Адмимнистративный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:39, дипломная работа

Описание

Целью работы является изучение теоретических вопросов, связанных с понятием, принципами и субъектами административного процесса, в том числе сущность, стадии и виды административного производства, а также возбуждение, рассмотрение административного производства, вынесение постановления, его обжалование и опротестование и исполнение принятого решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА
1.1 Понятие и принципы административного процесса
1.2 Административное производство или процесс
1.3 Субъекты административного процесса, административно-юрисдикционной деятельности
2. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
2.1 Сущность, стадии и виды административного производства
2.2 Сущность и возбуждение дела об административном правонарушении
2.3 Рассмотрение дела об административном правонарушении, вынесение постановления, его обжалование и опротестование
2.4 Исполнение принятого решения
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Административный процесс сущность и виды.rtf

— 695.05 Кб (Скачать документ)

А во-вторых, такое разнообразие создает условия во многих случаях, когда взыскание налагают работники тех органов, которые осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил.

Суть данной стадии состоит в создании процессуального документа - протокола об административном правонарушении.

В соответствии со ст.634 КоАП РК основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является совершение лицом административного правонарушения и наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения. О каждом правонарушении, кроме случаев, когда согласно закону штраф налагается и взимается, а предупреждение фиксируется на месте совершения правонарушения, должен быть составлен протокол уполномоченным на то должностным лицом. [23,c.206]

Возбуждение дела влечет за собой возникновение конкретного административно-процессуального отношения, являющегося следствием обнаружения совершенного правонарушения и его процессуального оформления. Таким образом, материальным основанием для начала производства по делу служит наличие в действиях лица состава правонарушения, предусмотренного административным законодательством.

Составлять протоколы о возбуждении дела об административных правонарушениях вправе лица, уполномоченные на то статьей 636 КоАП РК (должностные лица органов внутренних дел, исполнительных органов, органов транспортной инспекции, органов Государственной противопожарной службы и т.д.).

Также "Прокурор выносит постановление о возбуждении дел об административных правонарушениях, …". [19]

Законом установлены определенные требования к содержанию протокола об административном правонарушении ( ст.635 КоАП РК). В нем должны быть указаны:

- дата и место его составления;

- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело;

- место, время совершения и существо административного правонарушения;

- статья Особенной части КоАП РК, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение;

- фамилии, имена, отчества, адреса потерпевших и свидетелей, если они имеются;

- объяснение физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело;

- название, номер, дата метрологической проверки, показания технического средства, если оно использовалось при выявлении и фиксировании административного правонарушения, а также иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Подробное указание в протоколе всех необходимых сведений являются обязательным для данного процессуального документа, который выступает доказательством по делу.

При составлении протокола физическому лицу или представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также другим участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РК.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение. При наличии потерпевших, свидетелей, а также в случаях участия понятых, протокол подписывается этими лицами. Данным лицам также разъясняются их права и обязанности.

В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение в праве представлять объяснения. Прилагаемые к протоколу, замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы отказа от его подписания.

С целью обеспечения последующего ведения производства с наибольшей эффективностью, объективностью и законностью в протоколе также фиксируются доказательства - любые фактические данные, на основании которых в определенном законом порядке органы, уполномоченные рассматривать дело, устанавливают наличие или отсутствие правонарушения, виновность данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

На основании ст. 638 КоАП РК протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. И должен быть сразу же направлен органу, уполномоченному вести дело об административном правонарушении (ст.640 КоАП РК) вместе со всеми прилагаемыми материалами.

В некоторых случаях, прямо предусмотренных законом (ст.639 КоАП РК), составление протокола не обязательно. Например, при нарушении Правил пользования городским общественным транспортом протокол об административном правонарушении не составляется, а также, когда штраф (не превышающий размера одного месячного расчетного показателя) налагается и взимается, а предупреждение фиксируется на месте совершения правонарушения. Не составляется протокол и в случаях, если производство по делу возбуждено постановлением прокурора.

Если составление протокола является обязательным, а на месте это сделать невозможно (например, не установлена личность правонарушителя), нарушитель может быть доставлен уполномоченным на то лицом в полицию (ст. 618 КоАП РК).

Действующее законодательство не содержит исчерпывающего перечня поводов к возбуждению дел об административных правонарушениях. Однако, анализ практики дает основание сделать вывод о наличии следующих поводов:

- заявления и письма граждан;

- сообщения государственных органов, организаций, должностных лиц;

- материалы, опубликованные в печати;

- непосредственное выявление должностными лицами или представителями общественности деяний, имеющих признаки административного правонарушения.

Для того чтобы работники полиции и другие должностные лица своевременно пресекали правонарушения, не допускали новых проступков, предотвращали наступление вреда, наказывали действительно виновных, законодатели наделили их необходимыми полномочиями. На стадии возбуждения дела об административном правонарушении к правонарушителю, в необходимых случаях, могут быть применены следующие меры административного пресечения: административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортом и освидетельствование на состояние опьянения. Указанные меры должны преследовать цели: пресечение административных правонарушений, составление протоколов, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела.

Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может производиться лишь в случаях, предусмотренных законом (ст.620 КоАП РК), и органами, уполномоченными на то законом (органами внутренних дел, органами пограничной службы, органами транспортной инспекции и т.д.). Общий срок административного задержания не может превышать трех часов. Об административном задержании обязательно должен быть составлен протокол.

