Водители
транспортных средств, совершившие
правонарушения, могут направляться
на сдачу экзамена для проверки знания
правил дорожного движения. Решение
о направлении водителя на проверку
знания правил дорожного движения вправе
принимать начальники отделений (отделов,
управлений, департаментов) дорожной полиции
органов внутренних дел и их заместители.
В
случае совершения лицом, признанным больным
хроническим алкоголизмом, наркоманией
или токсикоманией и уклоняющимся
от добровольного лечения, административного
правонарушения, нарушающего права
других граждан либо общественный порядок,
суд наряду с административным взысканием
может назначить ему принудительное
лечение в специализированном учреждении
органов здравоохранения. Срок принудительного
лечения определяется с учетом рекомендаций
специалистов-наркологов, но не может
превышать двух лег. Прекращение принудительного
лечения производится лечебным учреждением,
в котором лицо находится на излечении,
например, Указ Президента РК, имеющий
силу Закона, «О принудительном лечении
больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией»
от 7 апреля 1995 года.
№.10 Административно – процессуальная
деятельность
«Административно-процессуальная
деятельность»
1. Административный
процесс: сущность и виды
Процесс — совокупность последовательных
действий, совершаемых для достижения
определенного результата; порядок
осуществления какой-либо деятельности.
В таком понимании говорят, например,
о законодательном, бюджетном,
землеустроительном процессе и
т.п.
Исполнительная власть как государственно-управленческая
деятельность осуществляется в
различной процессуальной форме.
С юридических позиций процесс
своим назначением имеет реализацию
норм материального права. Деятельность
по реализации материальных административно-правовых
норм можно рассматривать в
качестве административного процесса.
Он предназначен для того, чтобы
обеспечить применение указанных
правовых норм в сфере государственного
управления в целях достижения
юридических результатов (последствий),
предполагаемых диспозицией нормы,
т.е. соответствующих правил должного
поведения.
Административно-процессуальная деятельность
имеет двоякий характер: правоприменительный
и правоохранительный.
В рамках административного процесса
реализуются диспозиции и санкции
административно-правовых норм. Основу
понятия административного процесса
как в широком (правоприменительном),
так и узком (правоохранительном)
смысле, составляет административно-процессуальная
деятельность двух видов:
а) административно-процедурная
- распорядительные действия исполнительных
органов (должностных лиц) по
осуществлению установленных административно-правовыми
нормами различного рода административных
процедур, не связанных с юрисдикцией
(реализация разрешительно-лицензионных,
регистрационных и т.п. функций
и полномочий);
б) административно-юрисдикционная
- осуществление исполнительными
органами (должностными лицами) функции
правоохраны в порядке совершения
юрисдикционных действий в их
традиционном понимании.
Действия, совершаемые исполнительными
органами (должностными лицами), имеют
своим результатом издание ненормативных,
т.е. индивидуальных правовых
актов, с помощью которых административно-правовые
нормы применяются к конкретным
лицам. Тем самым разрешаются
разнообразные индивидуальные дела
в сфере государственного управления.
От характера таких дел зависит
реализация либо диспозиции (процедуры),
либо санкции (юрисдикция) соответствующей
нормы материального административного
права.
Поэтому основанием административно-процессуальной
деятельности являются индивидуальные
дела.
Под индивидуальным административным
делом следует понимать возникающий
в сфере государственно-управленческой
деятельности вопрос, связанный
с применением административно-правовых
норм и требующий в целях
его разрешения распорядительных
(оперативно-исполнительных) действий
полномочных исполнительных органов
(должностных лиц).
Административно-процессуальная деятельность
регламентируется процессуальными
нормами административного права
и реализуется в административно-процессуальных
отношениях. Различного рода действия
материально-технического и организационного
характера, не облеченные в правовую
форму, не относятся к административному
процессу.
Часть процессуальных действий
исполнительных органов (должностных
лиц) может осуществляться без
издания индивидуальных актов
в порядке применения регламентированных
правом процессуальных мер: административное
задержание физического лица, применение
принудительных мер в условиях
чрезвычайных ситуаций и т.п.
На основе изложенного административный
процесс может быть представлен
в качестве урегулированной административно-процессуальными
нормами деятельности исполнительных
органов (должностных лиц) по
рассмотрению и разрешению различного
рода индивидуальных административных
дел, возникающих в сфере государственного
управления, в порядке реализации
задач и функций исполнительной
власти.
Административный (административно-юрисдикционный)
процесс - совокупность административно-процессуальных
норм, основанная на них деятельность
исполнительных органов государственного
управления и их должностных
лиц по реализации возложенных
на них задач по применению
санкций при разрешении индивидуально-конкретных
дел в сфере государственного
управления.
Административный процесс характеризуется
следующими особенностями:
» Вид юридического процесса.
» Форма властной деятельности
субъектов исполнительной власти.
» Цель достижения определенных
юридических результатов и разрешение
управленческих дел.
» Регламентируется административно-процессуальными
нормами.
» Оформляется специальными документами
- промежуточные и окончательные
итоги процесса закрепляются
в официальных документах.
Структура административного процесса
- его внутреннее строение, состоящее
из системы административных
производств.
В зависимости от содержания
административный процесс можно
разделить на три части:
1) процесс административного правотворчества.
