Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:03, реферат
Информационный менеджмент является неотъемлемой частью деятельности любых государственных органов и организаций. Важнейшей обязанностью всех органов государственного управления должно быть формирование и эффективное использование информационных ресурсов, отражающих и обеспечивающих их деятельность. По этим причинам управление государственными информационными ресурсами должно осуществляться непосредственно в процессах государственного управления
Информационный менеджмент в здравоохранение, принципы сбора и
анализа данных.
Источник информации в медицине и здравоохранение.
Данные как источник информации (первичный, вторичный, объективный,
субъективный).
Управление медицинской информацией и информацией общего характера в
медицинских организациях.
Классификация медицинской и фармакологической информации.
Информационные системы и принципы их построения, типы, уровни
сложности, этапы и принципы разработки и внедрения современных
информационных технологий в сфере обращения лекарственных средств.
РЕФЕРАТ
На
тему: «Управление информационными ресурсами
в здравоохранение»
Содержание
анализа данных.
субъективный).
медицинских организациях.
сложности, этапы и принципы разработки и внедрения современных
информационных технологий в сфере обращения
лекарственных средств.
1. Информационный менеджмент в здравоохранение, принципы сбора и анализа данных.
Информационный менеджмент является неотъемлемой частью деятельности любых государственных органов и организаций. Важнейшей обязанностью всех органов государственного управления должно быть формирование и эффективное использование информационных ресурсов, отражающих и обеспечивающих их деятельность. По этим причинам управление государственными информационными ресурсами должно осуществляться непосредственно в процессах государственного управления. Обязанности государства в области управления государственными информационными ресурсами включают:
обеспечение полноты создания первичных и производных информационных массивов и продуктов, составляющих государственные информационные ресурсы; надежное хранение и защиту этих продуктов;
обеспечение свободного доступа граждан и организаций к государственным информационным ресурсам, не содержащим сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или личную тайну;
оптимизацию затрат бюджетных средств на формирование, использование и защиту государственных информационных ресурсов;
координацию деятельности различных ведомственных и региональных структур, а также негосударственных организаций при формировании информационных ресурсов; создание условий для эффективного использования информационных ресурсов в деятельности органов власти и государственных учреждений.
Современные медицинские организации производят и накапливают огромные объемы данных. От того, насколько эффективно эта информация используется врачами, руководителями, управляющими органами, зависит качество медицинской помощи, общий уровень жизни населения, уровень развития страны в целом и каждого ее территориального субъекта в частности. ИТ сегодня становятся неотъемлемой составляющей здравоохранения, однако процесс их внедрения в сферу медицины по России далеко не равномерен. Некоторые регионы уже довольно далеко продвинулись на пути информатизации и получают вполне осязаемые результаты. В то же время, большинство российских территорий находятся, скорее, в начале этого сложного процесса.
На смену эпохе бумажных носителей информации и самописных программ для ЛПУ приходит время крупных информационных систем, направленных как на поддержание внутренних функций, так и на решение задач управления медицинской отраслью. С началом реализации национального проекта "Здоровье" и ряда региональных программ комплексной информатизации муниципальных учреждений процесс информатизации здравоохранения значительно ускорился, а число масштабных проектов в этой сфере заметно увеличилось. Тем не менее, уровень проникновения информационных технологий в медицину по-прежнему остается одним из самых низких.
Говоря о региональной информатизации здравоохранения, крайне важно оценить состояние текущих крупных региональных проектов, ресурсный потенциал, необходимый для их реализации, состояние телекоммуникаций. При этом необходимо иметь в виду, что сегодня акцент постепенно смещается с решения задач по информатизации административных управленческих структур на реализацию проектов информатизации медицинской деятельности. То есть приоритеты начали меняться в сторону таких направлений, как автоматизация рабочего места врача, создание единой электронной медицинской карты, распространение интеллектуальных систем поддержки принятия врачебных решений, применение и широкое распространение новейших медицинских технологий, развитие телемедицины. Наиболее актуальными на современном этапе вопросами информатизации регионального здравоохранения эксперты называют задачи радикального повышения качества управления системой; безопасность данных пациентов; сервисы для населения; интеллектуальные системы принятия решений; а также сбор и анализ целевых показателей управления здравоохранением и здоровьем нации. До недавнего времени в российском здравоохранении почти полностью отсутствовали хоть какие-то признаки автоматизации. Карты, бюллетени, процедурные отчеты, учет пациентов, лекарственных препаратов - весь документооборот производился на бумаге. Это сказывалось на скорости, а следовательно, и качестве обслуживания пациентов, затрудняло работу врачебного, медицинского персонала, что вело к врачебным ошибкам, большим затратам времени на заполнение карт, составление отчетов. Это осложняло руководство ЛПУ (отсутствие контроля работы подразделений, недостаток оперативной, аналитической информации) и работу контролирующих органов.
