Административно-деликтное право на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:35, реферат

Описание

Административно-деликтное право - это подотрасль административного права. Оно представляет собой совокупность норм, которые регулируют отношения, возникающие в связи с совершением административного правонарушения (деликта). Нормы административно-деликного права выполняют функцию охраны правопорядка, прав и свобод граждан.

Содержание

Введение

1.Понятие административного права

2.Признаки и состав административных правонарушений

3.Понятя и основания административной ответственности

4.Виды административных наказаний

5.Задачи и участники административно-деликтного процесса

6.Стадии административно-деликтного процесса

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

админ право.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

Административно-деликтный  процесс представляет собой последовательное осуществление регулируемых нормами  права процессуальных действий на определенных его стадиях, этапах. Стадия административно-деликтного процесса - это относительно самостоятельная часть производства по делам об административных правонарушениях, которой присущи конкретные задачи, состав участников, процессуальное составление документов.

6.Стадии административно-деликтного процесса

Производство  по делам об административных правонарушениях, составляющее содержание административно-деликтного процесса, включает четыре стадии:

  • возбуждение административного дела и направление его по подведомственности;
  • рассмотрение дела компетентным органом;
  • обжалование и опротестование решения (пересмотр постановления);
  • исполнение решения, вынесенного по административному делу.

1. Стадия возбуждения  административного дела и направление  его по подведомственности предполагает  выявление всех обстоятельств дела (дату и место совершения правонарушения, данные о личности правонарушителя и т.д.), которые фиксируются в протоколе об административном правонарушении. В протокол заносятся также анкетные данные составившего его должностного лица, фамилии и адреса свидетелей и потерпевших. При составлении протокола лицам, в отношении которых возбуждается дело, а также иным участникам производства разъясняются их права и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Физическим лицам или законным представителям юридического лица, в отношении которых возбуждается дело, предоставляется возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае отказа этих лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Этим лицам, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола.

Протокол является процессуальным документом, оформляющим  возбуждение производства по делу об административном правонарушении. Правовым основанием для возбуждения этого производства является наличие в действиях виновного состава правонарушения, предусмотренного нормой материального административно-деликтного права. Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, определен ст. 28.3 КоАП РФ.

Поводами к  возбуждению дела об административном правонарушении являются:

непосредственное  обнаружение должностными лицами, уполномоченными  составлять протоколы, достаточных  данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

поступившие из государственных органов и негосударственных  органов и организаций материалы, которые содержат данные, свидетельствующие  о наличии события административного  правонарушения;

сообщения и заявления физических и юридических лиц, средств массовой информации;

по ряду дел, предусмотренных законом, заявления  и сообщения собственников имущества  унитарных предприятий, органов  управления юридического лица, арбитражного управляющего, собрания (комитета) кредиторов.

Протокол об административном правонарушении не оформляется  и административное наказание производится без его составления в случаях  когда, в соответствии с законодательством  штраф налагается и взимается, а  предупреждение оформляется на месте совершения правонарушения, и лицо не оспаривает допущенное нарушение и налагаемое на него взыскание.

В необходимых  случаях на стадии возбуждения дела применяются процессуальные меры обеспечения  производства по делу об административном правонарушении. К ним относятся (ст.27.1 КоАП РФ): доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр транспортного средства, вещей, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, задержание транспортного средства, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод и т.д.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

составления первого  протокола о применении мер обеспечения  производства по делу об административном правонарушении;

составления протокола  об административном правонарушении или  вынесения прокурором постановления  о возбуждении административного  дела;

оформления предупреждения или наложения штрафа на месте  совершения административного правонарушения, в случаях определенных законом;

вынесения определения  о возбуждении административного  дела при необходимости проведения административного расследования.

Административное  расследование проводится по целому ряду дел, предусмотренных ст.28.7 КоАП РФ (дела о нарушении антимонопольного, валютного, налогового, экологического законодательства, законодательства о нарушении правил дорожного движения и т.д.). Решение о возбуждении дела и проведении административного расследования принимается в виде определения (прокурором - в виде постановления) немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Оно не может превышать срок в один месяц. В исключительных случаях этот срок может быть продлен еще на месяц, а по таможенным делам - на шесть месяцев. По окончании расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы направляются компетентному органу для рассмотрения в течении суток с момента его составления. Протокол по делам, предусматривающим наказания в виде административного ареста, передается судье немедленно после его составления.

2. Стадия рассмотрения  дела об административном правонарушении  является основной: именно на  ней решается вопрос о виновности  или невиновности лица, привлекаемого  к административной ответственности.

Эта стадия включает 4 этапа:

а) подготовка дела к рассмотрению,

б) анализ собранных  материалов, обстоятельств дела,

в) вынесения  постановления,

г) объявления постановления.

