Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 05:40, курсовая работа
Цель изучение особенностей псевбульбарной дизартрии взрослых
Задачи:
изучить источники, литературу и переодические издания по данной теме;
дать понятие дизартрии;
рассмотреть основные симптомы дизартрии;
раскрыть классификацию дизартрии;
описать псевдобульбарную дизартрию взрослых.
Введение 3
Глава 1. Сущность дизартрии 4
1.1. Понятие дизартрии 9
1.2. Симптомы дизартрии 9
Глава 2. Формы дизартрии и их классификация 12
Глава 3. Псевдобульбарная дизартрия у взрослых 4
Заключение 15
Список использованной литературы
Введение
Дизартрия как сложная проблема речевой патологии интенсивно изучается и освещается в теоретическом и практическом аспектах в отечественной и мировой научной литературе. Научная разработка проблемы дизартрии в отечественной логопедии наиболее подробно описана в трудах известных неврологов, психиатров, психологов, педагогов, нейрофизиологов (Е.Н. Правдина-Винарская, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук, И.И. Панченко, Л.В. Лопатина, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько и др.). Все современные авторы единодушны в том, что изучение проблемы дизартрии должно сочетаться с ее неврологическим, логопедическим и психологическим аспектами исследования.
Учитывая то, что на современном этапе развития логопедия не является узкопедагогической наукой, а представляет собой междисциплинарную область знаний о человеке, в явление дизартрии рассматриваются не только педагогические аспекты исследования, диагностики и реабилитационного процесса, но и значительное место уделяется медицине, психологии и психофизиологии.
В отечественной литературе дизартрию в детском возрасте принято рассматривать как остаточные явления детского церебрального паралича, а у взрослых с клиникой параличей. Но в любом возрасте, особенно у взрослых, когда речь становится одним из важнейших факторов успешности и реализации, важно рассмотреть причины, понять основу лечения данного недуга.
Предметом моей работы является дизартрия, ее формы.
Объектом данной работы является псевдобульбарная дизартрия у взрослых.
Цель
изучение особенностей псевбульбарной
дизартрии взрослых
Задачи:
Данная
работа поможет ответить на многи
е впросы о дизартрии в часноти
о псевдобульбарной дизартрии у
взрослых, определить происхождение
дизартрии во всех ее формах, симптоматику
данного заболевания, а так же особенности
протекания псевдобульбарной дизартрии
у взрослых.
Глава 1.
Сущность дизартрии
Дизартрия – термин латинский, в переводе означает расстройство членораздельной речи – произношения (дис – нарушение признака или функции, артрон – сочленение). При определении дизартрии большинство авторов не исходят из точного значения этого термина, а практикуют его более широко, относя к дизартрии расстройства артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи.
Дизартрия – сложное и тяжелое нарушение речи, при котором страдают звукопроизношение, голосообразование, темп, ритм, интонация. Оно возникает в результате органического поражения периферической и центральной нервной системы, которое приводит к недостаточной иннервации речевого аппарата.
При дизартрии. в отличие от афазии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), вследствие чего затруднена артикуляция.
Нарушения
звукопроизношения при
Впервые клиническая картина дизартрии была описана более ста лет назад (А. Оппенгейм, Х. Гутцман и др.). Легкая степень дизартрии как речевое нарушение, отличающееся по своему патогенезу, была выделена из группы звукопроизносительных расстройств А. Куссмаулем в 1888 году. Называя косноязычием все недостатки речи, А. Куссмауль наряду с функциональным, выделил органическое косноязычие, которое являлось, по его мнению, одной из форм центрального, органически обусловленного нарушения речи. А. Куссмауль впервые вскрыл те факторы, которые влекут за собой дизартрические нарушения речи, проявляющиеся в форме неясности произношения различной степени выраженности2.
1.2.Симптомы
дизартрии
Клинико-физиологические аспекты дизартрии определяются локализацией и тяжестью поражения мозга. Анатомическая и функциональная взаимосвязь в расположении и развитии двигательных и речевых зон и проводящих путей определяет частое сочетание дизартрии с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности.
Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. К таким структурам относятся:
периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щек, нёба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки); ядра этих периферических двигательных нервов, расположенных в стволе головного мозга; ядра, расположенные в стволе и в подкорковых отделах мозга и осуществляющие элементарные эмоциональные безусловнорефлекторные речевые реакции типа плача, смеха, вскрикивания, отдельных эмоционально-выразительных восклицаний и др.
