Административная ответственность за нарушение законодательства РФ в сфере избирательных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 08:09, реферат

Описание

Под избирательными отношениями следует понимать те общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Особая ценность и важность этих отношений состоит в том, что они связаны с реализацией конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации.

Содержание

Вступление. 2
1. Административная ответственность за нарушение законодательства РФ в сфере избирательных отношений. 2
2. Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме. 7
Заключение. 17
Список использованной литературы: 19

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 37.31 Кб (Скачать документ)

2. Уголовная ответственность  за нарушение избирательных прав  и права на участие в референдуме

Принимая во внимание политическую значимость избирательных  прав и права граждан на участие  в референдуме, уголовное законодательство предусматривает ответственность  за совершение общественно опасных  нарушений, причиняющих значительный вред охраняемым правовыми нормами  общественным отношениям в сфере  организации и проведения выборов  и референдумов. Разумеется, она  не является единственным и универсальным  публично-правовым средством защиты избирательных и референдумных  правоотношений. Целый ряд санкций  за нарушение законодательства о  выборах и референдумах содержится в избирательном (референдумном) законодательстве и законодательстве об административных правонарушениях.

Уголовную ответственность  необходимо рассматривать как крайнюю  меру борьбы с правонарушениями в  этой сфере, рассчитанную на наиболее вредоносные посягательства на общественные отношения, опосредующие реализацию избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации. Поэтому, несмотря на распространенный характер нарушений законодательства о выборах  и референдумах, уголовно-правовые санкции на практике имеют достаточно ограниченный масштаб применения[1]. В подавляющем большинстве случаев  нарушений в организации и  проведении выборов и референдумов с юридической точки зрения вполне достаточным бывает использование  мер ответственности, закрепленных в избирательном (референдумном) и  административном законодательстве.

Действующее уголовное  законодательство содержит две статьи, посвященные регулированию ответственности  за нарушения избирательных прав и права на участие в референдуме (ст.141 и ст.142 УК РФ).

В соответствии с  ч.1 ст.141 УК РФ уголовно наказуемо воспрепятствование осуществлению гражданином своих  избирательных прав или права  участвовать в референдуме, а  также воспрепятствование работе избирательных  комиссий или комиссий по его проведению. Данное преступление наказывается штрафом  в размере от пятидесяти до ста  минимальных размеров оплаты труда  или в размере заработной платы  или иного дохода осужденного  за период до одного месяца, либо обязательными  работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными  работами на срок до одного года.

Совершение деяний, предусмотренных ч.1 ст.141 УК РФ, с  квалифицирующими признаками, то есть соединенных с подкупом, обманом, применением насилия либо с угрозой  его применения; совершенных лицом  с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказывается согласно ч.2 ст.141 УК РФ штрафом в размере от двухсот  до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере  заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Объектом преступления, предусмотренного ст.141 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан  и их права участвовать в референдуме, а также отношения, опосредующие работу избирательных комиссий и  комиссий по проведению референдума[2]. Они регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а  в некоторых случаях, специально оговоренных федеральным и региональным законодательством, - уставами муниципальных  образований[3]. Особое место среди  законодательных актов занимает Федеральный закон от 19 сентября 1997 года (в редакции Федерального закона от 30 марта 1999 года) "Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации". Содержащиеся в нем нормы имеют приоритет  над положениями иных законодательных  актов и рассчитаны на проведение выборов и референдумов любого вида и уровня[4]. Другие законы (федеральные  и региональные) должны соответствовать  требованиям этого федерального закона. Вместе с тем в них могут  устанавливаться гарантии избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации, которые  дополняют гарантии, предусмотренные  основополагающим федеральным законом  о выборах и референдумах.

Объективную сторону  состава данного преступления образуют общественно опасные действия (бездействие). Они выражаются, во-первых, в воспрепятствовании осуществлению гражданином своих  избирательных прав; во-вторых, в  воспрепятствовании осуществлению  гражданином права участвовать  в референдуме; в-третьих, в воспрепятствовании работе избирательной комиссии или  комиссии референдума как коллегиального органа, отвечающего за организацию  и проведение выборов или референдума.

