Псевдобульбарная дизартрия у взрослых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 05:40, курсовая работа

Описание

Цель изучение особенностей псевбульбарной дизартрии взрослых


Задачи:

изучить источники, литературу и переодические издания по данной теме;
дать понятие дизартрии;
рассмотреть основные симптомы дизартрии;
раскрыть классификацию дизартрии;
описать псевдобульбарную дизартрию взрослых.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность дизартрии 4
1.1. Понятие дизартрии 9
1.2. Симптомы дизартрии 9
Глава 2. Формы дизартрии и их классификация 12
Глава 3. Псевдобульбарная дизартрия у взрослых 4
Заключение 15
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 139.50 Кб (Скачать документ)

     Среди прочих причин можно назвать сосудистую недостаточность, воспаления и опухоли головного мозга, болезнями Альцгеймера (дегенеративным заболеванием центральной нервной системы), Паркинсона (хроническим прогрессирующим дегенеративным заболеванием центральной нервной системы), Хантингтона (генетическим заболеванием нервной системы). В этот список можно добавить рассеянный склероз и астенический бульбарный паралич.

     Гораздо реже дизартрия возникает в результате травм головы, отравлений (свинцом или угарным газом) или передозировки приема лекарства. Закончат этот перечень инфекции и токсины, вызванные употреблением наркотиков и алкоголя. Как видим, в отличие от детей, дизартрия у взрослых может возникнуть и от «сознательных» актов.

     Причины возникновения дизартрии мы обозначили, а дальше та же история, что и у  детей. Речевой аппарат, как у ребенка, так и у взрослого человека требует слаженной одновременной работы ряда нейромышечных систем. И нарушение в любом звене системы (или взаимодействия систем) может привести к дизартрии13.

     Напомню, о каких системах идет речь.

  • Дыхательная система, которая состоит из носа, полости носа, носоглотки, гортани, трахеи и бронхов. Основная ее цель – это питание организма кислородом, выводом углекислого газа и голосообразование.
  • Артикуляционная система, которая состоит из гортани, голосовых складок, языка, твердого и мягкого нёба, зубов, губ и резонаторов. Основная цель артикуляционной системы (аппарата) – создание звуков речи, то есть речепроизводство.
  • Центральная нервная система, состоящая из головного и спинного мозга, которая с помощью периферийной нервной системы «организует» слаженную работу всего организма, и речь в том числе.

     Легкие  подают воздушную струю в трахею и гортань. Куда ж без воздуха. Воздух в гортани производит голос, который отражаясь в резонаторах, попадает в артикуляционный аппарат. А уж там за него берутся мягкое нёбо, язык, зубы, губы и челюсти. Что мы имеем на выходе? Гласные и согласные звуки, из которых творим слова и предложения. И на всем протяжении этой цепочки центральная нервная система отслеживает процесс и подает нужные команды.

     Одним из основных принципиальных различий между псевдобульбарным и бульбарным параличом служит то обстоятельство, что парализованные мышцы при  псевдобульбарном параличе не становятся атрофированными (признак периферического паралича), в отличие от бульбарного14.

     Клиническая форма псевдобульбарного паралича обладает определенными характерными особенностями.

     При паралитической форме симптомы псевдобульбарного  паралича резко выражены во всех своих  проявлениях; афония, дисфония, дисфагия нередко приводят к тому, что у больного нет даже отчетливого голосообразования, а процесс еды, глотания для него чрезвычайно сложен. Никогда не наблюдается выкрикивание слов обусловленного преходящим повышением тонуса или гиперкинезами мускулатуры голосовых связок. Паралич наблюдается и в собственно артикуляционной и лицевой мускулатуре, в связи с чем амимия у них выражена более отчетливо, чем у детей других групп. Это состояние мимико-артикуляционной мускулатуры аналогично тому, которое наблюдается в скелетной, где явления паралича также преобладают над спастичностью. Спастичность выявляется либо в определенных группах мышц при движении, либо при определенном положении тела (вертикальном) - она развивается тогда в аддукторах бедер, икроножных мышцах, иногда сгибателях или разгибателях пальцев. Повышение тонуса возникает и в артикуляционной мускулатуре, но незначительное. Сходную картину вялого паралича у взрослых можно связывать с поражением варолиева моста. У этих больных восстановление речи происходит с большим трудом - с трудом регрессирует именно псевдобульбарные симптомы и с наибольшим трудом из них - паралич нёбной занавески и мышц языка. С таким же трудом и лишь незначительно развивается координация между дыхательными и артикуляционными движениями. Псевдобульбарная дизартрия наряду с афонией и носовым оттенком голоса держится долго15.

