Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:39, дипломная работа
Целью работы является изучение теоретических вопросов, связанных с понятием, принципами и субъектами административного процесса, в том числе сущность, стадии и виды административного производства, а также возбуждение, рассмотрение административного производства, вынесение постановления, его обжалование и опротестование и исполнение принятого решения.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА
1.1 Понятие и принципы административного процесса
1.2 Административное производство или процесс
1.3 Субъекты административного процесса, административно-юрисдикционной деятельности
2. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
2.1 Сущность, стадии и виды административного производства
2.2 Сущность и возбуждение дела об административном правонарушении
2.3 Рассмотрение дела об административном правонарушении, вынесение постановления, его обжалование и опротестование
2.4 Исполнение принятого решения
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Таким образом, законодательство четко устанавливает круг лиц, участвующих при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также определяет их обязанности и права.
Этим создаются условия для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, воспитания граждан в духе соблюдения законности.
Важное значение имеет подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении, во время которой орган (должностное лицо) должен разрешить следующие вопросы:
- относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;
- правильно ли составлен протокол и другие материалы дела об административном правонарушении;
- извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения;
- истребованы ли необходимые дополнительные материалы;
- о ходатайствах лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, законных представителей, адвоката.
Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения, по месту жительства правонарушителя. Дела о нарушении правил дорожного движения могут рассматриваться по месту учета транспортных средств. Дела об административных правонарушениях рассматриваются административными комиссиями и комиссиями по делам несовершеннолетних по месту жительства нарушителя (ст. 642 КоАП РК). [23,c.211]
Орган (должностное лицо) при рассмотрении дела об административном правонарушении обязан выяснять было ли совершенно административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб, а также выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 649 КоАП РК).
Общий для рассмотрения дел об административных правонарушениях 15-ти дневный срок со дня получения органом протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Однако при поступлении ходатайств от участников производства по административному делу либо при необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен органом (должностным лицом), рассматривающим дело, но не более чем на один месяц.
Однако некоторые категории дел должны быть рассмотрены в особые, сокращенные сроки:
- мелкое хулиганство; распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в пьяном виде; злостное неповиновение законному распоряжению или требования работника полиции; мелкое хищение чужого имущества и др., совершение которых влечет административный арест - в день получения протокола (ст.647 КоАП РК).
Во всех случаях дело не может быть рассмотрено и подлежит прекращению, если истек установленный ст. 69 КоАП РК срок давности наложения административного взыскания. Согласно этой статье, административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.
Подведомственность дел об административных правонарушениях, компетенция должностных лиц по рассмотрению дел и наложению административных взысканий рассматривается в главе 32 КоАП РК.
Установлен следующий порядок рассмотрения дела об административном правонарушении: 1) объявление состава органа или представление должностного лица, рассматривающего данное дел; 2) объявление председательствующим, какое дело подлежит слушанию, кто привлекается к ответственности, разъяснение участвующим в деле лицам их прав и обязанностей; 3) оглашение протокола об административном правонарушении; 4) заслушивание лиц, участвующих в деле, исследование доказательств (ст.648 КоАП РК).
Процессуальные данные по делу фиксируются в протоколе.
Рассмотрение дела об административных правонарушениях осуществляется на основе строгого соблюдения законности, а меры административного воздействия применяются в пределах компетенции соответствующих органов, в точном соответствии с законодательством.
По результатам разбирательства уполномоченный орган (должностное лицо) выносит постановление (решение) по делу, в котором указываются: должность, фамилия, инициалы должностного лица, вынесшего постановление; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; статья Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, предусматривающая ответственность за административное правонарушение; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; решение по делу; порядок и сроки обжалования постановления. Постановление по делу должно быть мотивированным. Это означает, что существо фактов, образующих обстоятельства дела, зависят от основания применения юридических норм. Необходимо, чтобы совокупность этих обстоятельств могла содействовать установлению объективной истины, и тем самым предопределить обоснованность принимаемого постановления.
Если при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение судьей одновременно решается вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба. То в постановлении указываются размер ущерба, подлежащего взысканию, срок и порядок его возмещения.
Также в постановлении по административному делу должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, при этом:
1) предметы, явившиеся орудиями совершения или непосредственными объектами административного правонарушения и принадлежащие физическому или юридическому лицу, конфискуются либо передаются в соответствующие учреждения или уничтожаются;
2) вещи, запрещенные к обращению, передаются в соответствующие учреждения или уничтожаются. Например, Закон РК "О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия", в статье 20, определен порядок изъятия оружия и патронов к нему. Наряду с КоАП РК порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется уполномоченным органом в сфере контроля за оборотом оружия. [29]
3) вещи, не представляющие ценности и не могущие быть использованными, подлежат уничтожению, а в случаях ходатайства заинтересованных лиц могут быть выданы им;
4) документы, являющиеся вещественными доказательствами, остаются в деле в течение всего срока его хранения либо передаются заинтересованным лицам.