Основными симптомами дизартрии являются нарушения звукопроизношения и просодики. При этом страдают не только согласные, но и гласные звуки. Наблюдаются различные виды нарушений звукопроизношения: искажение, отсутствие, замена, смешение.
Одной из причин нарушения звукопроизношения является нарушение артикуляционной моторики3.
Первый синдром дизартрии – синдром артикуляционных расстройств, который проявляется в нарушении мышечного тонуса. Выделяют следующие его формы в артикуляционной мускулатуре:
– спастичность артикуляционных мышц (постоянное повышение тонуса в языке, губах, лицевой, шейной мускулатуре). Характерна палатализация; гипотония (понижение мышечного тонуса). Признаки – гиперсаливация, назализация из-за гипотонии мышц мягкого неба, затруднена палатализация;
– дистония (меняющийся характер мышечного тонуса): в покое – низ-кий мышечный тонус в артикуляционном аппарате, при попытках речи – тонус резко нарастает.
Второй
синдром артикуляционных
Третьим синдромом являются дискоординационные расстройства. Они проявляются в нарушении точности и соразмерности ар-тикуляционных движений. Особенно нарушено выполнение тонких диф-ференцированных движений. Движения часто выполняются с гиперметрией (чрезмерной двигательной амплитудой).
Четвертый
синдром артикуляционных
Пятый
синдром – наличие
Шестой
синдром – нарушение
Частым
признаком артикуляционных
При
дизартрии могут выявляться рефлексы
орального автоматизма –
Второй синдром дизартрии – синдром нарушений речевого дыхания.
Нарушение
дыхания имеет сложный
Это является одной из причин нарушения голоса и мелодико-интонационной стороны речи, так как для нормального функционирования голосового аппарата необходимо определенное соответствие между напряжением осуществляющих вдох и выдох мышц. Кроме того, нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани. Нарушения голоса крайне разнообразны, специфичны для разных форм дизартрии. В одних случаях страдает сила голоса (слабый, тихий, иссякающий); в других – тембр (глухой, назализованный, тусклый); могут отсутствовать голосовые модуляции (ребенок не может произвольно менять высоту тона)5.
При
дизартрии наблюдаются и
Диагноз
дизартрия ставится на основе специфики
речевых и неречевых нарушений.
Глава 2.
Формы дизартрии и их
классификация
В основе классификации дизартрии разных авторов – разные критерии.
Первый критерий – принцип локализации. Классификация, в основу которой положен этот принцип, является наиболее распространенной в логопедии. Она создана с учетом неврологического подхода на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи. В этой классификации выделяют пять форм дизартрии:
Наиболее сложной и спорной в этой классификации является корковая дизартрия. Ее существование признается не всеми авторами. Спорный вопрос о корковой дизартрии в значительной степени связан с терминологической неточностью и отсутствием единой точки зрения на механизмы моторной алалии и афазии.
Согласно точке зрения Е.Н.Винарской (1973), понятие корковой дизартрии является собирательным. Она допускает существование различных ее форм, обусловленных как спастическим парезом артикуляционных мышц, так и апраксией. Последние формы обозначаются как апраксическая дизартрия6.
Еще один критерий, положенный в основу классификации дизартрии – синдромологический подход. На основе синдромологиче-ского подхода выделяют следующие формы дизартрии:
Такой подход указывает на то, что в связи с распространенным поражением мозга у детей с церебральным параличом редко встречается дизартрия в чистом виде. Чаще дизартрии носят смешанный характер.
Поскольку в основе данной классификации лежит тонкая дифференциация различных неврологических синдромов (спастический парез, ригидность, гиперкинез, атаксия), то эта классификация не может быть проведена логопедом. Нужно обязательно иметь заключение невропатолога о характере двигательного расстройства. В клиниках, где совместно работают невропатолог и логопед, пользуются данной классификаций7.
Новый критерий, положенный в основу классификации, – это степень понятности речи для окружающих. Данная классификация применительно к детям с церебральным параличом французским невропатологом Тардье в 1968 году. В данной классификации выделяют четыре степени тяжести речевых нарушений у детей:
Первая
– самая легкая степень, когда нарушения
звукопроизношения выявляются специалистами
только в процессе обследования. Вторая
– нарушения произношения заметны каждому,
но речь понятна для окружающих. Третья
– речь понятна только близким ребенка
и частично для окружающих. Четвертая
– самая тяжелая – отсутствие речи или
речь непонятна даже близким ребенка (анартрия).
Анартрия – полное или частичное отсутствие
возможности звукопроизношения в результате
паралича речедвигательных мышц8.