Оперативность - максимально короткие
сроки.
Экономичность - минимум материальных
затрат и сжатые сроки действий.
Ответственность за ненадлежащее
ведение процесса - должностные лица,
виновные в нарушении процессуальных
норм, принятии неправильных решений,
несут установленную законом
юридическую ответственность.
Компетентность означает, что далеко
не все субъекты исполнительной
власти наделены полномочиями
административно-юрисдикционного характера.
Охрана интересов личности и
государства означает необходимость
надлежащего использования сторонами
административно-юрисдикционного процесса
своих прав, гарантий прав и
законных интересов личности, интересов
государства.
Принцип доступности выражается
в беспрепятственной возможности
каждой из сторон участвовать
во всех стадиях рассмотрения
индивидуального дела и др.
В административном процессе
принимают участие различные
лица, перечень которых соответствует
в основном участникам административного
права.
Участники административного процесса
- лица, обладающие административно-процессуальной
правосубъектностью, которая включает
правоспособность и дееспособность.
Правоспособность - способность лица
иметь в силу административно-
процессуальных норм субъективные
права и юридические обязанности.
Дееспособность - установленная административно-процессуальными
нормами способность лица своими
действиями реализовывать права
и обязанности в административном
процессе.
Виды участников административного
процесса:
1) Физические лица:
~ Граждане РФ, лица с двойным
гражданством, граждане СНГ (кроме
РФ), иностранные граждане, лица без
гражданства.
~ Служащие общественных объединений
и иных негосударственных формирований
2) Юридические лица:
» Государственные органы, предприятия
и учреждения.
» Государственные служащие.
» Общественные объединения, негосударственные
предприятия и учреждения.
2. Административно-процедурное
производство
В своей совокупности разнообразные
управленческие действия охватываются
понятием административно-процедурного
процесса или же административно-процедурного
производства.
Отличия административно-процедурного
производства от административно-юрисдикционного
заключается в основном в следующем.
Предметом процедурного производства
являются индивидуальные административные
дела бесспорного характера. В
рамках, процедурного производства
правовая оценка поведения того
или иного лица не является
обязательной. Она может иметь
место в качестве одного из
условий удовлетворения тех или
иных ходатайств (например, при регистрации,
выдаче лицензии и т.п.), причем
чаще всего предметом правовой
оценки служат соответствующие
документы (учредительные и т.п.).
Процедурное производство не
имеет своим результатом применение
принудительных мер. Его результат
— удовлетворение законных запросов
физических или юридических лиц,
а также обеспечение эффективной
работы управленческого аппарата.
Наконец, в рамках процедурного
производства возможно совершение
правоохранительных действий, но
их характер иной: сам факт
выдачи разрешения или проведения
регистрации свидетельствует о
том, что разрешенная или зарегистрированная
деятельность соответствует требованиям
законности.
Наиболее важные виды процедурного
производства следующие:
a. лицензионно-разрешительное;
b. регистрационное;
c. правотворческое (в смысле порядка
подготовки правовых актов управления).
1. Лицензионно-разрешительное производство
Отдельные виды деятельности
осуществляются на основании
лицензии — специального разрешения
органов, уполномоченных на ведение
лицензирования. Основы лицензирования
установлены Федеральным законом
«О лицензировании отдельных
видов деятельности» от 8 августа
2001 г.
Лицензия является официальным
документом, который разрешает
осуществление указанного в нем
вида деятельности в течение
установленного срока, а также
определяет условия его осуществления.
Органы, уполномоченные на ведение
лицензионной деятельности, могут
приостановить действие лицензии
в случаях: представления владельцем
лицензии соответствующего заявления;
обнаружения недостоверных данных
в представленных для получения
лицензии документах; нарушения
лицензиатом условий действия
лицензии и т.п.
Лицензирование в настоящее время
является одной из самых распространенных
форм разрешительной системы,
которая имеет различные формы
своего выражения.
Разрешительная система распространяется
также на проведение собраний,
митингов, уличных шествий и демонстраций,
пикетирования.
2. Регистрационное производство
Регистрация — акт официального
признания законности соответствующих
действий и правовых актов,
осуществляемых, как правило, органами
Министерства юстиции РФ и
МВД России. Органы юстиции осуществляют
государственную регистрацию нормативных
правовых актов, уставов общественных
и религиозных объединений юридических
лиц и прав на недвижимость,
действует регистрационный учет
граждан.
3. Производство по принятию правовых
актов управления
Это — пример административных
процедур, используемых преимущественно
в интересах наиболее эффективной
работы исполнительного аппарата
по применению административно-правовых
форм и административно-правовых
методов реализации исполнительной
власти: подготовка проектов актов,
их обсуждении, визирование, правовая
экспертиза, обсуждение, принятие, регистрация,
опубликование и исполнение.
3. Административная
юрисдикция
Источниками административного
процесса в юрисдикционном смысле
являются возникающие в сфере
государственного управления споры
между сторонами регулируемых
административно-правовыми нормами
управленческих общественных отношений.
Это — споры о праве административном,
или же административно-правовые
споры.
Первой особенностью административной
юрисдикции является ее специфический
предмет — конкретный административно-правовой
спор.
Вторая особенность административной
юрисдикции состоит в правовой
оценке поведения сторон возникшего
спора, что является важнейшим
условием, обеспечивающим основанное
на законе, справедливое и эффективное
разрешение, административно-правового
спора.
