Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:24, контрольная работа

Описание

Действующие в России различные юридические обязательные правила имеют свое целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие административной ответственности……………………….5
Административное правонарушение и административная ответственность……………………………………………………..5
Административная ответственность: понятие, признаки и основания возникновения………………………………………….8
Функции и стадии административной ответственности……….10
Принципы административной ответственности………………..11
Административное наказание……………………………………12
Понятие и система административной ответственности………………………………………..12
Виды административных наказаний…………………13
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения…………………………….19
Освобождение от административной ответственности………..20
Глава 2 Субъекты административной ответственности……………………24
2.1 Юридические лица как субъекты административной
Ответственности……………………………………………………………….24
2.2 Должностные лица как субъекты административной ответственности………………………………………………………………..25
2.3 Особенности административной ответственности военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов……………………………………………………..26
2.4 Особенности административной ответственности иностранных лиц, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц……………

Работа состоит из  1 файл

адм права.docx

— 96.57 Кб (Скачать документ)

 

Принцип справедливости привлечения  к административной ответственности выражается в том, что мера административной ответственности должна быть соразмерна с тяжестью совершенного административного правонарушения.

 

Принцип индивидуализации ответственности означает, что каждый правонарушитель должен быть подвергнут принудительному воздействию со стороны государства лишь за те противоправные деяния, которые он непосредственно совершил. Если административное правонарушения совершено при соучастии, то при назначении административного наказания правоприменителем должны быть учтены степень и характер вины каждого из соучастников в совершении данного правонарушения.

 

Принцип своевременности  ответственности означает возможность привлечении правонарушителя к ответственности  лишь в течение срока давности привлечения к ответственности.

 

Принцип целесообразности привлечения  к административной ответственности  – это соответствие  избираемой в отношении правонарушителя  меры государственного принуждения  его социальным качествам.

 

Принцип неотвратимости наказания  за совершение административных правонарушений означает, что ни одно административное правонарушение не должно оставаться безнаказанным.

 

 

1.5 Административное  наказание

 

 как мера  административной ответственности

 

1.5.1 Понятие и  система административной ответственности

 

Мерой ответственности за административное правонарушение является административное наказание, которое  выражается в моральном и материальном воздействии на правонарушителя.

 

В соответствии со ст. 3.2 КоАП  за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

 

1.    предупреждение;

 

2.    административный  штраф;

 

3.    возмездное изъятие  орудия совершения или предмета  административного правонарушения;

 

4.    конфискация  орудия совершения или предмета  административного правонарушения;

 

5.    лишение специального  права, предоставленного физическому  лицу;

 

6.    административный  арест;

 

7.    административное  выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

 

8.    дисквалификация;

 

9.    административное  приостановление деятельности.

 

В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 – 4, 9. Административные наказания, перечисленные  в пунктах 3 – 9 устанавливаются только КоАП РФ.

 

Данная система административных взысканий характеризуется рядом  особенностей.

 

Во-первых, данная система  является единственным законодательно установленным перечнем административных наказаний, что позволяет обеспечить единообразное понимание и применение данных средств правоохраны.

 

Во-вторых, иные виды административных наказаний, кроме указанных, могут  быть установлены только законодательными актами РФ и лишь в соответствии с общими положениями и принципами законодательства об административных правонарушениях.

 

В-третьих, она дифференцирует административные наказания на основные и дополнительные. В качестве основных административных наказаний могут устанавливаться и применяться только предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности. В качестве как основного, так и дополнительного административного наказания может устанавливаться и применяться возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.

 

В-четвертых, данная система  включает наказания морального характера (предупреждение), денежные и имущественные  наказания (штраф, конфискация)) и наказания, обращенные на личность нарушителя (административный арест, лишение специальных прав, выдворение).

 

 

1.5.2 Виды административных  наказаний

 

Предупреждение применяется  в отношении физических и юридических  лиц, совершивших незначительные нарушения  установленных правил, когда они  не носят резко выраженного антиобщественного характера. Применение предупреждения к правонарушителю влечет для него наступление определенных отрицательных последствий обычно морального характера.

 

Предупреждение может  налагаться, если оно предусмотрено  соответствующей статьей КоАП РФ или нормативного акта субъекта РФ, устанавливающего административную ответственность.

 

Вместе с тем ст. 4.3 КоАП РФ связывает с фактом повторного  или неоднократного применения к нарушителю предупреждения привлечения его к более строгой ответственности.

 

Предупреждение является административным наказанием и может  повлечь наступление определенных правовых последствий только тогда, когда оно вынесено в письменной форме или зафиксировано иным установленным способом в решении  должностного лица, привлекающего нарушителя к административной ответственности (например, путем компостерной просечки талона к удостоверению на право  управления маломерным судном).

 

Административный штраф  – денежное наказание, назначаемое  нарушителям административно-правовых норм юрисдикционными органами или их полномочными представителями в пределах, предусмотренных законодательством. Он выражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.

 

Нормы административного  штрафа предусматривают штраф в  двух формах:

 

1.    с указанием  пределов штрафа (относительно-определенная  санкция);

 

2.    с точным указанием  размеров штрафа (абсолютно-определенная  санкция).