Постановления по делу могут быть следующих видов:
- о наложении административного взыскания;
- о прекращении производства по делу;
- о передаче дела на рассмотрение судье, органу (должностному лицу), правомочному налагать за данное административное правонарушение взыскание иного вида или размера, а также о передаче дела на рассмотрение по месту учета транспортного средства;
- о принудительном исполнении постановления о наложении штрафа.
Постановление о прекращении производства по делу выносится при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу: 1) при отсутствии события административного правонарушения; 2) при отсутствии состава административного правонарушения, в том числе не достижении физическим лицом на момент совершения нарушения возраста, предусмотренного КоАП РК, для привлечения к административной ответственности или невменяемости физического лица, совершившего противоправное действие; 3) в случае отмены закона или отдельных его приложений, устанавливающих административную ответственность; 4) в случае утраты силы закона или отдельных его положений, устанавливающих административную ответственность, вследствие признания их Конституционным Советом РК не соответствующими Конституции РК; 5) при истечении срока давности привлечения к административной ответственности; 6) при наличии по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановление судьи, органа (должностного лица) о наложении административного взыскания либо не отмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также наличие по тому же факту постановления о возбуждении уголовного дела; 7) в случае смерти физического лица, в отношении которого ведется производство по делу; 8) при наличии обстоятельств, позволяющих не привлекать к административной ответственности в связи с деятельным раскаянием; 9) при малозначительности правонарушения; 10) в случае передачи материала прокурору, органу предварительного следствия или дознания в связи с наличием в деянии признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством; 11) при передаче материалов соответствующим органам для решения вопроса о привлечении лица к дисциплинарной ответственности.
Процессуальными правилами установлен порядок вручения копии постановления по делу об административных правонарушениях (ст.652 КоАП РК). Постановление (решение) объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления немедленно вручается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему, законному представителю физического лица.
В случае отсутствия названных лиц копии постановления высылается в течение трех дней со дня его вынесения.
В случае вынесения постановления об административном аресте копия постановления немедленно направляется прокурору. Подобные меры правомерны и объясняются задачами надзора прокуратуры за законностью административного производства.[19]
Если при рассмотрении дела орган (должностное лицо) придет к выводу, что в нарушении содержатся признаки преступления, он обязан передать материалы прокурору, органу дознания или предварительного следствия.
Орган, рассматривающий дело, при установлении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, вносит руководителям организаций и другим должностным лицам предложения о принятии мер по устранению этих причин и условий. Указанные лица обязаны в течение одного месяца сообщить органу, внесшему предложение, о принятых мерах.
Факультативной стадией производства по делам об административных правонарушениях является обжалование и опротестование постановления.
Постановление по административному делу обжалуется лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим. Постановления уполномоченных органов обжалуются либо в вышестоящий орган, либо в суд.
Эта стадия имеет важное значение для защиты прав и законных интересов граждан. Она позволяет своевременно устранить допущенные нарушения законности, обеспечить применение справедливых мер воздействия к лицам, совершившим административное правонарушение.
Следует подчеркнуть, что уже на стадии рассмотрения дела и принятия по нему постановления лицу, привлекаемому к административной ответственности, разъясняется его право обжаловать постановление. Согласно ст.655 КоАП РК, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим в вышестоящий орган (должностному лицу) или в суд, решение которого является окончательным.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подано в течение десяти дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу.
Подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания до рассмотрения жалобы, за исключением постановлений о применении мер в виде предупреждения, а также в случаях наложения штрафа, взимаемого на месте совершения административного правонарушения. Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения протеста.
Жалоба, протест подлежат рассмотрению в течение десяти дней с момента подачи и в течение одних суток, если они поданы на постановление об административном аресте и при этом лицо, привлеченное к ответственности, отбывает административный арест.
При рассмотрении жалобы, протеста на постановление по административному делу проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, всесторонне исследовать обстоятельства дела.
В этой связи уместно обратиться к Нормативному постановлению Верховного Суда РК от 15 августа 2002 года № 19 "О судебном приговоре".[30]
Обоснованность постановления означает, что оно основано на доказательствах, которые собраны с соблюдением требований закона и непосредственно в судебном заседании (органа) полно, объективно и всесторонне исследованы, проведен их анализ и дана надлежащая оценка, а выводы мотивированы.
Заслуживают внимание и другие положения данного Нормативного постановления Верховного Суда РК. В силу указанных и иных требований (ст.8-27 КоАП РК) вышестоящий орган не связан с доводами жалобы, протеста и имеет право проверять дело в полном объеме, исследовать новые доказательства, устанавливать новые факты, имеющие отношение к делу.
После этого им принимается одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы, протеста - без удовлетворения;
2) об изменении постановления;
3) об отмене постановления и прекращении дела при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 68 КоАП РК (освобождение от административной ответственности при малозначительности правонарушения), 580 КоАП РК (обстоятельства, исключающие производства по делу об административном правонарушении), 581 КоАП РК (обстоятельства, позволяющие не привлекать к административной ответственности), а также при не доказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Лицо может быть освобождено от административной ответственности и административного взыскания в связи с деятельным раскаянием, при малозначительности правонарушения;
4) об отмене постановления и вынесении нового постановления по делу;