 25 % общего количества углеводов. Однако избыток углеводов в питании детей и подростков приводит к нарушению обмена веществ, ожирению, снижению устойчивости организма к инфекциям.

Суточная потребность  детей и подростков в минеральных  веществах

Возраст

Кальций, г

Фосфор, г

Магний, г

Железо, г

0-29 дн

0,2

0,1

0,05

1,5

1-3 мес

0,5

0,4

0,06

5

4-6 мес

0,5

0,4

0,06

7

7-12 мес

0,6

0,5

0,07

10

1-3 года

0,8

0,8

0,15

10

4-6 лет

1,2

1,4

0,3

15

7-10 лет

1,1

1,6

0,25

18

11-13 лет (мальчики)

1,2

1,8

0,35

18

11-13 лет (девочки)

1,1

1,6

0,3

18

14-17 лет (юноши)

1,2

1,8

0,3

18

14-17 лет (девушки)

1,1

1,6

0,3

18

Информация о работе Отклонения развития