Правовые основы обеспечения граждан медицинской помощью в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:12, аттестационная работа

Описание

Еще в ХI в. в Уставе великого князя Владимира Святославовича было определено и узаконено правовое положение врачей. В дальнейшем (XII в.) «Русская правда» Ярослава Мyдpoгo закрепила право медицинской практики на территории Киевской Руси. Первое упоминание о нормативной регламентации медицинской помощи в Русском Государстве относится к ХVI в., когда при царе Иване Грозном был разработан законодательный сборник «Стоглав», большой раздел которого касался правил содержания больниц.

Содержание

Введение
1. Основные нормативно-правовые акты гарантирующие право на охрану здоровья и обеспечение медицинской помощью
1.1 Конституция РФ
1.2 Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан
2. Права отдельных категорий граждан
2.1 Основы законодательства об охране здоровья граждан о правах отдельных категорий граждан
2.2 Законы предупреждающие распространение некоторых заболеваний
2.3 Прочие законы устанавливающие права отдельных категорий граждан
3. Помощь гражданам, страдающим социально-значимыми заболеваниями
4. Медицинское страхование
5. Государственные гарантии оказания гражданам медицинской помощи
6. Международные документы, гарантирующие обеспечение граждан медицинской помощью
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

правовые основы обеспечения граждан медицинской помощью в России.docx

— 58.69 Кб (Скачать документ)

Каждый гражданин имеет  право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая  сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном  с ними риске, возможных вариантах  медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Информация о состоянии  здоровья гражданина предоставляется  ему, а в отношении лиц, не достигших  возраста, установленного частью второй статьи 24 Основ, и граждан, признанных в установленном законом порядке  недееспособными, - их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении.

Информация о состоянии  здоровья не может быть предоставлена  гражданину против его воли. В случаях  неблагоприятного прогноза развития заболевания  информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его  семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.

Гражданин имеет право  непосредственно знакомиться с  медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.

Информация, содержащаяся в  медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну и  может предоставляться без согласия гражданина только по основаниям, предусмотренным  статьей 61 Основ.

Необходимым предварительным  условием медицинского вмешательства  является информированное добровольное согласие гражданина.

В случаях, когда состояние  гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство  неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать  консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического  учреждения.

Согласие на медицинское  вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста, установленного частью второй статьи 24 Основ, и граждан, признанных в установленном законом  порядке недееспособными, дают их законные представители после сообщения  им сведений, предусмотренных частью первой статьи 31 Основ. При отсутствии законных представителей решение о  медицинском вмешательстве принимает  консилиум, а при невозможности  собрать консилиум - непосредственно  лечащий (дежурный) врач с последующим  уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического  учреждения и законных представителей.

Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или  потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных  статьей 34 Основ.

При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его  законному представителю в доступной  для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием  возможных последствий оформляется  записью в медицинской документации и подписывается гражданином  либо его законным представителем, а также медицинским работником.

При отказе родителей или  иных законных представителей лица, не достигшего возраста, установленного частью второй статьи 24 Основ, либо законных представителей лица, признанного в  установленном законном порядке  недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни  указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд  для защиты интересов этих лиц.

Оказание медицинской  помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении  лиц, страдающих заболеваниями, представляющими  опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно  опасные деяния, на основаниях и  в порядке, установленных законодательством  Российской Федерации.

Решение о проведении медицинского освидетельствования и наблюдения граждан без их согласия или согласия их законных представителей принимается  врачом (консилиумом), а решение о  госпитализации граждан без их согласия или согласия их законных представителей - судом.

Оказание медицинской  помощи без согласия граждан или  согласия их законных представителей, связанное с проведением противоэпидемических мероприятий, регламентируется санитарным законодательством.

Освидетельствование и госпитализация лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, проводятся без их согласия в порядке, устанавливаемом  Законом Российской Федерации "О  психиатрической помощи и гарантиях  прав граждан при ее оказании".

В отношении лиц, совершивших  общественно опасные деяния, могут  быть применены принудительные меры медицинского характера на основаниях и в порядке, установленных законодательством  Российской Федерации.

Пребывание граждан в  больничном учреждении продолжается до исчезновения оснований, по которым  проведена госпитализация без их согласия, или по решению суда. [5]

Значительное место в  законе отводится гарантиям осуществления  медико-социальной помощи, первичной  медико-санитарной помощи, скорой медицинской  помощи, специализированной помощи. [1]

Важным разделом в законе является медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию  репродуктивной функции человека - искусственное оплодотворение, искусственное  прерывание беременности, медицинская  стерилизация. [1]

Проведение различных  медицинских экспертиз (экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная экспертиза, военно-врачебная экспертиза, судебно-медицинская и судебно-психиатрическая  экспертиза) также регламентируется настоящими Основами. [1]

Экспертиза временной  нетрудоспособности производится лечащими врачами государственной, муниципальной  и частной систем здравоохранения, которые единолично выдают гражданам  листки нетрудоспособности сроком до 30 дней, а на больший срок листки нетрудоспособности выдаются врачебной  комиссией, назначаемой руководителем  медицинского учреждения.