При подготовке дела к рассмотрению судья орган, должностное лицо выясняют:

относится ли дело к их компетенции;

имеются ли обстоятельства исключающие возможность рассмотрения данного дела (ст. 29.2 КоАП РФ);

правильно ли составлен  протокол и другие материалы дела;

имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

имеются ли ходатайства  и отводы.

При подготовке дела к рассмотрению разрешается  ряд вопросов, по которым в случае необходимости выносится определение. К ним относятся вопросы:

  1. о назначении места и времени рассмотрения дела;
  2. о вызове лиц, участвующих в деле, и об истребовании необходимых дополнительных материалов, о назначении экспертизы;
  3. об отложении рассмотрения дел;
  4. о возвращении протокола в орган или должностному лицу, которые представили дело для рассмотрения (например, в случае его неправильного составления);
  5. о передаче протоколов и других материалов на рассмотрение дела по подведомственности.

Дело об административном правонарушении рассматривается открыто  по месту его совершения. По ходатайству  нарушителя оно может быть рассмотрено по месту его жительства.

Дела, связанные  с проведением расследования, рассматриваются  по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. Дело должно быть рассмотрено в пятнадцатидневный  срок. В случаях, определенных законом, этот срок может быть продлен не более, чем на один месяц. Дела, за которые предусматривается наказание в виде административного ареста, рассматриваются в день получения протокола и других материалов.

Порядок рассмотрения дела предполагает совершение юрисдикционным органом ряда последовательных процессуальных действий:

  1. объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
  2. устанавливается факт явки лиц, участвующих в рассмотрении дела;
  3. проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника;
  4. выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины их неявки, решается вопрос о рассмотрении дела в отсутствии указанных лиц либо об отложении его рассмотрения;
  5. разъясняются права и обязанности участникам процесса;
  6. рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
  7. оглашаются протокол и иные материалы дела;
  8. заслушиваются объяснения нарушителей, показания других лиц, участвующих в процессе, пояснения специалиста и заключения эксперта, исследуются иные доказательства.

Главная цель рассмотрения дела по существу - установление фактических  обстоятельств совершения правонарушения, его объективная правовая оценка и применение к виновному законной, обоснованной и справедливой меры административного наказания.

Для достижения этой цели юрисдикционный орган обязан выяснить:

  1. было ли совершено административное правонарушение;
  2. виновно ли данное лицо в его совершении;
  3. подлежит ли оно административной ответственности;
  4. имеются ли смягчающие или отягчающие обстоятельства;
  5. причинен ли ущерб и каков его характер и размер;
  6. иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

По итогам исследования обстоятельств дела юрисдикционный орган выносит постановление. В нем дается окончательная оценка поведения лица, привлекаемого к административной ответственности, устанавливается его виновность или невиновность, определяется мера воздействия, состояние наказанности, исчисление сроков обжалования. По своей форме и содержанию постановление должно соответствовать ст.29.10 КоАП РФ. В зависимости от результатов рассмотрения дела юрисдикционный орган в соответствии с требованиями ст. 29.9 КоАП РФ выносит одно из следующих постановлений: а) о назначении административного наказания, б) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Объявление постановления  производится немедленно по окончании  рассмотрения дела. Копия постановления  в течение трех дней вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, потерпевшему (по его просьбе) либо в течение трех дней высылается указанным лицам.

3. Стадия пересмотра  постановления (решения) юрисдикционного  органа носит дополнительный (факультативный) характер. Она имеет место, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, его законные представители или иные определенные законом лица заявили жалобу на постановление для его пересмотра.

КоАП РФ (ст. 30.1) устанавливает два способа подачи жалобы - административный и судебный. Административный порядок состоит в том, что жалоба подается по подчиненности, т.е. в вышестоящий орган. Такой порядок предусмотрен только для постановлений, выносимых единолично должностным лицом. Судебная процедура предусмотрена в обязательном порядке для постановлений, вынесенных судьей, коллегиальным или иным юрисдикционным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, и в альтернативном порядке - для постановлений, вынесенных должностным лицом единолично. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обжалуется в арбитражный суд. Порядок административного судопроизводства по этим делам в общих и арбитражных судах регулируется КоАП РФ, Гражданским процессуальным кодексом РСФСР и Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Это (судопроизводство) имеет своим предметом спорные административно-правовые отношения и осуществляется в рамках административной юстиции.

4. Стадия исполнения постановления начинается с момента его вступления в законную силу.

Постановление вступает в законную силу:

по истечении  срока, установленного для его обжалования (по общему правилу - 10 дней), если оно  не было обжаловано или опротестовано  прокурором;

после истечения  срока, установленного для обжалования  решения по жалобе, протесту, если указанное  решение в свою очередь, не было обжаловано или опротестовано;

немедленно после  вынесения не подлежащего обжалованию  решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Порядок исполнения постановлений, вступивших в законную силу, регулируется Разделом V КоАП РФ. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Административно-деликтное право на современном этапе