Третьей особенностью административной
юрисдикции является возможность
или необходимость применения
соответствующих мер юридической
ответственности к виновной
стороне административно-правового
спора.
С учетом этих особенностей
административная юрисдикция это
административно-процессуальная деятельность
полномочных исполнительных органов
(должностных лиц), осуществляемая
во внесудебном порядке с целью
рассмотрения и разрешения возникающих
в сфере реализации исполнительной
власти административно-правовых
споров, правовой оценки поведения
их участников и применения
к виновной стороне в необходимых
случаях мер юридической ответственности.
Два момента этого определения
необходимо особо подчеркнуть.
Это — защита прав и законных
интересов граждан — участников
административно-правового спора
и возможность применения в
результате разрешения конкретного
спора мер административной
или дисциплинарной ответственности.
Административную юрисдикцию можно
также определить как административно-процессуальную
деятельность, осуществляемую во
внесудебном либо судебном порядке
с целью рассмотрения и разрешения
административно-правовых споров
и применения административно-принудительных
мер.
Виды
административно-юрисдикционного производства
Действующим административным правом
закреплен порядок разрешения
индивидуальных дел, в основе
которых лежит конкретный спор
о праве административном.
Вариантами такого вида административно-юрисдикционных
производств являются:
= производство по делам об
административных правонарушениях;
= дисциплинарное производство;
= производство по жалобам.
Дисциплинарное производство состоит
в применении дисциплинарных
взысканий к лицам, совершившим
такое правонарушение как дисциплинарный
проступок, предусмотренный нормами
права. В отношении государственных
служащих речь идет о совершении
ими служебных проступков (неисполнение
или ненадлежащее исполнение
обязанностей по должности).
Производство по наложению дисциплинарных
взысканий на служащих в настоящее
время регламентировано различными
нормативно-правовыми актами, в
связи с различными формами
государственно-служебных отношений
(собственно государственная служба,
военная служба, служба в органах
внутренних дел, в органах
налоговой полиции и т.п.). Кроме
того, на государственных служащих
распространяются в соответствующих
случаях нормы трудового законодательства
и правила внутреннего трудового
распорядка. Дисциплинарное взыскание
может быть наложено, как правило,
руководителем, обладающим в отношении
подчиненных работников дисциплинарной
властью в порядке служебного
подчинения. Поэтому можно говорить
о наличии специального субъекта
применения этой власти.
Производство по жалобам. Жалобы
всегда связаны с представлением
жалобщика о том, что его
права или законные интересы
нарушены действиями или правовыми
актами должностных лиц исполнительных
органов. Для установления правомерности
либо необоснованности такого
рода акций граждан, а также
в интересах защиты их субъективных
прав и предусматривается специальное
производство. Его предметом является
прямо выраженный спор о праве
административном.
Жалоба подлежит проверке, т.е.
требуется расследование, изучение
содержащихся в ней сведений.
Решение по жалобе должно быть
мотивированным, положительное решение
— обоснованным, а исполнение
решения — организованным. Оно
своевременно сообщается гражданину.
Если гражданин не согласен
с решением по жалобе, т.е. она
не удовлетворена, он вправе
обжаловать это решение в административном
порядке в вышестоящий исполнительный
орган или в суд.
Нарушение порядка рассмотрения
жалоб граждан влечет за собой
дисциплинарную ответственность
должностных лиц.
Решение по жалобе в пользу
заявителя по общему правилу
влечет за собой отмену или
изменение обжалованного действия
(решения), а также ответственность
должностного лица, чьи действия
были признаны в административном
или судебном порядке неправильными.
№.12 Административно
– правовые режимы
Понятие и
признаки административно–правового
режима
Правовой
режим – особый порядок правового
регулирования, выражающийся в сочетании
юридических средств и направленный на
создание необходимых условий для удовлетворения
интересов субъектов права в определенных
условиях.
Административно-правовой
режим (в широком смысле) – общий
режим деятельности органов государственного
управления по реализации возложенных
на них правомочий.
Административно-правовой
режим (в узком смысле) – совокупность
правил поведения, деятельности граждан
и юридических лиц, закрепленных в нормативных
правовых актах, порядок реализации ими
прав и законных интересов в определенных
ситуациях в сфере публичного управления,
направленный на обеспечение общественного
порядка и общественной безопасности
специально создаваемыми для этой цели
органами, подразделениями и службами
органов государственного управления.
Признаки
административно-правовых режимов:
-
устанавливаются в сфере публичного управления,
сфере деятельности органов исполнительной
власти;
-регламентируются,
в основном, нормами административного
права;
-закрепляют,
детализируют правила поведения граждан,
государственных органов, общественных
объединений, предприятий и учреждений;
-вводятся
дополнительные ограничения, возлагаются
дополнительные обязанности;
-широко
применяются административные методы
воздействия;
-вводится
дополнительный контроль за соблюдением
правил поведения гражданами и юридическими
лицами, а также государственной администрацией;
-нарушение
правил режима влечет за собой применение
дополнительных мер государственного
принуждения.
13.2. Назначение
и правовая основа административно-правовых
режимов
Административно-
правовые режимы назначаются:
для
обеспечения бесперебойного функционирования
объектов, представляющих повышенную
общественную опасность или имеющих
важное государственное значение;
определения
порядка реализации прав и обязанностей
на территориях, где проводятся специальные
противопожарные, санитарные, природоохранные
и иные мероприятия;