Для выявления и пресечения административных правонарушений, обеспечения режима безопасности и своевременного и правильного рассмотрения административных дел применяется личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице. Их целями являются: 1) обнаружение орудий совершения административного правонарушения; 2) обнаружение непосредственных объектов административного правонарушения. Личный досмотр вещей, находящихся при физическом лице, может быть произведен только уполномоченными на то должностными лицами. Личный досмотр вправе провести уполномоченное лицо, одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей, багажа, орудий охоты и других предметов должен быть произведен в присутствии лица, в собственности или владении которого они находятся, и с участием двух понятых. О личном досмотре составляется протокол и его копия вручается лицу, в отношении которого ведется административное производство.

Изъятие вещей и документов может быть применено лишь в том случае, если: во-первых, они являются орудием или объектами правонарушений; во-вторых, обнаружены при задержании, личном досмотре или досмотре вещей. Изъятие может быть произведено должностными лицами уполномоченных органов. Эти же органы обеспечивают хранение изъятых вещей и документов до рассмотрения административного дела. После рассмотрения дела, изъятое в установленном порядке конфискуется либо возвращается владельцу, либо реализуется или уничтожается, либо хранится при деле. Изъятые государственные награды Республики Казахстан, Казахской ССР, СССР и других государств (ордена, медали, нагрудные знаки) подлежат возврату их законному владельцу. А в случае, если владелец неизвестен, соответствующие награды направляются в Администрацию Президента Республики Казахстан.

Во всех случаях применения мер административного пресечения должностным лицом должен быть составлен отдельный протокол либо должна быть сделана соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении.

Нужно отметить, что применение мер пресечения является необязательным: это является правом, а не обязанностью соответствующего компетентного органа.

В указанной стадии совершаются первоначальные процессуальные действия, обеспечивающие рассмотрение и разрешение в дальнейшем дела по существу.

2.3 Рассмотрение дела об административном правонарушении, вынесение постановления, его обжалование и опротестование

 

Основная стадия административного производства, на которой проявляются все особенности, основные черты, свойственные этому виду процессуальной деятельности - это рассмотрение дела об административном правонарушении.

Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе следующие органы и должностные лица:

1) судьи районных и приравненных к ним судов;

2) районные (городские), районные в городах комиссии по защите прав несовершеннолетних;

3) органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие органы государственного надзора и контроля (их должностные лица), уполномоченные на то статьями 543 - 576 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Законом также определен правовой статус лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении. К ним относятся: лицо, привлекаемое к административной ответственности; потерпевший; законные представители; адвокат; свидетели; эксперты и переводчик. Участие прокурора не является обязательным, кроме дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетним лицом, а также влекущие административный арест (ст.599 ч.2 КоАП РК).

Согласно ст. 24 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях дело рассматривается открыто. Это требование непосредственно связано с обязанностью соответствующего органа или должностного лица своевременно известить правонарушителя, а также пригласить потерпевшего. Кроме того, по инициативе органа, рассматривающего дело, или по просьбе лица, привлекаемого к ответственности, в ходе рассмотрения материалов могут быть заслушаны специалисты (эксперты) и другие лица, имеющие отношение к рассматриваемому делу.

Вопрос о рассмотрении дела об административном правонарушении в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, урегулирован ст. 584 КоАП РК.

Рассмотрение дела в присутствии правонарушителя создает дополнительную гарантию его правильного и объективного разрешения и одновременно служит целям непосредственного воспитательного воздействия на нарушителя. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, в праве знакомиться с материалами дела, давать заявления, представлять ходатайства. В отсутствии этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.

В некоторых специально предусмотренных законодательством случаях присутствие нарушителя при разбирательстве дела обязательно. При его участии рассматриваются дела о мелком хищении чужого имущества, мелком хулиганстве, распитии спиртных напитков или появлении в общественных местах в пьяном виде, злостном неповиновении законному распоряжению или требованию работника полиции (ст.584 ч.3 КоАП РК). В случае его уклонения от явки по вызову полиции или судьи он может быть органом внутренних дел (полицией) или судебным приставом подвергнут приводу.

Не менее важным является участие в производстве по административному делу потерпевшего. Как и лицо, привлекаемое к административной ответственности, потерпевший в праве знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, приносить жалобу на постановление по делу (ст.585 КоАП РК).

При рассмотрении дела могут участвовать законные представители лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего (родители, усыновители, опекуны, попечители). Такое участие связано с необходимостью представления интересов несовершеннолетних или лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права по делу об административном правонарушении.

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому стали известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по делу (ст.594 КоАП РК). При необходимости участия свидетелей при рассмотрении дела их вызов осуществляется органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело.

Если для правильного разрешения дела возникает необходимость в специальных познаниях, орган (должностное лицо) назначает эксперта и ставит перед ним соответствующие вопросы (ст.597 КоАП РК). Эксперт в праве знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы, и обязан дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам. Он имеет право присутствовать при рассмотрении дела. Для участия в производстве по делу об административном правонарушении, если оно ведется на языке, которым не владеет лицо, привлекаемое к административной ответственности, приглашается переводчик. Он обязан явиться по вызову органа (должностного лица) и выполнить полно и точно порученный ему перевод. Полномочия адвоката, участвующего при рассмотрении дела, удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией.

Информация о работе Адмимнистративный процесс