При экспертизе временной  нетрудоспособности определяются необходимость  и сроки временного или постоянного  перевода работника по состоянию  здоровья на другую работу, а также  принимается решение о направлении  гражданина в установленном порядке  на медико-социальную экспертную комиссию, в том числе при наличии у этого гражданина признаков инвалидности.

При оформлении листка нетрудоспособности сведения о диагнозе заболевания  с целью соблюдения врачебной  тайны вносятся с согласия пациента, а в случае его несогласия указывается  только причина нетрудоспособности (заболевание, травма или иная причина).

В отдельных случаях по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  в области здравоохранения экспертиза временной нетрудоспособности граждан  в учреждениях государственной  или муниципальной системы здравоохранения  может быть поручена работнику со средним медицинским образованием.

Военно-врачебная экспертиза определяет годность по состоянию здоровья к военной службе граждан, подлежащих призыву на военную службу, поступающих  на военную службу по контракту, пребывающих  в запасе (резерве) Вооруженных Сил  Российской Федерации, органов федеральной  службы безопасности, и военнослужащих, устанавливает у военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) и уволенных с военной службы причинную связь заболеваний, ранений, травм с военной службой (прохождением военных сборов), определяет виды, объем, сроки осуществления медико-социальной помощи военнослужащим и их реабилитации, в том числе медико-психологической реабилитации.

Порядок организации и  производства военно-врачебной экспертизы, а также требования к состоянию  здоровья граждан, подлежащих призыву  на военную службу, поступающих на военную службу по контракту, и военнослужащих устанавливаются уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти.

Гражданам предоставляется  право на производство независимой  военно-врачебной экспертизы в порядке, предусмотренном статьей 53 настоящих  Основ.

Заключение учреждения, производившего военно-врачебную экспертизу, может  быть обжаловано в суд самим гражданином  или его законным представителем в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации.

Судебно-медицинская экспертиза производится в медицинских учреждениях  государственной системы здравоохранения  экспертом бюро судебно-медицинской  экспертизы, а при его отсутствии - врачом, привлеченным для производства экспертизы, на основании постановления  лица, производящего дознание, следователя  или определения суда.

Судебно-психиатрическая  экспертиза производится в предназначенных  для этой цели учреждениях государственной  системы здравоохранения.

Гражданин или его законный представитель имеет право ходатайствовать  перед органом, назначившим судебно-медицинскую  или судебно-психиатрическую экспертизу, о включении в состав экспертной комиссии дополнительно специалиста  соответствующего профиля с его  согласия.

Порядок организации и  производства судебно-медицинской  и судебно-психиатрической экспертиз  устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок определения  степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, устанавливается  уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом  исполнительной власти.

Заключения учреждений, производивших  судебно-медицинскую и судебно-психиатрическую  экспертизы, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации.

При несогласии граждан с  заключением медицинской экспертизы по их заявлению производится независимая  медицинская экспертиза.

Экспертиза признается независимой, если производящие ее эксперт либо члены комиссии не находятся в  служебной или иной зависимости  от учреждения или комиссии, производивших  медицинскую экспертизу, а также  от органов, учреждений, должностных  лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой экспертизы.» [5]

В Основах законодательства зафиксированы принципиально важные положения по определению момента  смерти человека, изъятие органов  и тканей человека для трансплантации. [1]

Констатация смерти осуществляется медицинским работником.

Критерии и порядок  определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий  устанавливаются федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование  в сфере здравоохранения, согласованным  с Министерством юстиции Российской Федерации.

Допускается изъятие органов  и (или) тканей человека для трансплантации в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли, продажи  и коммерческих сделок.

Не допускается принуждение  к изъятию органов и (или) тканей человека для трансплантации.

Лица, участвующие в указанных  коммерческих сделках, купле и продаже  органов и (или) тканей человека, несут  уголовную ответственность в  соответствии с законодательством  Российской Федерации. [5]

Медицинскому персоналу  запрещается осуществление эвтаназии - удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том  числе прекращением искусственных  мер по поддержанию жизни.

Лицо, которое сознательно  побуждает больного к эвтаназии  и (или) осуществляет эвтаназию, несет  уголовную ответственность в  соответствии с законодательством  Российской Федерации. [5]

А именно в соответствии со статьей 105 УК РФ:

«Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, - наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет  с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

2. Убийство:

а) двух или более лиц;

в) малолетнего или иного  лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно  сопряженное с похищением человека;

г) женщины, заведомо для виновного  находящейся в состоянии беременности;

д) совершенное с особой жестокостью;

ж) совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

з) из корыстных побуждений или по найму, а равно сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом;

к) с целью скрыть другое преступление или облегчить его  совершение, а равно сопряженное  с изнасилованием или насильственными  действиями сексуального характера;

Информация о работе Правовые основы обеспечения граждан медицинской помощью в России