Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 13:25, реферат
Современный уровень развития стоматологии имеет ряд особенностей и характеризуется появлением новых техно¬логий, современного оборудования и материалов. Однако улучшение качества оказания помощи населению немыслимо без одновременного повышения уровня базовой подготовки врача-стоматолога.
1. Введение……………………………………………………………….…3
2. Этапы развития терапевтической стоматологии……………………....4
3. Понятие о кариесе………………………………………………………12
4. Роль различных факторов в развитии кариеса зубов ..……………....16
5. Современное представление о причине возникновения кариеса зубов…………………………………………………………………..…27
6. Классификация, диагностика, клиническое проявление кариеса зубов…………………………………………………………………..…34
7. Список используемой литературы…………………………………….39
Дальневосточный
Государственный Медицинский
Кафедра
стоматологии терапевтической
Реферат
На тему: Введение в терапевтическую стоматологию. Исторические этапы развития. Предмет и задачи терапевтической стоматологии. Понятие о кариесе.
.
Выполнила:
студентка 206-стом
Ли
Д.Х.
Проверила:
доцент, к.м.н.
Сувырина
М. Б.
г. Хабаровск
2011 г.
Содержание
Введение
Современный
уровень развития стоматологии имеет
ряд особенностей и характеризуется
появлением новых технологий, современного
оборудования и материалов. Однако улучшение
качества оказания помощи населению немыслимо
без одновременного повышения уровня
базовой подготовки врача-стоматолога.
Одним
из важных факторов, способствующих и
обеспечивающих внутривузовую подготовку
специалиста, являются учебные пособия.
С учетом этого мы предприняли попытку
написать учебник, который поможет будущим
врачам работать в соответствии с требованиями
настоящего времени.
Высокая
распространенность кариеса зубов
и его осложнений и заболеваний пародонта
приводит не только к преждевременной
потере зубов, но и к развитию патологических
состояний органов желудочно-кишечного
тракта. С другой стороны, заболевания
органов и систем организма часто проявляются
в полости рта и отрицательно влияют на
течение имеющихся поражений: кариеса,
заболеваний пародонта, слизистой оболочки
рта.
В
последние годы достигнуты значительные
успехи в создании новых пломбировочных
материалов и их использовании при
реставрации зубов. Эти материалы в полной
мере отражены в учебнике. Дана полная
характеристика пломбировочных материалов
и подробно изложены техника и методика
их использования.
В
последние годы в стоматологии сформировалось
новое направление —
Особого
внимания заслуживает профилактическая
направленность в стоматологии. Повышение
уровня современных знаний о причинах
возникновения и развития основных стоматологических
заболеваний позволяет предупреждать
их, либо способствует значительному их
снижению. Важно, чтобы профилактическая
направленность в деятельности врача-
стоматолога проявлялась повседневно,
независимо от вида профессиональной
деятельности. В этой связи непременное
условие успешной работы заключается
в повышении санитарной культуры населения
путем усиления санитарно-про- светительской
работы.
Не
менее важный аспект в деятельности
врача-стоматолога — онкологическая направленность
и раннее выявление ВИЧ-инфицированных.
Этапы
развития терапевтической
стоматологии.
Стоматология
(от греч.
stoma — рот,
logos — учение)
— медицинская дисциплина,
занимающаяся изучением
этиологии и патогенеза
заболеваний зубов,
челюстей и других органов
полости рта, их диагностикой,
лечением и профилактикой.
Стоматология
как медицинская дисциплина сформировалась
в 20-х годах текущего столетия в результате
слияния зубоврачевания и челюстно-лицевой
хирургии.
Если
челюстно-лицевая хирургия зародилась
и развивалась в рамках хирургии,
то зубоврачевание, вплоть до XVII века,
не было связано с общей медициной
и рассматривалось как средство
оказания помощи при болях, которое
сводилось, в основном, к удалению
больного зуба. Зубоврачебная помощь
оказывалась цирюльниками, банщиками,
ремесленниками и др.