     Для псевдобульбарной дизартрии характерно повышение мышечного тонуса в  артикуляционной мускулатуре по типу спастичности — спастическая форма псевдобульбарной дизартрии. Реже на фоне ограничения объема произвольных движений наблюдается незначительное повышение мышечного тонуса в отдельных мышечных группах или понижение мышечного тонуса — патетическая форма псевдобульбарной дизартрии. При обеих формах отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата, в тяжелых случаях — почти полное их отсутствие.

     При отсутствии или недостаточности  произвольных движений отмечается сохранность  рефлекторных автоматических движений, усиление глоточного, нёбного рефлексов, а также в ряде случаев сохранение рефлексов орального автоматизма. Имеются синкинезии. Язык при псевдобульбарной дизартрии напряжен, оттянут кзади, спинка его закруглена и закрывает вход в глотку, копчик языка не выражен. Произвольные движения языка ограничены, ребенок обычно может высунуть язык из полости рта, однако амплитуда этого движения ограничена, он с трудом удерживает высунутый язык по средней линии; язык отклоняется в сторону или опускается на нижнюю губу, загибаясь к подбородку.

     Боковые движения высунутого языка отличаются малой амплитудой, замедленным темпом, диффузным перемещением всей его  массы, кончик при всех его движениях  остается пассивным и обычно напряженным.

     Таким образом, при псевдобульбарной дизартрии, так же как и при корковой, нарушается произношение наиболее сложных по артикуляции переднеязычных звуков, но в отличие от последней нарушение носит более распространенный характер, сочетается с искажением произношения и других групп звуков, нарушениями дыхания, голоса, интонационно-мелодической стороны речи, часто — слюноотделением16.

     Особенно  трудным при псевдобульбарной дизартрии  является движение высунутого языка  вверх с загибанием его кончика  к носу. При выполнении движения видно повышение мышечного тонуса, пассивность кончика языка, а также истощаемость движения.

     Общим для всех форм псевдобульбарного  паралича является усугубление вегетативной и псевдобульбарной симптоматики при  всех видах активного движения и  скелетной, и артикуляционной мускулатуры: нарастание спастичности артикуляционных мышц, учащение и дизритмия пульса, гипергидроз, иногда изменение окраски кожи лица, отчетливое усиление гиперсаливации, учащение и нарушение ритма дыхания, усугубляющее недостаточность слабо развитой речевой функции.

     Основной  способ лечения дизартрии - лечение  того заболевания, которое ее вызвало. Но чаще всего, этого оказывается  недостаточно. Лучше всего сразу  начать тренировать все системы, участвующие в формировании речи17.

     При спастических параличах внимание логопеда направлено, во-первых, на понижение рефлекторной возбудимости мышц и расслабление их тонического напряжения. Этой задаче отвечают приемы расслабляющего массажа, упражнения на активное расслабление мышц, дыхательные упражнения. Во-вторых, логопед упражняет парализованные мышцы, чему служит лечение положением, дифференцированный массаж паретичных мышечных групп, медленные, плавные, с постепенным увеличением амплитуды пассивные движения, пассивно-активные и активные движения. В тренировке активных движений всегда следует обращать внимание на тонкие движения кончика языка. В тяжелых случаях псевдобульбарной дизартрии отдельные произвольные движения вырабатываются на основе непроизвольных безусловно рефлекторных синергий: кашля, глотания, чихания и пр.

