Терапевтическая стоматология. Понятие о кариесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 13:25, реферат

Описание

Современный уровень развития стоматологии имеет ряд особенностей и характеризуется появлением новых техно¬логий, современного оборудования и материалов. Однако улучшение качества оказания помощи населению немыслимо без одновременного повышения уровня базовой подготовки врача-стоматолога.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………….…3
2. Этапы развития терапевтической стоматологии……………………....4
3. Понятие о кариесе………………………………………………………12
4. Роль различных факторов в развитии кариеса зубов ..……………....16
5. Современное представление о причине возникновения кариеса зубов…………………………………………………………………..…27
6. Классификация, диагностика, клиническое проявление кариеса зубов…………………………………………………………………..…34
7. Список используемой литературы…………………………………….39

Работа состоит из  1 файл

Терапевтическая стоматология. понятие о кариесе.docx

— 197.49 Кб (Скачать документ)

    Дальневосточный Государственный Медицинский Университет

    Кафедра стоматологии терапевтической 
 
 

    Реферат 

На тему: Введение в терапевтическую стоматологию. Исторические этапы развития. Предмет и задачи терапевтической стоматологии. Понятие о кариесе.

. 
 

    Выполнила:

    студентка 206-стом

    Ли  Д.Х. 

    Проверила:

    доцент, к.м.н.

    Сувырина М. Б. 

    г. Хабаровск

    2011 г.

    Содержание 

  1. Введение……………………………………………………………….…3
  2. Этапы развития терапевтической стоматологии……………………....4
  3. Понятие о кариесе………………………………………………………12
  4. Роль различных факторов в развитии кариеса зубов ..……………....16
  5. Современное представление о причине возникновения кариеса зубов…………………………………………………………………..…27
  6. Классификация, диагностика,клиническое проявление кариеса зубов…………………………………………………………………..…34
  7. Список используемой литературы…………………………………….39
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

      Современный уровень развития стоматологии имеет  ряд особенностей и характеризуется  появлением новых технологий, современного оборудования и материалов. Однако улучшение качества оказания помощи населению немыслимо без одновременного повышения уровня базовой подготовки врача-стоматолога. 

      Одним из важных факторов, способствующих и  обеспечивающих внутривузовую подготовку специалиста, являются учебные пособия. С учетом этого мы предприняли попытку написать учебник, который поможет будущим врачам работать в соответствии с требованиями настоящего времени. 

      Высокая распространенность кариеса зубов  и его осложнений и заболеваний пародонта приводит не только к преждевременной потере зубов, но и к развитию патологических состояний органов желудочно-кишечного тракта. С другой стороны, заболевания органов и систем организма часто проявляются в полости рта и отрицательно влияют на течение имеющихся поражений: кариеса, заболеваний пародонта, слизистой оболочки рта. 

      В последние годы достигнуты значительные успехи в создании новых пломбировочных материалов и их использовании при реставрации зубов. Эти материалы в полной мере отражены в учебнике. Дана полная характеристика пломбировочных материалов и подробно изложены техника и методика их использования. 

      В последние годы в стоматологии сформировалось новое направление — эндодонтия, занимающаяся профилактикой и лечением осложнений кариеса. Этот раздел изложен исходя из современной трактовки причины их возникновения. В нем представлены современные технологии и методики проводимого лечения. В частности, подробно изложены методы эндодонтической обработки корневых каналов, возможные ошибки и осложнения, возникающие в процессе и после лечения. 

      Особого внимания заслуживает профилактическая направленность в стоматологии. Повышение уровня современных знаний о причинах возникновения и развития основных стоматологических заболеваний позволяет предупреждать их, либо способствует значительному их снижению. Важно, чтобы профилактическая направленность в деятельности врача- стоматолога проявлялась повседневно, независимо от вида профессиональной деятельности. В этой связи непременное условие успешной работы заключается в повышении санитарной культуры населения путем усиления санитарно-про- светительской работы. 

      Не  менее важный аспект в деятельности врача-стоматолога — онкологическая направленность и раннее выявление ВИЧ-инфицированных. 

  Этапы развития терапевтической стоматологии. 