История
зубоврачевания как медицинской
специальности ведет начало с
конца XVII — начала XVIII веков. В первую
очередь это связано с трудами
выдающегося французского врача
П. Фошара. Разработки по изготовлению
искусственных золотых коронок, пломбирование
зубов серебряной амальгамой, а позже
применение мышьяковистой кислоты для
некротизации пульпы (1836) и изобретение
бормашины окончательно утвердили эту
специальность.
Зубоврачевание
в России до XVII века не контролировалось
государством. И только в 1810 г. был издан
закон, по которому право на зубоврачебную
практику предоставлялось лицам, получившим
диплом «зубного лекаря». Следующим шагом
по развитию зубоврачебного образования
в России является закон (1838), в соответствии
с которым звание «дантист» и право на
самостоятельную работу присуждались
после сдачи экзамена в медицинской академии.
Однако только в 1900 г. была официально
запрещена подготовка дантистов путем
ученичества.
В
1829 г. женщины получили право на равных
с мужчинами сдавать экзамены на звание
зубного лекаря.
В
конце прошлого столетия произошел
ряд событий, которые оказали
большое влияние на формирование
специальности. Так, в 1881 г. в Санкт-Петербурге
В. И. Важинс- ким была открыта первая в
России зубоврачебная школа. В Москве
зубоврачебная школа была организована
в 1892 г. И. М. Коварским. В этот период появляются
высказывания о необходимости превращения
зубоврачевания в специальность, которой
можно овладеть, получив высшее образование.
Важной вехой в этом направлении стало
открытие при факультетской хирургической
клинике Московского университета первой
в России приват-доцентуры по одонтологии
(1885). Доцентский курс по зубным болезням
возглавил Н. Н. Знаменский.
Огромная
роль в организации курса по одонтологии
принадлежит проф. Н. В. Склифосовскому,
который понимал необходимость преподавания
зубных болезней на медицинских факультетах.
Следует отметить, что Н. В. Склифосовский
проявлял интерес к зубоврачеванию и занимался
научными исследованиями по этой проблеме.
Он является основоположником изучения
кариеса зубов в России в эпидемиологическом
аспекте. Им впервые установлена более
высокая распространенность кариеса зубов
у городских жителей.
В
1892 г. были открыты приват-доцентуры
по одонтологии при Военно-
А.
К. Лимберг первый в России (1891) защитил
диссертацию по одонтологии на тему «Современная
профилактика и терапия костоеды зубов».
А. К. Лимберг является основоположником
плановой санации рта школьников.
С
полным основанием можно считать, что
в факультетской хирургической клинике
проф. Н. В. Склифосовского в Москве, Военно-медицинской
академии и на Высших женских курсах в
Санкт-Петербурге были воспитаны первые
уче- ные-стоматологи: М. М. Чемоданов, Н.
Н. Знаменский, Н. Н. Несмеянов, А. К. Лимберг.
В
1883 г. в Санкт-Петербурге было организовано
первое в России научное общество
дантистов, а в 1885 г. учрежден печатный
орган «Зубоврачебный вестник». Появление
журнала позволило в короткий срок объединить
разрозненные общества дантистов различных
городов. В 1889 г. Московским одонтологическим
обществом был учрежден собственный журнал
«Одонтологическое обозрение». Огромную
роль в деле объединения дантистов в России
сыграл I Всероссийский одонтологический
съезд, который состоялся в Нижнем Новгороде
в 1896 г. На съезде кроме научных докладов
обсуждались вопросы подготовки зубоврачебных
кадров, был поставлен вопрос о запрещении
подготовки специалистов путем ученичества
и впервые сформулирована идея санации
полости рта учащихся.
В
1910 г. на XI Пироговском съезде было принято
решение о необходимости учреждения на
всех медицинских факультетах самостоятельных
кафедр одонтологии с клиниками и техническими
лабораториями. В ноябре 1918 г. вышло постановление
о передаче зубоврачебного образования
медицинским факультетам университетов.