Производство административного
правотворчества - совокупность
административно-процессуальных норм
и основанная на них деятельность
исполнительных органов и должностных
лиц по разработке и принятию
нормативно-правовых актов.
2) оперативно-распорядительный (правонаделительный)
процесс. Административно-распорядительное
производство - совокупность административно-процессуальных
норм и основанная на них
деятельность исполнительных органов
и должностных лиц по разрешению
позитивных управленческих дел.
В структуре оперативно-распорядительного
процесса выделяют:
♦ поощрительное
производство;
♦ распоряделительное
производство;
♦ лицензионно-разрешительное
производство;
♦ производство
по комплектованию личного состава и др.;
3) административно-юрисдикционный
процесс.
В административно-юрисдикционном
процессе объединены производства:
по
жалобам и заявлениям граждан;
по
делам об административных правонарушениях;
по
применению мер административного
пресечения;
дисциплинарное
производство.
Стадии административного процесса,
как совокупность последовательно
совершаемых процессуальных действий,
различаются между собой:
* непосредственными задачами и
целями;
* особым кругом участников и
спецификой их правового статуса;
* юридическими фактами;
* сроками совершения;
* процессуальным оформлением;
Общими для административного
процесса, а, следовательно, и
для любого входящего в него
производства, являются следующие
стадии:
а) анализ ситуации, в ходе которого
собирается, изучается информация
о
фактическом положении дел, о
реальных фактах (в разных производствах
называется по-разному: административное
расследование, проверка жалобы, обсуждение
правового акта и др.);
б) принятие решения, в котором
устанавливается воля субъекта
власти (решение, как правило,
носит обязательный характер: обязывает,
запрещает, уполномочивает; прекращает);
в) исполнение решения.
В зависимости от специфики
определенных категорий дел, решаемых
исполнительной властью, ряд производств
административного процесса состоит
из присущих только им стадий
(например, производство по делам
об административных правонарушениях
проходит наряду с общими, и
такие стадии, как возбуждение
дела, обжалование и опротестование
решения).
Административное производство
— это нормативно урегулированный
порядок совершения процессуальных
действий, обеспечивающий законное
и объективное рассмотрение и
разрешение индивидуальных административных
дел, объединенных общностью
предмета. Например, порядок разбора
жалоб граждан, порядок лицензирования,
порядок применения мер административного
принуждения и т.п. — все
это виды административных производств.
Следовательно, сам административный
процесс представляет собой совокупность
различающихся конкретными предметами
административных производств.
Видовое разнообразие административных
производств может быть сведено
в соответствии с классификацией
административно-процессуальной деятельности
к двум обобщенным группам:
а) юрисдикционное производство;
б) процедурное производство.
Оба вида административных производств
имеют некоторые общие черты:
≈ преимущественно внесудебный
порядок разрешения индивидуальных
дел;
≈ юридически властное начало;
≈ урегулированность административно-процессуальными
нормами;
≈ административно-процессуальные
отношения и принципы и т.п.
Административно-процессуальные нормы
регулируют правоприменительную
деятельность, прежде всего, исполнительных
органов (должностных лиц), т.е.
практическую реализацию принадлежащих
им юридически властных полномочий
распорядительного характера. Одновременно
этими нормами регламентируется
такого же рода деятельность
судебных органов.
Существенное значение для содержания
административно-процессуальных норм
имеет устанавливаемый ими механизм
процессуальных гарантий для
граждан как участников юрисдикционного
производства. Процессуальное положение
гражданина выражается в том,
что он обладает установленными
процессуальными правами и обязанностями
и имеет фактическую возможность
реализовать их в ходе рассмотрения
и разрешения индивидуальных
административных дел (например,
подачей жалобы.
Правовое регулирование юрисдикционной
административно-процессуальной деятельности
придает ей юридический характер
и создает основу для возникновения
в рамках административного процесса
особого вида правовых отношений
— административно-процессуальных
отношений. В них всегда представлена
официальная сторона — субъект
административно-юрисдикционной деятельности,
правомочный решать индивидуальные
административные дела в одностороннем
юридически властном порядке.
Главной их особенностью является
то, что в их рамках обеспечивается
одинаковый правовой уровень
их участников, т.е. они относятся
к административно-правовым отношениям
горизонтального типа. Во всех
случаях осуществления административно-юрисдикционной
деятельности необходимо обеспечение
определенных процессуальных принципов.
Законность - реализация материальных
норм административного права
должна осуществляться в точном
соответствии с установленным
законом порядком.
Объективная истина - принятое решение
должно основываться на объективном
и всестороннем исследовании
всех обстоятельств дела.
Процессуальное равенство граждан
перед законом и органом, разрешающим
дело - участники процесса не могут
быть ограничены в правомочиях
в зависимости от пола, расы
национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного
положения, местожительства, отношения
к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям, др.
обстоятельств.
Гласность - публичность и доступность
гражданам; исключение составляет
информация, содержащая сведения, отнесенные
к государственной тайне, а
также сведения об интимной
стороне жизни участников процесса.
Национальный язык - процесс ведется
на русском языке или языке
субъекта РФ, автономной области,
автономного округа или большинства
населения данной местности.