Административное наказание. Понятие, виды и характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:28, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является рассмотреть понятие и виды административных наказаний.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие и цели административного наказания;
- описать систему административных наказаний;
- рассмотреть виды административных наказаний.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие и цели административного наказания…………………………….5
2. Система административных наказаний……………………………………..6
3. Виды и характеристики административных наказаний……………………9
3.1. Предупреждение……………………………………………………………9
3.2. Административный штраф……………………………………………….10
3.3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения………………………………………...11
3.4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения……………………………………………………………….11
3.5. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу..13
3.6. Административный арест………………………………………………..13
3.7. Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства…………………………………………………….14
3.8. Дисквалификация………………………………………………………...15
3.9 Административное приостановление деятельности…………………...16
4. Наложение административного наказания……………………………….17
Заключение……………………………………………………………………23
Список использованной литературы………………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

КРЗ Административное право.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

   4 Наложение административного  наказания

Этому вопросу посвящена отдельная 4 глава  КоАП РФ. Здесь определены важнейшие  требования, подлежащие соблюдению при назначении административных наказаний, не касаясь, однако, производства по делам об административных правонарушениях. Прежде всего, сформулированы общие правила наложения наказаний за административные правонарушения, которыми обязаны  руководствоваться судьи, органы, должностные лица при назначении наказаний за любое административное правонарушение. Общие правила призваны обеспечить законность и индивидуализацию назначения наказаний. Наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

   Наказания физическому лицу за административные правонарушения должны назначаться с учетом характера совершенного правонарушения, определяемого объектом посягательства, его последствиями, распространенности данного вида правонарушений и состоянием борьбы с ним; личности виновного (его предшествующее поведение на работе и быту, умышленное или неосторожное нарушение и т. д.); имущественного положения с тем, чтобы при применении наказаний, влекущих неблагоприятные для нарушителя последствия (штраф, лишение специальных прав), не были ущемлены интересы малообеспеченной семьи и самого нарушителя.

   При назначении административного наказания  юридическому лицу должны учитываться характер совершенного им административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение.

   При назначении административного наказания  подлежат учету обстоятельства как  смягчающие, так и отягчающие административную ответственность.

   В КоАП РФ даны перечни обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность (ст. 4.2, 4.3).

   Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; предотвращение им последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения: а) под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; б) несовершеннолетним; в) беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

   Обстоятельствами, отягчающими ответственность, являются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение правонарушения: а) группой лиц; б) в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; в) в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающее наказание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

   При этом перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, является открытым в том смысле, что орган (должностное лицо), решающий дело, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в законодательстве.

   Перечень  обстоятельств, отягчающих ответственность, является исчерпывающим. Орган (должностное лицо), решающий дело, не может выйти за его пределы. Ему лишь предоставлено право не признать состояние опьянения обстоятельством, отягчающим ответственность. При этом учитывается характер совершенного правонарушения.

   Однако  данные обстоятельства не могут учитываться  как отягчающие, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за его совершение.

   Непременным условием законности привлечения к административной ответственности является строгое соблюдение правила, согласно которому за одно и то же административное правонарушение к лицу, совершившему его, может быть назначено одно основное либо основное и дополнительное наказания, предусмотренные за данное правонарушение. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

   При нескольких административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, наказание назначается за каждое правонарушение в отдельности. Из этого правила есть существенное исключение. Если при этом дела одновременно рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.

   В целях повышения эффективности  административных наказаний законом установлены сравнительно небольшие сроки для их назначения.

     Давность привлечения к административной ответственности определяется периодами времени, по истечении которых не может быть вынесено постановление по делу об административных правонарушениях. Их продолжительность установлена в зависимости, от особенностей характера административных правонарушений, наказаний за их совершение, способов определения начала течения сроков. Под этим углом зрения можно выделить общий и специальные сроки давности привлечения к административной ответственности. Общий срок установлен в два месяца. Он исчисляется со дня совершения административного правонарушения. По истечении этого срока постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено.

     Специальные сроки более длительны по сравнению с общим и установлены, прежде всего, применительно к административным правонарушениям, имеющим особый характер, нередко сложный фактический состав, установление которого требует, в том числе, и значительного времени.

   При длящемся административном правонарушении вышеуказанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

   В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения, данные сроки начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении.

   Административное  наказание в виде дисквалификации  может быть назначено не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения.

   КоАП  РФ предусмотрел возможность приостановления срока давности привлечения к административной ответственности в случае удовлетворения ходатайства привлекаемого к ответственности о рассмотрении дела по его месту жительства. Срок приостанавливается с момента удовлетворения ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дела по месту жительства, в отношении которого ведется производство по делу.

   Общие правила наложения административных наказаний основываются на принципах равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации наказания.

   Принцип равенства перед законом означает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

   Из  принципа презумпции невиновности следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административному правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо не обязано доказывать свою невиновность.

   Законность применительно к назначению административных наказаний заключается в том, что виновному может быть назначено только то наказание, которое установлено законодательным актом и только в пределах их компетенции и санкции конкретной правовой нормы, предусматривающей административную ответственность. При этом законность назначения административного наказания обеспечивается рядом правовых гарантий:

   - в КоАП закреплена система  административных наказаний, за  пределы которой не может выйти  ни один правоприменитель;

   - в каждой правовой норме закреплены  вид и размеры наказаний;

   - за административное правонарушение может быть наложено только одно основное административное наказание.

   Индивидуализация административного наказания выражается в том, что при его назначении учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

   Индивидуализация  наказания предполагает смягчение  или усиление его на основе оценки всех обстоятельств дела и личности виновного. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение

       В заключение работы на основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы.

       Административное наказание является одним из основополагающих институтов административного права и как определенная разновидность мер юридической (административной) ответственности применяется за совершение противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое в соответствии со ст. 2.1 КоАП или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.

       Под административным наказанием понимается мера ответственности, применяемая в установленном порядке к виновному лицу, совершившему административное правонарушение. Оно может выражаться в моральном или материальном воздействии на правонарушителя, либо во временном лишении его специального права. Отдельные административные наказания могут сочетать в себе все названные элементы.

       Административные наказания осуществляют цели общей и частной превенции, им присущ принцип гуманизма, носят наказательный и воспитательный характер.

       Система административных наказаний включает разные по характеру и правовым последствиям санкции, что позволяет учесть при назначении наказания личность нарушителя и обстоятельства правонарушения.

      КоАП РФ устанавливает девять основных видов административных наказаний. В зависимости от тяжести правонарушения устанавливается и наказание. Самым распространенным наказанием является административный штраф. Он предусмотрен во всех статьях Особенной части Кодекса, а также в законах Российской Федерации об административных правонарушениях. В зависимости от вида административного правонарушения, административные наказания могут назначаться судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дело об административном правонарушении. Наложение административного наказания осуществляется с соблюдением общих правил, установленных в соответствии с принципами равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации наказания.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  используемой литературы

    1) Кодекс РФ об административных  правонарушениях от 20 декабря 2001 года   № 195-ФЗ;

    2) Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. М. : НОРМА, 2007 г.;

    3) Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало, 2003 г.;

    4) Бахрах Д. Н. Административное право России. М.: НОРМА, 2000 г. 
 

 

   

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     

                                                                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Административное наказание. Понятие, виды и характеристики