В 1918 г. при создании Народного комиссариата
здравоохранения РСФСР в его структуре
была образована зубоврачебная подсекция,
которую возглавил П. Г. Дауге (1869—1946).
В
марте 1920 г., в соответствии с постановлением
Народного комиссариата здравоохранения
и Народного комиссариата просвещения,
на медицинских факультетах государственных
университетов были организованы кафедры
стоматологии. В апреле 1920 г. курс стоматологии
медицинского факультета МГУ в Москве
реорганизован в кафедру стоматологии,
которой заведовал проф. Г. И. Вильга. С
1924 по 1926 г. ею заведовал проф. JI. А. Говсеев.
На этой кафедре в то время работали будущие
видные деятели стоматологии: В. А. Дубровин,
И. Г. Лукомский, И. А. Бегельман, А. Е. Верлоцкий.
Наряду
с организацией кафедр на медицинских
факультетах были созданы институты:
в 1919 г. в Петрограде — Институт общественного
зубоврачевания, в Киеве — Одонтологический
институт. В 1922 г. в Москве создается Государственный
институт зубоврачевания (ГИЗ), который
в 1927 г. был переименован в Государственный
институт стоматологии и одонтологии
(ГИСО), а затем в Московский медицинский
стоматологический институт (ММСИ), где
срок обучения составлял 5 лет. В 1928 г. был
открыт Одесский научно- исследовательский
институт стоматологии — первое научно-
исследовательское учреждение в стране.
В
довоенный период была создана значительная
материальная база по подготовке стоматологов.
В 1935 г. открыто 11 стоматологических институтов.
Однако война не позволила завершить начатые
преобразования.
В
1946 г. срок обучения в стоматологических
институтах был продлен до 5 лет.
Увеличивается число вузов, в
которых ведется подготовка стоматологов.
По мере развития специальности уже в
предвоенные годы определилось три профиля
специализации: терапевтическая, хирургическая
и ортопедическая стоматология. В 1963 г.
была открыта кафедра стоматологии детского
возраста. На ряде стоматологических факультетов
предусмотрен курс, а в ММСИ — кафедра
физиотерапии. В соответствии с учебным
планом по специальности «стоматология»,
утвержденным в 1983 г., на кафедре стоматологии
детского возраста введен курс первичной
профилактики.
Введение
додипломной (субординатура) и постдипломной
(интернатура) специализации с целью повышения
качества подготовки молодых специалистов
также имело важное значение. Субординатура
предусматривала специализацию по всем
профилям стоматологии в течение X семестра.
Важную
роль в развитии стоматологии в нашей
стране сыграло постановление
Совета Министров СССР
от 05.11.76 г. «О мерах по
дальнейшему улучшению
стоматологической
помощи населению». В
приказе МЗ СССР № 1166
от 10.12.76 г, изданном на основании этого
постановления (и имеющем то же название),
предусмотрен ряд мер по расширению сети
стоматологических учреждений и увеличению
выпуска врачей-стоматологов.
До
1990 г. в нашей стране функционировало
44 стоматологических факультета и 2 стоматологических
института (в Москве и Полтаве) с общим
приемом на первый курс 8700 человек.
В
настоящее время в России имеется
31 факультет стоматологии. Головным
по высшему стоматологическому образованию
является Московский Государственный
медицинский стоматологический университет.
Терапевтическая
(консервативная) стоматология занимается
изучением причин возникновения и механизмов
развития заболеваний зубов и околозубных
тканей, заболеваний слизистой оболочки
рта, их диагностикой, разработкой методов
лечения и профилактики.
Уровень
развития терапевтической стоматологии
в значительной степени определяет
состояние стоматологической помощи населению.
Особенно важное значение принадлежит
разработке и внедрению мер профилактики
основных стоматологических заболеваний.
В настоящее время уровень знаний по проблеме
кариеса зубов и болезней пародонта таков,
что мы можем успешно заниматься предупреждением
этих заболеваний.
Информация о работе Терапевтическая стоматология. Понятие о кариесе