В настоящий момент в России достигнут существенный прогресс в обеспечении медицины электронными сервисами. В то же время предстоит еще долгий путь в направлении комплексной информатизации регионального здравоохранения. Характерными особенностями развития информатизации здравоохранения в большинстве регионов на современном этапе являются, во-первых, направленность на решение локальных учетно-расчетных задач и ведение документации, обеспечение делопроизводства. Во-вторых, не развиты аналитические схемы поддержки принятия решений и контроля использования ресурсов. В-третьих, отсутствие электронного документооборота и слабо развитый парк современного компьютерного оборудования. В-четвертых, несовершенное программное обеспечение, отсутствие лицензионного ПО, отсутствие защиты информации. В-пятых, проблема привлечения квалифицированных специалистов и низкий уровень компьютерной грамотности.
Очевидно, что необходимо создание интегрированных информационных ресурсов системы регионального здравоохранения, единых решений по обеспечению систем безопасности и защите персональных данных, организации межведомственного взаимодействия с использованием медицинской информации. Развитие корпоративных порталов и повсеместное внедрение в ЛПУ интернета также способствует возрастанию роли информационно-коммуникационных технологий в системе российского здравоохранения, как на уровне всей страны, так и в масштабах отдельно взятого региона.
Интеграция управления через информационную систему менеджмента позволяет управленческом персонала обмениваться информацией через распределены базы по вертикали и горизонтали, что обеспечивает хорошую техническую взаимодействие и быстрое принятие судьбоносных решений рамках своей компетенции, позволяет проводить ненавязливий контроль выполнения решений по каждом вертикальном назязку. При ограниченном времени по условиям неопределенности и динамики деятельности решения возникающих проблем должно начинаться из самых низких уровней при одновременной горизонтальной взаимодействия со всеми подразделениями, что позволяет выявить много дополнительных деталей внутри установленной данного уровня ответственности. Решение проблемы передается будущий уровень, если он принятия может влиять на параметры деятельности, из-за которых отвечает следующий уровень.
Информационная систему менеджмента решает все проблемы управления, хотя многое из аспектов могут быть решены специализированными информационными системами. Особое значение приобретают проблемно-ориентированы методы решения задач управления по горизонтальных назязках, например - маркетинг-производство-сбыт. Для успешного решения задач, возникающих, прежде всего нужно формализовать горизонтальные назязки. Основная задача заключается в разработке взаимопонимания и усилении обмену информацией, необходимой для совместимого анализа забот наработки комплексного решение. С целью информационной системе менеджмента должны быть решены проблемы взаимодействия, которые в частности состоят в своевременному обмене необходимой информацией, использованию одинаковых методик оценки параметров, классификации и накоплении статистических данных, наработке общего подхода сборки прогнозов. Формализация горизонтальных назязкив обеспечивается разработкой стандартов, определяющие все круг задач и вопросов, по которых решение должно приниматься данном горизонтальном уровне.
Информационная систему менеджмента предусматривает матричную систему назязкив под управлением с шире горизонтальными и более короткими вертикальными назязками, то есть малоривневу иерархию управления по свободной горизонтальной координацией независимо от степени иерархии. Матричная структура назязкив управления уменьшает уровень функциональной специализации. При сохранении полной ответственность при функции на высших уровнях управления повышается персональная ответственность по горизонтальных назязках, что обеспечивает более широкую инициативу принятии совместных решений персонала разного функционального подчинения.
Информационная
система менеджмента обеспечивает выполнения
основных функций управления (планирования,
организация, координация, контроль выполнения
решения и т.д.) и ей невозможна жесткая
детализация, регламентация задач, процедур,
поведения. Определена регламентация
фактически остается только в ходе некоторых
первичных специализированных функций,
например, таких, финансовой дисциплина,
материально-техническое обеспечения,
сбыт продукции и другие. В результате,
информационная система менеджмента являются
ни столько системой механического типа,
сколько системой органического типа,
ориентированной человека, когда главными
критериями эффективности управления
становится обоснованность постановки
задачи, определения перечня забот формирования
ожидаемых конечных результатов.