 

В подавляющем случае нормативные  акты устанавливают относительно-определенные штрафные санкции, что позволяет  при наложении штрафа учитывать  характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его  вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

 

Штраф предусмотрен законодательством  в качестве взыскания почти за все виды административных правонарушений. Причем он может устанавливаться  не только КоАП РФ, но и законодательными актами субъектов РФ.

 

Размеры штрафов и способы  их установления весьма разнообразны (ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ).

 

Во-первых, он выражается в  величине, кратной минимальному размеру оплаты труда – МРОТ (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения. Эта величина не является постоянной и корректируется с учетом инфляции РФ.

 

Во-вторых, размер штрафа может  соответствовать стоимости предмета административного правонарушения на момент его окончания или пресечения. Так, ст. 7.27 КоАП РФ устанавливает, что мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты влечет наложение административного штрафа в размере до трехкратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного МРОТ; ст. 15.25 КоАП РФ предусматривает за нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся на экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности – штраф в размере стоимости работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения влечет наложение административного штрафа не более трехкратного размере стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.

 

В-третьих, штраф может  быть равен сумме неуплаченных и  подлежащих уплате на момент окончания  или пресечения административного  правонарушения налогов, сборов или  таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции. Так, сокрытие или  занижение фактических полученных доходов налогообложения влечет наложение штрафа в размере, соответствующему сокрытой (заниженной) сумме дохода.

 

Размер административного  штрафа не может быть менее одной  десятой минимального размера оплаты труда в соответствии с ч. 2 ст. 3.5 КоАП РФ.

 

В соответствии с ч. 3 ст. 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из МРОТ, не может превышать 25 МРОТ, на должностных лиц – 50 МРОТ, на юридических лиц – 1 000 МРОТ.

 

Административный штраф  за нарушение законодательства РФ о  внутренних морских водах, территориальном  море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, антимонопольного, таможенного, патентного, валютного  законодательства РФ и актов органов  валютного регулирования, законодательства РФ о естественных монополиях, о  рекламе, о лотереях, об охране окружающей природной среды, об авторском праве  и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях  мест происхождения товаров, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о безопасности дорожного движения, налагаемый на должностных лиц и юридических лиц, может быть установлен с превышением размеров, указанных ранее, но не может превышать для должностных лиц 200 МРОТ, для юридических лиц – 5 000 МРОТ.

 

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения (в соответствии со ст. 3.6 КоАП РФ) состоит в:

 

1.    принудительном  изъятии орудия или предмета административного правонарушения у правонарушителя;

 

2.    последующей  его реализации;

 

3.    передачей бывшему  собственнику вырученной суммы  за вычетом расходов на реализацию  изъятого предмета.

 

Возмездное изъятие назначается  судьей в соответствии с ч. 1 ст. 3.6 КоАП РФ.

 

Возмездное изъятие распространяется только на те предметы, которые явились орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Данное наказание является мерой административной ответственности имущественного характера и может применяться лишь в отношении собственника названных предметов.

 

Изъятие предметов, не принадлежащих  правонарушителю, не является административным наказанием.  Так, предметы незаконной охоты или незаконный рыбный лов  принадлежат государству и подлежат изъятию у правонарушителя.

 

Возмездное изъятие может  применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Так, в виде дополнительного наказания оно предусмотрено ст. 20.8 КоАП РФ за нарушение правил хранения, ношения и (или) уничтожения оружия и патронов к нему, принадлежащих гражданам, имеющим разрешение органов внутренних дел на хранение оружия. Возмездное изъятие оружия и патронов к нему в соответствии с санкцией данной нормы предусмотрено совместно с предупреждением и штрафом. Данное административное наказание применяется также за нарушение правил коллекционирования или экспортирования оружия и патронов к нему.

 

КоАП РФ предусматривает ограничение в применении данной меры: возмездное изъятие охотничьего оружия, боеприпасов и других дозволенных орудий охоты и рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

 

 Конфискация оружия  или предмета административного  правонарушения состоит в принудительном  безвозмездном обращении не изъятых  из оборота вещей в федеральную  собственность или в собственность  субъекта РФ в соответствии  с ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ. При этом конфисковано может быть лишь имущество, находящееся в личной собственности правонарушителя.

 

Конфискации подлежат лишь те предметы, которые являются орудиями, средствами и непосредственными  предметами административных правонарушений. Так, в соответствии с КоАП РФ могут быть конфискованы изготовленная продукция, орудия производства и сырье за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если их наличие является обязательным; товары, свободная реализация которых запрещена или ограничена; радиоэлектронные средства или высокоточные устройства, средства связи, если на них отсутствует разрешение (лицензия); продукция средств массовой информации в случае злоупотребления свободой данной информации.

 

Конфискация охотничьего  оружия, боевых припасов и других дозволенных  орудий охоты или рыболовства  не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство  является основным законным источником средств к существованию в  соответствии с ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ.

 

Лишение специального права, ранее предоставленное данному  гражданину, применяется за грубое  или систематическое нарушение  порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ в соответствии с положением ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 3.8 КоАП РФ Срок лишения специального права от 1 месяца до 2 лет.

Информация о работе Административная ответственность