Административно-деликтное право на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:35, реферат

Описание

Административно-деликтное право - это подотрасль административного права. Оно представляет собой совокупность норм, которые регулируют отношения, возникающие в связи с совершением административного правонарушения (деликта). Нормы административно-деликного права выполняют функцию охраны правопорядка, прав и свобод граждан.

Содержание

Введение

1.Понятие административного права

2.Признаки и состав административных правонарушений

3.Понятя и основания административной ответственности

4.Виды административных наказаний

5.Задачи и участники административно-деликтного процесса

6.Стадии административно-деликтного процесса

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

админ право.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

Все эти лица могут быть привлечены к административной ответственности за нарушения, связанные  с несоблюдением установленных  правил охраны здоровья населения, охраны природы, в сфере охраны порядка  управления и других правил, обеспечение которых входит в их служебные обязанности (например, ст. ст. 9.6. - 9.14 КоАП РФ).

Военнослужащие  и призванные на военные сборы  граждане несут ответственность  за административные правонарушения в  соответствии с дисциплинарными  уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исправительной системы, налоговой полиции и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок прохождения службы в этих органах.

Вместе с тем  эти лица несут административную ответственность на общих основаниях (как и граждане) за нарушения  в области:

законодательства  о выборах и референдумах;

обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения;

правил дорожного  движения;

правил пожарной безопасности (вне места службы);

законодательства  об охране окружающей среды;

таможенных правил и правил режима Государственной  границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через границу  РФ;

налогового и  финансового законодательства;

в случае невыполнения законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание или  должностного лица, осуществляющего  производство по делу об административном правонарушении.

К этим лицам  не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим срочной службы также в виде административного штрафа.

Юридические лица подлежат административной ответственности  за совершение правонарушений, предусмотренных  разделом II КоАП РФ и иными законами. Помимо юридических лиц субъектами административной ответственности могут быть и другие лица, приравненные к ним отраслевыми или специальными законодательными актами. Так, филиалы юридических лиц могут быть привлечены к административной ответственности за некоторые нарушения налогового законодательства. Основной мерой административной ответственности, применяемой к юридическим лицам, является административный штраф.

4.Виды административных наказаний

За совершенное  административное правонарушение законом предусмотрена ответственность в виде административного наказания, налагаемого компетентными органами в соответствии с действующим законодательством РФ. Административное наказание (взыскание) - это мера ответственности, применяемая в установленном законом порядке к лицу, совершившему административное правонарушение. Оно выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения. Его цель - покарать нарушителя посредством морального, материального воздействия, временного ограничения свободы, прав и причинения ему иных неудобств и ограничений, установленных законом. Административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Оно не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства правонарушителя - физического лица или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Виды административных наказаний определены в ст. 3.2. КоАП РФ. К ним относятся:

1) предупреждение - мера административного наказания, которая выражается в официальном порицании физического или юридического лица, вынесенном в письменной форме;

2) административный  штраф - денежное взыскание, которое  выражается в величине, кратной: 

минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

стоимости предмета административного правонарушения на момент его окончания или пресечения;

сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

3) возмездное  изъятие орудия совершения или  предмета административного правонарушения  представляет собой их принудительное изъятие и последующую реализацию с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию (изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты и рыболовства, и т.д.) Возмездное изъятие назначается только судьей;

4) Конфискация  орудия совершения или предмета  административного правонарушения - принудительное безвозмездное  обращение в государственную  собственность не изъятых из  оборота вещей. Назначается только  судьей;

5) Лишение специального  права, т.е. лишение правонарушителя предоставленного ему ранее специального права за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных КоАП РФ (права на управление транспортным средством, право охоты). Лишение специального права назначается судьей на срок от одного месяца до двух лет;

6) Административный  арест заключается в содержании  нарушителя в условиях изоляции  от общества и устанавливается  на срок до 15 суток. За нарушение  требований режима чрезвычайного  положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции возможно применение административного ареста на срок до 30 суток. Административный арест назначается судьей;

7) административное  выдворение за пределы РФ иностранного  гражданина или лица без гражданства состоит в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через государственную границу за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законом, в их контролируемом самостоятельном выезде из РФ;

8) дисквалификация  заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законом. Дисквалификация назначается судьей на срок от шести месяцев до трех лет.

Административные  наказания в виде предупреждения, штрафа, лишения специального права, административного ареста и дисквалификации могут применяться только в качестве основных мер административного взыскания. Иные административные наказания могут устанавливаться в качестве как основных, так и дополнительных мер административной ответственности.

