Административная ответсвенность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:19, реферат

Описание

Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер. В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания, поскольку оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойке.
При наличии юридического факта - административного правонарушения - включается механизм санкции правовой нормы, и санкция из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное административное наказание.

Содержание

1. Административная ответственность …………………………………………2
1.1. Понятия и основания административной ответственности. Отличие от других видов юридической ответственности………………………………………..2
1.2. Законодательные основы административной ответственности……….....4
1.3. Освобождение от административной ответственности…………………..7
1.4. Понятие и признаки административного правонарушения как фактического основания административной ответственности……………………12
2. Административное наказание……………………………………………….15
2.1. Понятие и виды административных наказаний………………………….15
2.2. Характеристика отдельных административных наказаний. Особенности и условия правомерности их применения……………………………………………18
Список литературы …………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

АП реферат.docx

— 47.99 Кб (Скачать документ)

    Содержание

    1. Административная ответственность  …………………………………………2

    1.1.  Понятия и основания административной  ответственности. Отличие от других  видов юридической ответственности………………………………………..2

    1.2. Законодательные основы административной ответственности……….....4

    1.3. Освобождение от административной  ответственности…………………..7

    1.4. Понятие и признаки административного  правонарушения как фактического  основания административной ответственности……………………12

    2. Административное наказание……………………………………………….15

    2.1. Понятие и виды административных  наказаний………………………….15

    2.2. Характеристика отдельных административных  наказаний. Особенности и условия  правомерности их применения……………………………………………18

    Список  литературы …………………………………………………………….30 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    

    1. Административная  ответственность

    1.1. Понятия и основания  административной  ответственности.  Отличие от других  видов юридической  ответственности

    Понятие и основные черты административной ответственности

    Административная  ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем  издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые  могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях  и исполнения этих мер. В теории права  юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции  в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания, поскольку  оно есть и в выговоре за нарушение  трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и  в гражданско-правовой неустойке.

    При наличии юридического факта - административного  правонарушения - включается механизм санкции правовой нормы, и санкция  из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное административное наказание.

    В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие  и т.д.) только назначение административного  наказания влечет наступление административной ответственности. Следовательно, административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом  или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим  лицам, совершившим правонарушение.

    Административную  ответственность характеризуют  некоторые признаки, общие для  всех видов юридической ответственности.

    Во-первых, она представляет собой государственное  принуждение, поскольку реализация властных полномочий осуществляется через  органы государственной власти и  органы местного самоуправления.

    Во-вторых, это правовое принуждение, подчиняющееся  общим принципам законности и  справедливости права. Административная ответственность применяется на основе правовой регламентации ее объема и пределов, нормативного установления оснований, содержания и процессуальных форм реализации конкретных административных наказаний. Нормы, регулирующие составные  элементы административной ответственности, в совокупности представляют собой  самостоятельный институт административного  права.

    В-третьих, она влечет за собой наступление  неблагоприятных последствий для  правонарушителей, предусмотренных  санкцией правовой нормы. По содержанию меры административной ответственности  выражаются в предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях  лишении или ограничении прав и свобод нарушителей, поскольку  иным образом оказать принудительное воздействие на этих лиц невозможно. Неблагоприятные последствия для  правонарушителя могут наступать  в виде лишений или ограничений  морального (предупреждение), материального (штраф, конфискация, возмездное изъятие) или физического характера (административный арест).

    В-четвертых, в мерах административной ответственности  содержится итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства. Именно административное наказание  представляет собой "окончательную, последнюю инстанцию" в борьбе с правонарушениями, т.е. решение  вопроса по существу, и виновный в соответствии с характером и  общественной опасностью совершенного подвергается административному наказанию.

    Данный  признак юридической ответственности  вообще и административной ответственности  в частности наиболее ярко выражает ее специфику, а именно: осуждение  виновного поведения от имени  государства, государственное порицание  правонарушителя.

    В-пятых, юридическая ответственность всегда рассматривалась в качестве результата правонарушения, т.е. это ретроспективная, или негативная, ответственность  в отличие от так называемой положительной (позитивной) ответственности, которая  понимается как ответственность  за порученное дело, за выполнение поставленной задачи, когда она совпадает с понятием правовой обязанности или долга.

    1.2. Законодательные  основы административной  ответственности

    1. Административную ответственность  можно рассматривать как правовую  ответственность за административные  правонарушения. При этом следует  учесть, что объектом посягательства  являются отношения в сфере  государственного управления, а  также некоторые другие. Так, административная  ответственность устанавливается  за посягательства на таможенные, налоговые отношения, отношения,  связанные с защитой собственности,  с охраной прав граждан, природы,  здоровья населения, торговли  и т.д. Вместе с тем административная  ответственность применяется за  нарушение не каждой нормы  административного права, а тех  из них, которые содержат указание  на административную ответственность.

    2. Административная ответственность  используется как важное средство  правоохраны, борьбы с особым  видом нарушений - административными  правонарушениями, которые хотя  и не так опасны, как преступления, но совершаются гораздо чаще. Их опасность заключается не  только в характере самих противоправных  действий или бездействия, но  и в значительной распространенности.

