Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 08:09, реферат
Под избирательными отношениями следует понимать те общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Особая ценность и важность этих отношений состоит в том, что они связаны с реализацией конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации.
Вступление. 2
1. Административная ответственность за нарушение законодательства РФ в сфере избирательных отношений. 2
2. Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме. 7
Заключение. 17
Список использованной литературы: 19
Содержание:
Вступление. 2
1. Административная ответственность за нарушение законодательства РФ в сфере избирательных отношений. 2
2. Уголовная ответственность
за нарушение избирательных
Заключение. 17
Список использованной литературы: 19
Вступление
За последние годы выборы и референдум прочно вошли в жизнь российского общества в качестве реально функционирующих институтов непосредственной демократии.
Под избирательными отношениями следует понимать те общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Особая ценность и важность этих отношений состоит в том, что они связаны с реализацией конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации. Ст. 32 Конституции РФ устанавливает, что граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Это право, в частности, выражается в возможности избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (соответственно активное и пассивное избирательное право), а также участвовать в референдуме.
1. Административная ответственность за нарушение законодательства РФ в сфере избирательных отношений
За последние годы
были приняты: федеральные законы "Об
основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" от
19 сентября 1997 г. (с изм. от 30 марта 1999
г.), "О выборах депутатов
Обновление федерального законодательства о выборах и референдумах обусловливает и развитие норм об административной ответственности за нарушение требований и запретов, установленных названными нормативными правовыми актами.
Административная ответственность является одним из самых распространенных и часто применяемых видов юридической ответственности, а благодаря своим процедурным установлениям - формой немедленного или оперативного реагирования на неправомерные деяния, совершенные как физическими, так и юридическими лицами. В сфере избирательных отношений административная ответственность призвана воздействовать на различные правонарушения со стороны должностных лиц государственных органов, кандидатов, избирательных объединений, граждан и других лиц во время проведения избирательной кампании и, в конечном счете, снижать число правонарушений путем общей и частной превенции.
Распространенными
нарушениями в данной сфере являются:
злоупотребление
Впервые административная
ответственность за нарушение законодательства
РФ о выборах и референдумах была
установлена в 1990 г., когда в КоАП
РСФСР было внесено пять составов
административных проступков в этой
сфере общественных отношений. Со временем
(в 1995 г.) их количество было увеличено
до тринадцати, а в 2000 г. коренному
изменению подверглись и сами
материальные нормы, закрепленные уже
24 статьями, и процессуальные правила
их применения. Одновременно были устранены
некоторые правовые коллизии, недостатки
и пробелы в ранее
В таком виде нормы
об административной ответственности
в сфере избирательных
Существенным же, принципиальным новшеством в КоАП РФ по сравнению со старым Кодексом (и в целом, и в данном разделе) является то, что действие нового Кодекса будет распространяться не только на физических, но и на юридических лиц.
Административная
ответственность юридических
Цель кодификации
была достигнута, в частности, путем
объединения и переработки норм
административной ответственности
в сфере избирательных
В новом КоАП РФ составы проступков, связанных с нарушением избирательного законодательства, фиксируют 25 статей. С них начинается Особенная часть Кодекса и первая из ее глав - глава 5 "Административные правонарушения, посягающие на права граждан". Это лишний раз говорит о значимости избирательных прав граждан и соответствующих общественных отношений, которым причиняется вред правонарушением. Расположение этих статей имеет достаточно упорядоченный характер - в соответствии с логической последовательностью стадий избирательного процесса: от составления списка избирателей до подсчета итогов голосования и опубликования итогов выборов в средствах массовой информации. Аналогичная последовательность свойственна и регламентации данных общественных отношений в законодательных актах РФ о выборах и референдумах.
Из 25 указанных статей
в большинстве случаев субъект
ответственности
Ответственность юридических
лиц за нарушение избирательного
законодательства наряду с ответственностью
физических лиц установлена КоАП
РФ в 13 случаях: за неисполнение решения
избирательной комиссии; за нарушение
установленного порядка опубликования
документов, связанных с подготовкой
и проведением выборов; за нарушение
условий проведения предвыборной агитации
через средства массовой информации;
за нарушение в ходе избирательной
кампании условий рекламы
В некоторых случаях прямо установлено, что субъектом ответственности может быть само избирательное объединение или в равных долях избирательные объединения, входящие (входившие) в избирательный блок, -за незаконное использование им (ими) денежных средств; за принятие и использование незаконной материальной поддержки.
Основным видом
административного взыскания
Таким образом, в настоящее время значительное внимание в законодательстве уделяется административной ответственности как простого гражданина, так и должностных лиц и юридических лиц.
Совершение тех
или иных правонарушений в сфере
избирательных отношений может
повлечь за собой изменение или
прекращение правоотношений. Так, например,
нарушение правил выдвижения и регистрации
кандидатов, нарушение условий проведения
предвыборной агитации и финансирования
избирательной кампании, вручение избирателям
денежных средств и подарков (фактически
их подкуп) и другие подобные действия
могут повлечь за собой отмену
(аннулирование) регистрации кандидатов.
Если судом будет установлено, что
данные нарушения избранных кандидатов
имели место и не позволяют
с достоверностью выявить истинное
волеизъявление избирателей, он может
отменить решение избирательной
комиссии о результатах голосования,
об итогах выборов. Отмена судом решения
о результатах голосования и
об итогах выборов может быть связана
также и с другими нарушениями
принципа законности, допущенными при
составлении списков
Несмотря на возможность
привлечения виновных в совершении
административных правонарушений к
ответственности, граждане должны помнить,
что свои нарушенные избирательные
права они могут защитить сами,
не дожидаясь применения мер административно-правового
принуждения к нарушающим принцип
законности лицам. В соответствии со
ст.1 Закона РФ "Об обжаловании в
суд действий и решений, нарушающих
права и свободы граждан" и
ст.63 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и
права на участие референдуме
граждан Российской Федерации" решения
и действия (бездействие) органов
государственной власти, органов
местного самоуправления, общественных
объединений и должностных лиц,
а также решения и действия
(бездействие) избирательных комиссий
и их должностных лиц, нарушающие
избирательные права граждан, могут
быть обжалованы в суд. В соответствии
с альтернативным порядком обжалования,
установленным действующим
Решения по жалобам, поступившим в ходе избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок (десять дней при необходимости дополнительной проверки фактов), а в день голосования или в следующий за ним день - немедленно. По жалобе на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд должен принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы (ст.63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.234 ГПК РСФСР). Жалобы на неправильности в списках избирателей должны быть рассмотрены в трехдневный срок со дня их подачи, но не позднее дня голосования, а в день голосования - немедленно (ст.234 ГПК РСФСР).