      Стоматология (от греч. stoma — рот, logos учение) — медицинская дисциплина, занимающаяся изучением этиологии и патогенеза заболеваний зубов, челюстей и других органов полости рта, их диагностикой, лечением и профилактикой. 

      Стоматология  как медицинская дисциплина сформировалась в 20-х годах текущего столетия в результате слияния зубоврачевания и челюстно-лицевой хирургии. 

      Если  челюстно-лицевая хирургия зародилась и развивалась в рамках хирургии, то зубоврачевание, вплоть до XVII века, не было связано с общей медициной  и рассматривалось как средство оказания помощи при болях, которое  сводилось, в основном, к удалению больного зуба. Зубоврачебная помощь оказывалась цирюльниками, банщиками, ремесленниками и др. 

      История зубоврачевания как медицинской  специальности ведет начало с  конца XVII — начала XVIII веков. В первую очередь это связано с трудами  выдающегося французского врача  П. Фошара. Разработки по изготовлению искусственных золотых коронок, пломбирование зубов серебряной амальгамой, а позже применение мышьяковистой кислоты для некротизации пульпы (1836) и изобретение бормашины окончательно утвердили эту специальность. 

      Зубоврачевание  в России до XVII века не контролировалось государством. И только в 1810 г. был издан закон, по которому право на зубоврачебную практику предоставлялось лицам, получившим диплом «зубного лекаря». Следующим шагом по развитию зубоврачебного образования в России является закон (1838), в соответствии с которым звание «дантист» и право на самостоятельную работу присуждались после сдачи экзамена в медицинской академии. Однако только в 1900 г. была официально запрещена подготовка дантистов путем ученичества. 

      В 1829 г. женщины получили право на равных с мужчинами сдавать экзамены на звание зубного лекаря. 

      В конце прошлого столетия произошел  ряд событий, которые оказали  большое влияние на формирование специальности. Так, в 1881 г. в Санкт-Петербурге В. И. Важинс- ким была открыта первая в России зубоврачебная школа. В Москве зубоврачебная школа была организована в 1892 г. И. М. Коварским. В этот период появляются высказывания о необходимости превращения зубоврачевания в специальность, которой можно овладеть, получив высшее образование. Важной вехой в этом направлении стало открытие при факультетской хирургической клинике Московского университета первой в России приват-доцентуры по одонтологии (1885). Доцентский курс по зубным болезням возглавил Н. Н. Знаменский. 

      Огромная  роль в организации курса по одонтологии  принадлежит проф. Н. В. Склифосовскому, который понимал необходимость преподавания зубных болезней на медицинских факультетах. Следует отметить, что Н. В. Склифосовский проявлял интерес к зубоврачеванию и занимался научными исследованиями по этой проблеме. Он является основоположником изучения кариеса зубов в России в эпидемиологическом аспекте. Им впервые установлена более высокая распространенность кариеса зубов у городских жителей. 

      В 1892 г. были открыты приват-доцентуры  по одонтологии при Военно-медицинской  академии (возглавлял П. Ф. Федоров) и на Высших женских курсах в Санкт-Петербурге (возглавлял проф. А. К. Лимберг). 

      А. К. Лимберг первый в России (1891) защитил диссертацию по одонтологии на тему «Современная профилактика и терапия костоеды зубов». А. К. Лимберг является основоположником плановой санации рта школьников. 

      С полным основанием можно считать, что  в факультетской хирургической клинике проф. Н. В. Склифосовского в Москве, Военно-медицинской академии и на Высших женских курсах в Санкт-Петербурге были воспитаны первые уче- ные-стоматологи: М. М. Чемоданов, Н. Н. Знаменский, Н. Н. Несмеянов, А. К. Лимберг. 

      В 1883 г. в Санкт-Петербурге было организовано первое в России научное общество дантистов, а в 1885 г. учрежден печатный орган «Зубоврачебный вестник». Появление  журнала позволило в короткий срок объединить разрозненные общества дантистов различных городов. В 1889 г. Московским одонтологическим обществом был учрежден собственный журнал «Одонтологическое обозрение». Огромную роль в деле объединения дантистов в России сыграл I Всероссийский одонтологический съезд, который состоялся в Нижнем Новгороде в 1896 г. На съезде кроме научных докладов обсуждались вопросы подготовки зубоврачебных кадров, был поставлен вопрос о запрещении подготовки специалистов путем ученичества и впервые сформулирована идея санации полости рта учащихся. 