    3. Административная ответственность  отличается своим субъектным  составом. Субъектами этого вида  ответственности являются как  физические, так и юридические  лица - предприятия, организации.

    4. По своей сущности административная  ответственность представляет собой  воздействие, оказываемое полномочным  органом государства на лицо, совершившее административное правонарушение. Цель этого воздействия состоит  в воспитании виновного в духе  уважения к закону и правопорядку, а также в предупреждении совершения  новых правонарушений как лицами, привлеченными к административной  ответственности, так и другими  гражданами.

    5. Нарушение административно-правовых  норм влечет за собой применение  мер административного принуждения,  одним из видов которых являются  административные наказания. Именно эти последние, в отличие от мер предупреждения, пресечения и процессуальных мер обеспечения производства по делу, применяются в результате привлечения к административной ответственности.

    6. Административную ответственность  отличает порядок ее установления. В соответствии с п. "к"  ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное  и административно-процессуальное  законодательство, а следовательно,  и установление административной  ответственности относятся к  совместному ведению Российской  Федерации и ее субъектов. С  учетом положений ст. 1.1 КоАП это  означает, что административная  ответственность характеризуется  множественностью органов государственной  власти, полномочных ее устанавливать.  К ним в настоящее время  относятся законодательные органы  Российской Федерации и ее  субъектов.

    Кодекс  об административных правонарушениях  предусматривает установление административной ответственности только этим Кодексом и принимаемыми в соответствии с  ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях. При этом к ведению  Российской Федерации отнесено установление: общих положений и принципов  законодательства об административных правонарушениях; перечня видов  административных наказаний и правил их применения; административной ответственности  по вопросам, имеющим федеральное  значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами РФ; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер  обеспечения производства по делам  об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений  о назначении административных наказаний.

    Значит, нормы права, содержащиеся во вновь  принимаемых федеральных законах  и вносящие изменения или дополнения в действующий Кодекс об административных правонарушениях, должны в обязательном порядке вноситься в данный Кодекс.

    Административная  ответственность за правонарушения, носящие региональный характер (нарушение  правил благоустройства населенных пунктов, общественного порядка  и т.п.), т.е. находящиеся вне предметов  ведения Российской Федерации, может  быть установлена законами субъектов  РФ, осуществляющих, таким образом, собственное правовое регулирование  в данной сфере.

    7. Меры административной ответственности  применяются широким кругом уполномоченных  органов и должностных лиц.  Все они, реализуя свои полномочия, назначают правонарушителям административные  наказания. К ним относятся  судьи (мировые судьи), комиссии  по делам несовершеннолетних  и защите их прав, многочисленные  органы исполнительной власти. Законами  субъектов РФ к ним могут  быть отнесены административные  комиссии и иные коллегиальные  органы.

    В Кодексе об административных правонарушениях  теперь расширен круг дел, рассматриваемых  судьями. Расширена и их исключительная компетенция за счет отнесения к  их ведению назначения, помимо административного  ареста, ряда других административных наказаний: лишения специальных  прав, конфискации, возмездного изъятия  ряда предметов, дисквалификации, административного  выдворения иностранных граждан  и лиц без гражданства за пределы  Российской Федерации.

    8. Меры административной ответственности  применяются органами и должностными  лицами в отношении не подчиненных  им по службе нарушителей, не  связанных с ними служебно-трудовыми  отношениями. Данное обстоятельство  позволяет отличить административную  ответственность от дисциплинарной, к которой привлекаются руководители, рабочие, служащие и вспомогательный  персонал, как правило, в порядке  подчиненности вышестоящим органом  или должностным лицом.

    9. Привлечение к административной  ответственности и назначение  административного наказания не  влечет для нарушителя судимости  и не является основанием увольнения  его с работы.

    10. Административную ответственность  характеризует особый процессуальный  порядок ее реализации. Своей  относительной простотой, оперативностью  и экономичностью он отличается  от уголовного и гражданского  судопроизводства.

    11. Во всех случаях ответственность  за административные правонарушения  наступает перед государством, которое  устанавливает полномочия органов  (должностных лиц) по рассмотрению  дел об этих правонарушениях  и назначению наказаний. Этим  обстоятельством административная  ответственность сходна с уголовной  и отличается от дисциплинарной, а также гражданско-правовой. Ответственность  последних двух видов наступает,  главным образом, перед субъектом  договорных и внедоговорных гражданско-правовых  или трудовых отношений.

    12. Важная черта административной  ответственности состоит в том,  что ее можно рассматривать  как совокупность материальных  и процессуальных правоотношений, т.е. материально-деликтных, вызванных  совершением конкретного правонарушения, и административно-процессуальных, связанных с необходимостью собрать  материалы о правонарушении и  лице, его совершившем, рассмотреть  дело, вынести законное, обоснованное  и справедливое решение, обеспечить  его исполнение. Нередко при реализации  административной ответственности  материальные и процессуальные  правоотношения как бы сливаются,  образуя единое целое. Например, штраф налагается и взимается  на месте совершения административного  правонарушения в порядке так  называемого усеченного процесса  ввиду очевидности и простоты  самого характера административного  правонарушения.

Информация о работе Административная ответсвенность