Воспрепятствование  осуществлению гражданином своего избирательного права может иметь  место применительно ко всем правомочиям, образующим конституционное право  граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Действующее  законодательство не содержит исчерпывающего перечня избирательных прав российских граждан. В соответствии со ст.2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" они  характеризуются как конституционное  право граждан избирать и быть избранными в органы государственной  власти и органы местного самоуправления, в том числе участвовать в  выдвижении кандидатов (списков кандидатов), предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных  комиссий, включая установление итогов голосования и определение их результатов, а также в других избирательных действиях.

Совершенно очевидно, что данная характеристика объема избирательных  прав граждан не может претендовать на исчерпывающую полноту. К ним  необходимо отнести, с нашей точки  зрения, также право участвовать  в формировании избирательных комиссий, знакомиться со списком избирателей, направлять наблюдателей для осуществления  контроля за голосованием и установлением  его итогов, вносить добровольные пожертвования в избирательные  фонды кандидатов и избирательных  объединений (блоков) и осуществлять иные действия, предусмотренные избирательным  законодательством.

Электоральные возможности  граждан могут вытекать также  из иных федеральных законов: от 31 декабря 1999 года "О выборах Президента Российской Федерации", от 24 июня 1999 года "О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации", от 26 ноября 1996 года "Об обеспечении конституционного права  граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления". Помимо этого перечень избирательных прав граждан и их гарантий может быть расширен законами субъектов Российской Федерации. Так, Избирательный кодекс Тюменской области от 19 октября 1999 года предусматривает право граждан объединяться в группы избирателей, право избирателя предлагать для обсуждения и выдвижения в качестве кандидата любую кандидатуру (ст.3), а Избирательный кодекс Свердловской области (в редакции Закона Свердловской области от 24 декабря 1999 года) - право кандидатов создавать в пределах территории соответствующего избирательного округа штабы (центры) поддержки своей избирательной кампании (ст.56).

Следует также учитывать, что нередко законодательство о  выборах связывает избирательные  права не напрямую с гражданами, а с особыми субъектами избирательных  правоотношений: избирателями, кандидатами, зарегистрированными кандидатами, наблюдателями, членами избирательных  комиссий с правом совещательного голоса, уполномоченными представителями  кандидатов (зарегистрированных кандидатов) и избирательных объединений (блоков). Например, согласно действующему законодательству только кандидаты и избирательные  объединения (блоки) имеют право (и  одновременно обязанность) создавать  специальные избирательные фонды  для финансирования собственных  избирательных кампаний. Воспрепятствование осуществлению закрепленных за специфическими субъектами избирательных правоотношений прав также необходимо квалифицировать  как посягательство на избирательные  права российских граждан.

Согласно ч.1 ст.141 УК РФ воспрепятствование реализации гражданином избирательных прав может выражаться в активной (действия) и пассивной (бездействие) форме. Оно  может быть сопряжено с закрытием  избирательных участков в день голосования, отказом в выдаче избирательных  бюллетеней или удостоверений на право голосования, уничтожением избирательных  документов, принуждением к участию  в выборах или голосованию  за (против) конкретных кандидатов и  другими действиями (бездействием). По существу, данный состав сконструирован с использованием явно выраженных оценочных  категорий, вследствие чего вряд ли возможно очертить все уголовно наказуемые способы  совершения рассматриваемого преступления. Однако это вовсе не означает, что  воспрепятствование осуществлению  избирательных прав может быть совершено  любым способом[5].