     Можно определить общую схему коррекции

     - Подготовительный этап. Нет собственно  коррекции, идет подготовка к  постановке звуков.

     - формирование умения по опознанию  и различению звука изолированно, в речевом потоке и т.д.;

     - формирование артикуляторных умений и навыков, т.е. развитие мышц артикуляторного аппарата. Проводится в виде артикуляционной гимнастики;

     - развитие дыхания, голоса.

     - Формирование первичных произносительных  умений и навыков 

     - собственно постановка звука; 

     - автоматизация (закрепление) изолированного произношения, в слоге, слове, фразе, тексте, спонтанной речи;

     - дифференциация (различение звуков, близких по своим характеристикам).

     - формирование коммуникативных произносительных умений и навыков. Т.е. знания, приобретенные у логопеда, должны активно использоваться в повседневном общении18.

 

     Заключение 

     Начальное изучение данной проблемы проводилось  в основном невропатологами в  рамках очаговых поражений мозга  у взрослых больных. Большое влияние  на современное понимание дизартрии  оказали работы М. С. Маргулиса (1926), который впервые четко отграничил дизартрию от моторной афазии и разделил ее на бульбарную и церебральную формы. Автор предложил классификацию церебральных форм дизартрии на основе локализации очага поражения головного мозга, что в дальнейшем нашло отражение в неврологической литературе, а затем в учебниках логопедии. Поздее появилось множество более подробных классификаций дизартрии.

     Дизартрия является наиболее распространенной формой патологии экспрессивной речи, обусловленной нарушением функций мышц исполнительного речевого аппарата (их вялого или спастического паралича или пареза, дистонии, ригидности, диско-ординации). При дизартрии нарушается артикуляция, в то же время обычно сохранны понимание речи окружающих, письмо и чтение про себя; словарь и грамматический строй собственной речи. Речь замедленна, иногда прерывиста, особенно страдает артикуляция согласных. Дизартрия может быть, в частности, одним из проявлений бульбарного и псевдобульбарного синдромов, следствием поражения мозжечка и его связей, подкорковых узлов, премоторных отделов коры доминантного полушария. Дизартрические нарушения речи наблюдаются при различных органических поражениях мозга, которые у взрослых имеют более выраженный очаговый характер.

     Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме.

     Причинами дизартрии определяется органическими  поражениями центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже- нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например врождённая аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса), а также наследственные болезни нервной нервно- мышечной систем.

     При псевбобульбарной дизартрии у взрослых в первую очередь необходимо принять все меры по излечению причин, приведших к возникновению дизартрии. Не пренебрегать помощью логопеда и физиотерапевта.

 

     Список  использованной литературы

    Источники
 
  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 389 С.
  2. Рябченко А.Т. Функциональные нарушения голоса. – М.: Просвещение, 2004. – 428 С.
 

Учебные издания, справочно-энциклопедическая  литература 

  1. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 287 С.
  2. Логопедия / Под редакцией Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2003. – 345 С
  3. Логопедия. / Под ред. К.П. Беккер, М. Совак. – М.: Просвещение, 1983 – 467 С..
  4. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Владос, 2005. – 452 С.
  5. Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии. // Очерки по патологии речи и голоса. - М., 1993. №2. - С.34-48.
  6. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. — М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 400  С.
  7. Совак М.А., Беккер К.П. Логопедия. – М.: Просвещение, 2001 – 389 С.
  8. Спирова Л.Ф. Особенности нарушения речи при псевдобульбарной  дизартрии //Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М., 2001. -  342 С.
  9. Флерова Ж.М. Логопедия. – РнаД.: Феникс, 2004. - 471 С.
  10. Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. - М.: Владос, 1997. – 512 С..

Информация о работе Псевдобульбарная дизартрия у взрослых