Административная ответственность: понятие, основные признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 14:03, контрольная работа

Описание

Юридическая ответственность, в том числе и административная, является реакцией государства на правонарушение и состоит в обязанности претерпевания правонарушителем известных лишений, выражающих наступивший для него правовой урон. Не только в административном, но и в уголовном праве используются различные дефиниции, характеризующие реакцию государства («профилактика», «предупреждение», «предотвращение» и «пресечение»).
Административное взыскание является мерой государственного принуждения, применяемой уполномоченными на то законом судьей, органами (должностными лицами) за совершение административного правонарушения, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод лица, совершившего такое правонарушение

Работа состоит из  1 файл

Административная ответственность.docx

— 40.08 Кб (Скачать документ)

Водители  транспортных средств, совершившие  правонарушения, могут направляться на сдачу экзамена для проверки знания правил дорожного движения. Решение  о направлении водителя на проверку знания правил дорожного движения вправе принимать начальники отделений (отделов, управлений, департаментов) дорожной полиции  органов внутренних дел и их заместители.

В случае совершения лицом, признанным больным  хроническим алкоголизмом, наркоманией  или токсикоманией и уклоняющимся от добровольного лечения, административного  правонарушения, нарушающего права  других граждан либо общественный порядок, суд наряду с административным взысканием может назначить ему принудительное лечение в специализированном учреждении органов здравоохранения. Срок принудительного лечения определяется с учетом рекомендаций специалистов-наркологов, но не может превышать двух лег. Прекращение принудительного лечения производится лечебным учреждением, в котором лицо находится на излечении, например, Указ Президента РК, имеющий силу Закона, «О принудительном лечении больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией» от 7 апреля 1995 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№.10 Административно – процессуальная деятельность

«Административно-процессуальная деятельность»

1. Административный  процесс: сущность и виды

      Процесс — совокупность последовательных  действий, совер­шаемых для достижения  определенного результата; порядок  осу­ществления какой-либо деятельности. В таком понимании гово­рят, например, о законодательном, бюджетном,  землеустроитель­ном процессе и  т.п.

     Исполнительная власть как государственно-управленческая  деятельность осуществляется в  различной процессуальной форме.

     С юридических позиций процесс  своим назначением имеет ре­ализацию  норм материального права. Деятельность  по реализации материальных административно-правовых  норм можно рассматривать в  качестве административного процесса. Он предна­значен для того, чтобы  обеспечить применение указанных  право­вых норм в сфере государственного  управления в целях достиже­ния  юридических результатов (последствий), предполагаемых диспозицией нормы,  т.е. соответствующих правил должного  пове­дения.

     Административно-процессуальная деятельность  имеет двоякий характер: правоприменительный  и правоохранительный.

     В рамках административного процесса  реали­зуются диспозиции и санкции  административно-правовых норм. Основу  понятия администра­тивного процесса  как в широком (правоприменительном), так и узком (правоохранительном) смысле, составляет административ­но-процессуальная  деятельность двух видов:

    а) административно-процедурная  - распорядительные действия исполнительных  органов (должностных лиц) по  осуществлению установленных административно-правовыми  нормами различно­го рода административных  процедур, не связанных с юрисдикцией  (реализация разрешительно-лицензионных, регистра­ционных и т.п. функций  и полномочий);

    б) административно-юрисдикционная - осуществление испол­нительными  органами (должностными лицами) функции  правоохраны в порядке совершения  юрисдикционных действий в их  традиционном понимании.

     Действия, совершаемые исполнительными  органами (должностными лицами), имеют  своим результатом из­дание ненормативных,  т.е. индивидуальных правовых  актов, с помощью которых административно-правовые  нормы применя­ются к конкретным  лицам. Тем самым раз­решаются  разнообразные индивидуальные дела  в сфере государст­венного управления. От характера таких дел зависит  реализация либо диспозиции (процедуры), либо санкции (юрисдикция) соот­ветствующей  нормы материального административного  права.

