Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:24, контрольная работа
Действующие в России различные юридические обязательные правила имеют свое целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие административной ответственности……………………….5
Административное правонарушение и административная ответственность……………………………………………………..5
Административная ответственность: понятие, признаки и основания возникновения………………………………………….8
Функции и стадии административной ответственности……….10
Принципы административной ответственности………………..11
Административное наказание……………………………………12
Понятие и система административной ответственности………………………………………..12
Виды административных наказаний…………………13
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения…………………………….19
Освобождение от административной ответственности………..20
Глава 2 Субъекты административной ответственности……………………24
2.1 Юридические лица как субъекты административной
Ответственности……………………………………………………………….24
2.2 Должностные лица как субъекты административной ответственности………………………………………………………………..25
2.3 Особенности административной ответственности военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов……………………………………………………..26
2.4 Особенности административной ответственности иностранных лиц, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц……………
· иное болезненное состояние психики (различного рода заболевания, не являющиеся психическими, но сопровождающиеся временным расстройством психики).
2. Юридический
– заключаются в отсутствии
у лица способности осознавать
фактический характер и
Не подлежит административной
ответственности физическое лицо, которое
во время совершения противоправных
действий (бездействия) находилось в
состоянии невменяемости, то есть не
могло осознавать фактический характер
и противоправность своих действий
(бездействия) либо руководить ими вследствие
хронического психического расстройства,
временного психического расстройства,
слабоумия или иного
Ст. 2.9 КоАП РФ устанавливает основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения при малозначительности проступка. При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. То есть судья, орган, должностное лицо, полномочный решать по существу, имеет право применять к нарушителю такое средство воздействия, которое не является административным наказанием и не относится к мерам общественного воздействия.
Своеобразным «освобождением» от административной ответственности является пропуск юрисдикционным органом и его должностными лицами по тем или иным причинам давностного срока назначение административного наказания, то есть привлечения виновного к административной ответственности.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть назначено позднее двух месяцев со дня совершения проступка, а при длящемся административном правонарушении (например, проживание без регистрации) – двух месяцев со дня его обнаружения.
Эти сроки не распространяются на нарушения законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, патентного, антимонопольного, валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, законодательства РФ об охране окружающей природной среды, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, когда предусмотрен годичный срок давности со дня совершения либо обнаружения административного правонарушения.
За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения согласно ч. 3 ст. 4.5 КоАП.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения административное наказание может быть назначено в сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП, исчисляемые со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.
КоАП определяет срок погашения административного наказания, то есть прекращения состояния административной наказанности нарушителя. Лицо считается не подвергавшимся административному наказанию, если в течение года со дня окончания постановления о назначении административного наказания не совершило нового административного нарушения со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. Следовательно, совершение этим лицом административного правонарушения за пределами истекшего давностного срока для погашения административного наказания не может рассматриваться как повторное и выступать отягчающим ответственность обстоятельством.
Освобождение от административной
ответственности может также
проявляться и в замене ее другим
видом ответственности (например, дисциплинарной).
В ряде случаев административное
правонарушение влечет дисциплинарную,
а не административную ответственность.
Военнослужащие, сотрудники органов
внутренних дел и иные лица, на которых
распространяется действие дисциплинарных
уставов, несут ответственность
за административные правонарушения,
как правило, по дисциплинарным уставам,
кроме правонарушений, за совершение
которых ответственность
С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившим административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо также может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (ст. 2.3 КоАП РФ).
Специфическим временным освобождением от административной ответственности является предусмотренная ст. 31.5 КоАП РФ отсрочка исполнения постановления о назначении административного наказания при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшее постановление могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.
Существует институт ограничения
административной ответственности. Эти
ограничения связаны, прежде всего,
с особенностями субъектов
В частности, КоАП РФ исключает возможность применения административных наказаний в зависимости от тех или иных особенностей субъекта административного правонарушения. Так, административных арест (ст. 3.9 КоАП РФ) не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II группы. Лишение права управления средствами транспортом не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случае управления транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, а также оставления в нарушения установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являются (ст. 3.8 КоАП РФ).
Административная
1. лицо подлежит
2. лицо, в отношении которого
ведется производство по делу
об административном
3. лицо, привлекаемое к
административной
4. неустранимые сомнения
в виновности лица, привлекаемого
к административной
Данный принцип
2. Субъекты административной ответственности
2.1 Юридические
лица как субъекты
Административная
Административную
Прежде всего, это касается понятия вины. В административном праве существует комплексное понимание вины юридического лица, включающее объективный и субъективный подходы.
Объективная вина в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ представляет собой вину, назначающего административное наказание в зависимости от характера конкретных действий или бездействия юридического лица, нарушающего установленные правила. То есть юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Субъективная вина в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ – отношение организации в лице ее администрации, конкретных должностных лиц к противоправному деянию. То есть назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной и уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Общие принципы административной
ответственности юридических
Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.
При слиянии нескольких юридических
лиц к административной ответственности
за совершение административного
Причем во всех этих случаях
административная ответственность
за совершение административного
2.2 Должностные
лица как субъекты
В соответствии с положениями ст. 2.4 КоАП РФ должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнение либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом
в соответствии с примечанием
к ст. 2.4 КоАП РФ понимается лицо, постоянно,
временно или в соответствии со специальными
полномочиями осуществляющее функции
представителя власти, то есть наделенное
в установленном законом порядке распорядительными
полномочиями в отношении лиц, не находящихся
в служебной зависимости от него, а равно
лицо, выполняющее организационно-