Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:19, реферат
Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер. В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания, поскольку оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойке.
При наличии юридического факта - административного правонарушения - включается механизм санкции правовой нормы, и санкция из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное административное наказание.
1. Административная ответственность …………………………………………2
1.1. Понятия и основания административной ответственности. Отличие от других видов юридической ответственности………………………………………..2
1.2. Законодательные основы административной ответственности……….....4
1.3. Освобождение от административной ответственности…………………..7
1.4. Понятие и признаки административного правонарушения как фактического основания административной ответственности……………………12
2. Административное наказание……………………………………………….15
2.1. Понятие и виды административных наказаний………………………….15
2.2. Характеристика отдельных административных наказаний. Особенности и условия правомерности их применения……………………………………………18
Список литературы …………………………………………………………….
Содержание административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения. В то же время особенность правонарушений в сфере государственного управления состоит в том, что ими причиняется, как правило, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить который обычно невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере реализации исполнительной власти, носит наказательный, а не восстановительный характер, т.е. они содержат обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага.
Содержание административных наказаний состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются. Так, применение административного ареста влечет краткосрочное лишение свободы, штраф и конфискация связаны с материальными потерями.
Разумеется, административным, как и уголовным наказаниям присуща цель воспитания правонарушителей, хотя она и не упомянута в законе. Однако суть и тех, и других санкций состоит в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства.
Добровольное
исполнение правонарушителем наложенного
на него наказания (например, уплата штрафа
в установленный срок) не меняет
принудительной сущности этой меры, так
как государство всегда оставляет
за собой право принудить
Вид и объем ограничений, составляющих содержание административных наказаний, определяются полномочными органами государства, их должностными лицами с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины и имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. При этом индивидуализации ответственности способствует то обстоятельство, что административно-правовые санкции, как правило, являются относительно-определенными. Например, штраф за продажу подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки составляет в отношении граждан - от 20 до 25 МРОТ; должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ; юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ (ст. 15.12 КоАП); мелкое хищение влечет наложение административного штрафа в размере до трехкратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного МРОТ (ст. 7.27 КоАП). Таким образом, уполномоченные органы и их должностные лица имеют возможность выбора размера наказания с учетом содеянного, личности виновного и характера правонарушения, допущенного физическим или юридическим лицом.
Согласно действующему законодательству административные наказания характеризуются той особенностью, что их назначает широкий круг государственных органов и должностных лиц. При этом административные наказания применяются как в единоличном, так и в коллегиальном порядке: должностными лицами органов исполнительной власти - единолично; комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, административными комиссиями, созданными при соответствующих органах местного самоуправления, - коллегиально; судами (судьями) - коллегиально и единолично.
С
рассмотренной особенностью административного
наказания тесно связан и другой
признак этой санкции. Она применяется
в процессе специальной деятельности
соответствующих юрисдикционных органов
и их должностных лиц по разбирательству
и разрешению дела об административном
правонарушении. Причем осуществляется
это разбирательство в
Применение
административного наказания
Применение
административного наказания в
случае рецидива административного
правонарушения влечет наступление
юридических последствий двух видов:
1) рецидив может служить
Кодекс об административных правонарушениях (ст. 4.6) устанавливает, что состояние административной наказанности продолжается в течение года со дня окончания исполнения наказания и аннулируется по его истечении автоматически, т.е. без специального решения или санкционирования какого-либо государственного органа или должностного лица. Лицо после истечения этого срока считается не подвергавшимся административному наказанию.
2.2. Характеристика отдельных административных наказаний. Особенности и условия правомерности их применения
Статья 3.2 КоАП устанавливает следующие виды административных наказаний:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3)
возмездное изъятие орудия
правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация.
В отношении юридического лица могут применяться только первые четыре вида административных наказаний.
Административные наказания, перечисленные в п. п. 3 - 8 названной выше статьи, устанавливаются только Кодексом об административных правонарушениях, т.е. федеральным законом.
Предупреждение
и административный штраф могут
вводиться и применяться на основании
законов субъектов РФ об административной
ответственности. Данная система административных
наказаний характеризуется
Во-вторых, иные виды административных наказаний, кроме указанных выше, могут быть установлены только законодательными актами РФ и лишь в соответствии с общими положениями и принципами законодательства об административных правонарушениях.
В-третьих,
она дифференцирует административные
наказания на основные и дополнительные
(возмездное изъятие, конфискация, административное
выдворение), причем последние могут
устанавливаться и применяться
в качестве как основного, так
и дополнительного наказания; другие
административные наказания могут
устанавливаться и применяться
только в качестве основных. За конкретное
административное правонарушение может
быть назначено основное либо основное
и одно из дополнительных наказаний,
указанных в санкции
В-четвертых, эта система включает наказания морального характера (предупреждение), денежные и имущественные наказания (штраф, конфискация) и наказания, обращенные на личность нарушителя (административный арест, лишение специальных прав, выдворение).
Предупреждение
применяется в отношении
Предупреждение
может налагаться, если оно предусмотрено
соответствующей статьей
Применение
предупреждения к правонарушителю
влечет для него наступление определенных
отрицательных последствий, обычно
морального характера. Вместе с тем
Кодекс (ст. 4.3) связывает с фактом
повторного или неоднократного применения
к нарушителю предупреждения привлечение
его к более строгой
Предупреждение является административным наказанием и может повлечь наступление определенных правовых последствий только тогда, когда оно вынесено в письменной форме или зафиксировано иным установленным способом в решении должностного лица, привлекающего нарушителя к административной ответственности (например, путем компостерной просечки талона к удостоверению на право управления маломерным судном).
От предупреждения как меры административного наказания нужно отличать устные замечания, которые представляют собой средства убеждения и, естественно, не являются административными наказаниями.
Административный
штраф - денежное наказание, назначаемое
нарушителям административно-
Нормы
административного права
Штраф предусмотрен законодательством в качестве взыскания почти за все виды административных правонарушений. Причем он может устанавливаться не только Кодексом об административных правонарушениях, но и законодательными актами субъектов РФ.
Размеры штрафов и способы их установления весьма разнообразны. Во-первых, они выражаются в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда без учета районных коэффициентов, установленному законодательством РФ на момент окончания или пресечения правонарушения. Эта величина не является постоянной и корректируется с учетом инфляции законом РФ.
Во-вторых,
размер штрафа может соответствовать
кратной стоимости предмета административного
правонарушения на момент его окончания
или пресечения. Так, размер штрафа
может соответствовать кратной
стоимости похищенного, утраченного
и поврежденного имущества. Например,
ст. 7.27 КоАП устанавливает, что мелкое
хищение чужого имущества путем
кражи, мошенничества, присвоения или
растраты влечет наложение административного
штрафа в размере до трехкратной
стоимости похищенного
В-третьих,
штраф может быть равен сумме
неуплаченных налогов, сборов, подлежащих
уплате на момент окончания или пресечения
административного
В-четвертых,
размеры штрафов в сфере
Кодексом установлено, что размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 МРОТ, на должностных лиц - 50 МРОТ, на юридических лиц - 1 тыс. минимального размера оплаты труда.