2. Источник информации в медицине и здравоохранение.
Каждый человек, выполняет как минимум, одну из функций управления. В зависимости от того, сколько функций выполняет человек, он занимает более высокий уровень руководящей лестницы: 1. Технические операции - непосредственно производство. Для медицинского учреждения - диагностика, лечение, профилактика, экспертиза, уход за больными и др. 2. Коммерческая функция: покупка, продажа, обмен. 3. Финансовые операции - привлечение средств и распоряжение ими для осуществления деятельности. 4. Страховые - страхование и охрана имущества и лиц. 5. Учетные - бухгалтерия, учет, статистика и др. 6. Административные - перспективное программно-целевое планирование, организация, координация, распорядительные функции и контроль. Целями управления могут быть: новаторские, решение, проблем, реализация конкретных обязанностей, самосовершенствование. Целям и функциям управления соответствует определенная установка (техническая, коммерческая, административная, финансовая, учетная, страховая). Каждая установка ориентируется на группу качеств и знаний, определяемых такими параметрами, как физическое здоровье, умственные способности (рассудительность, гибкость ума, уровень кругозора), нравственные качества (энергия, сознание ответственности, чувство долга, чувство достоинства, доброта, тактичность, честность), специальные (профессиональные) знания и опыт работы. Процесс управления включает: планирование, организацию, распорядительность, координацию, контроль, анализ, оценку эффективности, принятие решения, подбор персонала, мотивацию и оптимизацию индивидуальной деятельности, представительство и ведение переговоров и сделок. Алгоритм (последовательность управленческих решений: 1. Постановка цели и задачи (программно-целевое планирование). 2. Сбор необходимой информации. 3. Моделирование и предварительная экспертиза возможных решений; 4. Принятие управленческого решения; 5. Организация исполнения; 6. Контроль исполнения; 7. Оценка эффективности и корректировка результатов; На эффективность управленческих решений влияет ряд факторов, среди которых компетентность, информационное обеспечение, взвешенность решения, своевременность акта управления. Менеджмент рассматривается в виде оптимизации технологических решений и психологических установок. Среди факторов, мешающих развитию индивидуальных качеств у специалистов - менеджеров, можно выделить: - отсутствие личных ценностных ориентаций; - отсутствие личной заинтересованности; - недостаточная профессиональная квалификация; - неумение влиять на людей; - неумение самосовершенствоваться; - неумение владеть собой; - рвачество; - отсутствие чувства долга; - необязательность; - неорганизованность; - нечестность; - неумение подчинять личные интересы задачам и установкам групповым, коллективным и др. Для эффективного управления важны мотивация (заинтересованная деятельность и приверженность персонала), сочетание производственных, физиологических и психологических ориентиров. Среди качественных способов воздействия на коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства (совокупность методов управления и психология управления). Существует 6 основных стилей лидерства: 1. Директорский стиль, когда лидер руководствуется принципом "делай так, как я сказал", держит сотрудников под контролем и в качестве движущейся силы используется поощрение, наказание, инициативу. 2. Лидер - организатор - это строгий, но справедливый руководитель. Дает подчиненным ясные указания, воздействует убеждением, сообщает каждому свою оценку его качеств и достижений. 3. Личностный стиль, когда руководитель следует девизу "прежде всего люди, а дело - потом". Доверяет людям, ценит добрые отношения в коллективе. В качестве стимула обеспечивает сотрудникам дополнительные льготы, чувство комфортности, безопасности, спокойствия. 4. Демократический стиль, когда лидерпридерживается принципа "один человек - один голос". Такой лидер побуждает сотрудников активно участвовать в принятии решений, каждого лично контролируется и побуждает к активным действиям. 5. Стремление задать темп работы. Лидер, стремящийся больше выполнять сам, берется за многие задания, много работает, предполагая, что остальные сотрудники последуют его примеру, предоставляет многим возможность самостоятельно планировать и работать. 6. Наставнический стиль, когда лидер руководствуется принципом "ты можешь это сделать". Лидер такого типа помогает членам "команды" и поощряет их работать лучше, давая им возможность личного развития.
В системе практического здравоохранения наиболее часто используется демократический стиль. Процесс управления любым учреждением протекает в определенной политической, социальной, экономической обстановке и изменения этих условиях влечет за собой изменений стиля управления.
Методы
управления бывают организационно-
Информация о работе Управление информационными ресурсами в здравоохранение