Назначение административного наказания осуществляется в соответствии с общими правилами, установленными ст. 4.1 КоАП РФ:

оно налагается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность  за совершенное правонарушение;

при назначении административного наказания учитываются:

характер совершенного правонарушения;

личность виновного  физического лица и его имущественное  положение либо имущественное и  финансовое положение юридического лица;

обстоятельства, смягчающие ответственность;

обстоятельства, отягчающие ответственность;

никто не может  нести административную ответственность  дважды за одно и то же административное правонарушение.

При наложении  административного наказания учитываются  сроки давности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ. Лицо, совершившее административное правонарушение, не может быть привлечено к административной ответственности:

по истечении 2 месяцев со дня совершения проступка; а в случаях, специально оговоренных в законе, (по делам о нарушении налогового, таможенного, антимонопольного законодательства, о рекламе, о защите прав потребителей и т.д.) - по истечении 1 года со дня совершения;

при длящемся административном правонарушении, соответственно, по истечении 2 месяцев или 1 года со дня его обнаружения;

при отказе в  возбуждении уголовного дела или  его прекращении (но при наличии  в действиях лица признаков административного  проступка), соответственно, по истечении 2 месяцев или 1 года со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

Вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением  при отсутствии спора решается компетентным юрисдикционным органом одновременно с назначением административного наказания. В случае возникновения спора вопрос о возмещении имущественного ущерба решается судом в порядке гражданского судопроизводства. Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, также решаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

КоАП РФ предусматривает  возможность освобождения лиц от административной ответственности  в случаях крайней необходимости  и признания в установленном  порядке лица невменяемым. Допускается также возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности проступка, если орган административной юрисдикции сочтет возможным ограничиться устным замечанием.

Перечень органов  административной юрисдикции правомочных  рассматривать дела об административных нарушениях и налагать меры административной ответственности определен в Разделе III КоАП РФ.

К ним относятся:

  • судьи районных судов по делам, производство по которым осуществляется в форме административного расследования и по административным правонарушениям, влекущим административное выдворение;
  • судьи арбитражных судов по определенным в КоАП правонарушениям, совершенным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (незаконное использование товарного знака, незаконное получение кредита, фиктивное или преднамеренное банкротство и др.);
  • судьи военных судов по указанным в КоАП правонарушениям, совершенным военнослужащими и гражданами, признанными на военные сборы;
  • мировые судьи;
  • комиссии по делам несовершеннолетних;
  • федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы;
  • иные государственные органы, уполномоченные на рассмотрение дел об административных правонарушениях, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными актами Президента РФ или Правительства РФ.
  • Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются:
  • мировыми судьями;
  • комиссиями по делам несовершеннолетних;
  • уполномоченными органами и должностными лицами органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • административными комиссиями, иными исполнительными органами, создаваемыми в сответствии с законами субъектов РФ.
  • Полномочия органов должностных лиц, компетентных рассматривать дела об административных правонарушениях могут устанавливаться соответствующими отраслями права, земельными, таможенными, муниципальными и др.

5.Задачи и участники административно-деликтного процесса

Содержание административно-деликтного процесса составляет производство по делам об административных правонарушениях. Это производство представляет собой установленный действующим законодательством РФ порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях.

Основными задачами этого производства являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Производство  по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое  дело подлежит прекращению при наличии  хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  1. отсутствие события административного правонарушения;
  2. отсутствие в деянии состава административного правонарушения;
  3. действие лица в состоянии крайней необходимости;
  4. издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административно наказания;
  5. отмена к моменту рассмотрения дела акта, устанавливающего административную ответственность;

Участниками административно-деликтного процесса являются:

    • Компетентные органы и доверенные лица, наделенные правом принимать юридически властные акты и составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела. К ним относятся:
    • государственные органы (должностные лица), которые принимают постановления по существу дела (о применении санкций), изменяют или отменяют их;
    • компетентные органы (должностные лица), которые создают процессуальные основания для принятия, отмены или изменения постановлений (составляют протоколы об административном правонарушении, направляют дела по подведомственности, опротестовывают постановления и т.д.);
    • органы (должностные лица), исполняющие постановления (судебные исполнители, бухгалтерии и т.д.).

Субъекты, имеющие  личный интерес в деле:

  • лицо привлекаемое к административной ответственности;
  • потерпевший;
  • законные представители (родители, опекуны, попечители, руководители);
  • адвокат.
  • Лица и органы, содействующие осуществлению производства - свидетели, эксперты, переводчики.

Информация о работе Административно-деликтное право на современном этапе