     Поэтому основанием административно-процессуальной  деятельности являются индивидуальные  дела.

     Под индивидуальным административным  делом следует по­нимать возникающий  в сфере государственно-управленческой  деятельности вопрос, связанный  с применением администра­тивно-правовых  норм и требующий в целях  его разрешения рас­порядительных  (оперативно-исполнительных) действий  полномочных исполнительных органов  (должностных лиц).

     Административно-процессуальная деятельность  регламенти­руется процессуальными  нормами административного права  и ре­ализуется в административно-процессуальных  отношениях. Различного рода действия  материально-технического и организационного  характе­ра, не облеченные в правовую  форму, не относятся к административному  процессу.

     Часть процессуальных действий  испол­нительных органов (должностных  лиц) может осуществляться без  издания индивидуальных актов  в порядке применения регламен­тированных  правом процессуальных мер: административное  задержание физического лица, применение  принудительных мер в условиях  чрезвычайных ситуаций и т.п.

     На основе изложенного административный  процесс может быть представлен  в качестве урегулированной административно-процессуальными  нормами деятельности исполнительных  орга­нов (должностных лиц) по  рассмотрению и разрешению различно­го  рода индивидуальных административных  дел, возникающих в сфере государственного  управления, в порядке реализации  задач и функций исполнительной  власти.

     Административный (административно-юрисдикционный) процесс - совокупность административно-процессуальных  норм, основанная на них деятельность  исполнительных органов государственного  управления и их должностных  лиц по реализации возложенных  на них задач по применению  санкций при разрешении индивидуально-конкретных  дел в сфере государственного  управления.

     Административный процесс характеризуется  следующими особенно­стями:

      » Вид юридического процесса.

      » Форма властной деятельности  субъектов исполнительной власти.

      » Цель достижения определенных  юридических результатов и разрешение  управленческих дел.

      » Регламентируется административно-процессуальными  нормами.

      » Оформляется специальными документами  - промежуточные и окончательные  итоги процесса закрепляются  в офи­циальных документах.

 

 

    Структура административного процесса - его внутреннее строение, состоящее  из системы административных  производств.

     В зависимости от содержания  административный процесс можно  раз­делить на три части:

      1) процесс административного правотворчества.  Производство административного  правотворчества - совокупность  административно-процессуальных норм  и основанная на них деятельность  исполнительных органов и должностных  лиц по разработке и принятию  нормативно-правовых актов.

      2) оперативно-распорядительный (правонаделительный) процесс. Административно-распорядительное  производство - совокупность административно-процессуальных  норм и основанная на них  деятельность исполнительных органов  и должностных лиц по разрешению  позитивных управленческих дел.

    В структуре оперативно-распорядительного  процесса выделяют:

      ♦ поощрительное производство;

      ♦ распоряделительное производство;

      ♦ лицензионно-разрешительное производство;

      ♦ производство по комплектованию личного состава и др.;

    3) административно-юрисдикционный  процесс.

     В административно-юрисдикционном  процессе объединены производства:

по  жалобам и заявлениям граждан;

по  делам об административных правонарушениях;

по  применению мер административного  пресечения;

дисциплинарное  производство.

     Стадии административного процесса, как совокупность после­довательно  совершаемых процессуальных действий, различаются меж­ду собой:

      * непосредственными задачами и  целями;

      * особым кругом участников и  спецификой их правового статуса;

      * юридическими фактами;

      * сроками совершения;

      * процессуальным оформлением;

    Общими для административного  процесса, а, следовательно, и  для любого входящего в него  производства, являются следующие  стадии:

    а) анализ ситуации, в ходе которого  собирается, изучается информация

о фактическом положении дел, о  реальных фактах (в разных производ­ствах называется по-разному: административное расследование, про­верка жалобы, обсуждение правового акта и др.);

    б) принятие решения, в котором  устанавливается воля субъекта  власти (решение, как правило,  носит обязательный характер: обязывает,  зап­рещает, уполномочивает; прекращает);

    в) исполнение решения.