      В 1910 г. на XI Пироговском съезде было принято решение о необходимости учреждения на всех медицинских факультетах самостоятельных кафедр одонтологии с клиниками и техническими лабораториями. В ноябре 1918 г. вышло постановление о передаче зубоврачебного образования медицинским факультетам университетов. В 1918 г. при создании Народного комиссариата здравоохранения РСФСР в его структуре была образована зубоврачебная подсекция, которую возглавил П. Г. Дауге (1869—1946). 

      В марте 1920 г., в соответствии с постановлением Народного комиссариата здравоохранения  и Народного комиссариата просвещения, на медицинских факультетах государственных университетов были организованы кафедры стоматологии. В апреле 1920 г. курс стоматологии медицинского факультета МГУ в Москве реорганизован в кафедру стоматологии, которой заведовал проф. Г. И. Вильга. С 1924 по 1926 г. ею заведовал проф. JI. А. Говсеев. На этой кафедре в то время работали будущие видные деятели стоматологии: В. А. Дубровин, И. Г. Лукомский, И. А. Бегельман, А. Е. Верлоцкий. 

      Наряду  с организацией кафедр на медицинских  факультетах были созданы институты: в 1919 г. в Петрограде — Институт общественного  зубоврачевания, в Киеве — Одонтологический институт. В 1922 г. в Москве создается Государственный институт зубоврачевания (ГИЗ), который в 1927 г. был переименован в Государственный институт стоматологии и одонтологии (ГИСО), а затем в Московский медицинский стоматологический институт (ММСИ), где срок обучения составлял 5 лет. В 1928 г. был открыт Одесский научно- исследовательский институт стоматологии — первое научно- исследовательское учреждение в стране. 

      В довоенный период была создана значительная материальная база по подготовке стоматологов. В 1935 г. открыто 11 стоматологических институтов. Однако война не позволила завершить начатые преобразования. 

      В 1946 г. срок обучения в стоматологических  институтах был продлен до 5 лет. Увеличивается число вузов, в  которых ведется подготовка стоматологов. По мере развития специальности уже в предвоенные годы определилось три профиля специализации: терапевтическая, хирургическая и ортопедическая стоматология. В 1963 г. была открыта кафедра стоматологии детского возраста. На ряде стоматологических факультетов предусмотрен курс, а в ММСИ — кафедра физиотерапии. В соответствии с учебным планом по специальности «стоматология», утвержденным в 1983 г., на кафедре стоматологии детского возраста введен курс первичной профилактики. 

      Введение  додипломной (субординатура) и постдипломной (интернатура) специализации с целью повышения качества подготовки молодых специалистов также имело важное значение. Субординатура предусматривала специализацию по всем профилям стоматологии в течение X семестра. 

      Важную  роль в развитии стоматологии в нашей  стране сыграло постановление Совета Министров СССР от 05.11.76 г. «О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению». В приказе МЗ СССР № 1166 от 10.12.76 г, изданном на основании этого постановления (и имеющем то же название), предусмотрен ряд мер по расширению сети стоматологических учреждений и увеличению выпуска врачей-стоматологов. 

      До 1990 г. в нашей стране функционировало 44 стоматологических факультета и 2 стоматологических института (в Москве и Полтаве) с общим приемом на первый курс 8700 человек. 

      В настоящее время в России имеется 31 факультет стоматологии. Головным по высшему стоматологическому образованию  является Московский Государственный  медицинский стоматологический университет. 

      Терапевтическая (консервативная) стоматология занимается изучением причин возникновения и механизмов развития заболеваний зубов и околозубных тканей, заболеваний слизистой оболочки рта, их диагностикой, разработкой методов лечения и профилактики. 

      Уровень развития терапевтической стоматологии в значительной степени определяет состояние стоматологической помощи населению. Особенно важное значение принадлежит разработке и внедрению мер профилактики основных стоматологических заболеваний. В настоящее время уровень знаний по проблеме кариеса зубов и болезней пародонта таков, что мы можем успешно заниматься предупреждением этих заболеваний. 

Информация о работе Терапевтическая стоматология. Понятие о кариесе