Во-первых, не могут  квалифицироваться в качестве преступления действия (бездействие), предусмотренные  ст.40.1 КоАП РСФСР (нарушение права  граждан на ознакомление со списком  избирателей), ст.40.5 (нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и  проведением выборов), ст.40.7 (отказ  в предоставлении отпуска для  участия в выборах), ст.40.8 (нарушение  правил проведения предвыборной агитации в периодических печатных изданиях и на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание), ст.40.9 (нарушение  в ходе избирательной кампании правил рекламирования коммерческой деятельности), ст.40.10 (проведение предвыборной агитации в период запрещения ее проведения или в местах, где ее проведение запрещено федеральным законом), ст.40.11 (проведение предвыборной агитации лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом), ст.40.12 (изготовление или распространение  анонимных агитационных материалов), ст.40.13 (непредоставление зарегистрированному  кандидату возможности обнародовать (опубликовать) опровержение либо иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации), ст.40.14 (умышленное уничтожение, повреждение  печатных материалов, относящихся к  выборам), ст.40.15 (нарушение установленного законом права на пользование  помещениями в ходе избирательной  кампании), ст.40.17 (непредоставление или  неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств на подготовку и проведение выборов), ст.40.18 (незаконное использование денежных средств кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком), ст.40.19 (использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком), ст.40.20 (финансирование избирательной кампании помимо избирательных фондов, оказание иной запрещенной законом материальной поддержки), ст.40.22 (изготовление неучтенных избирательных бюллетеней, сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней), ст.40.23 (незаконная выдача гражданам избирательных бюллетеней) и ст.40.24 (непредоставление сведений об итогах голосования) КоАП РСФСР. Во всех указанных случаях следствием совершения противоправных действий (бездействия) будет не уголовная, а административная ответственность.

Во-вторых, важно  подчеркнуть, что воспрепятствование осуществлению избирательных прав является уголовно-противоправным, если оно создает преграды для законной реализации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной  власти и местного самоуправления. Поэтому согласно ч.1 ст.141 УК РФ не могут  влечь наступление ответственности  действия, направленные на: пресечение сбора подписей избирателей в  поддержку выдвижения кандидатов лицами, не достигшими 18-летнего возраста; удаление из помещения для голосования  наблюдателей, препятствующих работе избирательных комиссий; прекращение  иных незаконных избирательных действий.

Воспрепятствование  осуществлению гражданином права  на участие в референдуме также  может проявляться как в форме  действия, так и в форме бездействия. В соответствии со ст.2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" право  на участие в референдуме представляет собой конституционное право  российских граждан участвовать  в референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, в том числе  голосовать по проектам законов и  нормативных правовых актов, действующим  законам и нормативным правовым актам, другим вопросам государственного и местного значения.

Право граждан на участие в референдуме регулируется Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации", Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" и  законами субъектов Российской Федерации[6]. Любые формы воспрепятствования осуществлению предусмотренных  этими законами прав граждан образуют состав преступления, содержащийся в  ч.1 ст.141 УК РФ, если за них прямо не установлена административная ответственность, аналогичная по своему содержанию административной ответственности за нарушение избирательных  прав граждан[7].

Воспрепятствование  работе избирательных комиссий или  комиссий по проведению референдума  ставит под угрозу процесс организации  выборов и референдума, поскольку  они несут на себе основное бремя  ответственности по обеспечению  условий для реализации соответствующих  прав российских граждан. Действующее  законодательство предусматривает  возможность создания следующих  избирательных комиссий: Центральная  избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; окружные, территориальные (городские, районные и другие), участковые избирательные  комиссии. В зависимости от уровня референдума комиссии по его проведению в соответствии со ст.21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" могут состоять из вышестоящей, территориальных, участковых комиссий. Уголовно наказуемым признается воспрепятствование работе любой из этих комиссий, независимо от ее статуса (уровня).

Уголовно наказуемые способы противодействия работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума прямо  не очерчены в законе. Это может  быть срыв заседания тех или иных комиссий, лишение их возможности  выдавать бюллетени и подводить  итоги голосования, блокирование помещений  избирательных комиссий (комиссий референдума) и т.д. Однако не могут влечь наступление  уголовной ответственности действия (бездействие), которые по своему характеру  являются административными правонарушениями. В соответствии с КоАП РСФСР к  ним относятся: вмешательство в  работу избирательных комиссий, комиссий референдума (ст. 40.2); неисполнение решения  избирательной комиссии, комиссии референдума (ст.40.3); нарушение порядка предоставления избирательным комиссиям, комиссиям  референдума сведений об избирателях, участниках референдума (ст.40.4); нарушение  прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума (ст.40.6); несвоевременное  перечисление средств избирательным  комиссиям, комиссиям референдума (ст.40.21).

Информация о работе Административная ответственность за нарушение законодательства РФ в сфере избирательных отношений