     В зависимости от специфики  определенных категорий дел, решаемых  исполнительной властью, ряд производств  административного про­цесса состоит  из присущих только им стадий (например, производство по делам  об административных правонарушениях  проходит наряду с общими, и  такие стадии, как возбуждение  дела, обжалование и опроте­стование  решения).

     Административное производство  — это нормативно урегули­рованный  порядок совершения процессуальных  действий, обеспе­чивающий законное  и объективное рассмотрение и  разрешение индивидуальных административных  дел, объединенных общнос­тью  предмета. Например, порядок разбора  жалоб граждан, порядок лицензи­рования,  порядок применения мер административного  принужде­ния и т.п. — все  это виды административных производств.  Следо­вательно, сам административный  процесс представляет собой совокупность  различающихся конкретными предметами  админи­стративных производств.

     Видовое разнообразие административных  производств может быть сведено  в соответствии с классификацией  административно-процессуальной деятельности  к двум обобщенным группам:

    а) юрисдикционное производство;

    б) процедурное производство.

    Оба вида административных производств  имеют некоторые общие черты:

       ≈ преимущественно внесудебный  порядок разрешения индивидуальных  дел;

       ≈ юридически властное начало;

       ≈ урегулированность административно-процессуальными  нормами;

       ≈ административно-процессуальные  отношения и принципы и т.п.    

     Административно-процессуальные нормы  регулируют пра­воприменительную  деятельность, прежде всего, исполнительных  органов (должностных лиц), т.е.  практическую реализацию принадлежащих  им юридически властных полномо­чий  распорядительного характера. Одновременно  этими нормами регламентируется  такого же рода деятельность  судебных органов.

     Существенное значение для содержания  административно-про­цессуальных норм  имеет устанавливаемый ими механизм  процессу­альных гарантий для  граждан как участников юрисдикционного  производства. Процессуальное положение  гражданина вы­ражается в том,  что он обладает установленными  процессуальными правами и обязанностями  и имеет фактическую возможность  реа­лизовать их в ходе рассмотрения  и разрешения индивидуальных  административных дел (например, подачей жалобы.

     Правовое регулирование юрисдикционной  административно-процессуальной деятельности  придает ей юридический характер  и создает основу для возникновения  в рамках административного процесса  особого вида правовых отношений  — административно-процессуальных  отношений. В них всегда представлена  официаль­ная сторона — субъект  административно-юрисдикционной дея­тельности,  правомочный решать индивидуальные  административ­ные дела в одностороннем  юридически властном порядке.  Главной их особенностью является  то, что в их рамках обеспечивается  одинаковый правовой уровень  их участников, т.е. они относятся  к ад­министративно-правовым отношениям  горизонтального типа. Во всех  случаях осуществления административно-юрисдикци­онной  деятельности необходимо обеспечение  определенных про­цессуальных принципов.

     Законность - реализация материальных  норм административного права  должна осуществляться в точном  соответствии с установленным  законом порядком.

     Объективная истина - принятое решение  должно основываться на объективном  и всестороннем исследовании  всех обстоятельств дела.

     Процессуальное равенство граждан  перед законом и органом, разрешающим  дело - участники процесса не могут  быть ограничены в правомочиях  в зависимости от пола, расы  национальности, языка, происхождения,  имущественного и должностного  положения, местожительства, отношения  к религии, убеждений, принадлежности  к общественным объединениям, др. обстоятельств.

     Гласность - публичность и доступность  гражданам; исключение составляет  информация, содержащая сведения, отнесенные  к государственной тайне, а  также сведения об интимной  стороне жизни участников процесса.

     Национальный язык - процесс ведется  на русском языке или языке  субъекта РФ, автономной области,  автономного округа или большинства  населения данной местности.

Информация о работе Административная ответственность: понятие, основные признаки