Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:20, контрольная работа
К анализу проблем субъектов административного права (включая непосредственно граждан) обращались практически все отечественные ученые - административисты, среди которых можно назвать такие имена, как Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, И.Л. Бачило, К.С. Бельский, Б. Н. Габричид-зе, Б.М.Лазарев, Ю.М.Козлов, В.М.Манохин, А.Ф. Ноздрачев, Ю.Н. Старилов, В.А. Юсупов, Ц.А. Ямпольская и другие.
Целью работы является рассмотрение индивидуальных субъектов и раскрытие их административно-правового статуса.
Введение
Глава 1. Понятие и система субъектов административного права
1.1 Понятие и виды субъектов административного права
1.2 Правовой статус субъекта
Глава 2. Субъекты административного права
2.1 Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права
2.2 Организации, предприятия и учреждения как субъекты административного права
2.3 Органы исполнительной власти как субъекты административного права
2.4 Государственные служащие как субъекты административного права
Заключение
Список литературы
Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие и система субъектов административного права
1.1 Понятие и виды субъектов административного права
1.2 Правовой статус субъекта
Глава 2. Субъекты административного права
2.1 Граждане России, иностранные
граждане и лица без
2.2 Организации, предприятия и
учреждения как субъекты
2.3 Органы исполнительной власти
как субъекты
2.4 Государственные служащие как
субъекты административного
Заключение
Список литературы
Введение
Норма административного права, как
и норма любой другой отрасли
права, представляет собой правило
общего характера, определенную меру (масштаб)
должного или возможного поведения,
установленную государством и охраняемую
специальными государственными средствами.
Административно-правовая норма - это
норма права, регулирующая общественные
отношения в сфере
Целью работы является рассмотрение
индивидуальных субъектов и раскрытие
их административно-правового
Глава 1. Понятие и система субъектов административного права
1.1 Понятие и виды субъектов административного права
Субъектом права традиционно называют лицо, которое в силу юридических норм может выступать в качестве участника (стороны) правоотношения, носителя субъективных юридических прав и обязанностей. Признание лица субъектом права происходит в результате распространения на данное лицо действия правовых норм. «Юридические нормы образуют обязательную основу выступления индивидов, организаций, общественных образований как субъектов права» Административное право: Учебник /Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2005..
В теории государства и права понятие «субъект права» разработано достаточно детально. Многие российские правоведы-теоретики определяли указанное понятие в своих трудах. В частности, профессор В.С. Нерсесянц определяет субъекты права как «лица или организации, за которыми признано законом особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных правоотношениях с другими лицами и организациями» Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общей ред. В.С. Нерсесянца. М.: НОРМА, 2002.. Следовательно, ключевым аспектом в обозначении субъектного состава конкретной отрасли права является понятие правосубъектности, которое, в свою очередь, включает в себя понятия правоспособности и дееспособности.
Субъектами административного
права следует признать участников
общественных отношений, которых нормы
административного права
Понятие «субъект административного
права» следует отличать от понятия
«субъект (участник) административного
правоотношения». Субъект правоотношения
- это лицо, участвующее в конкретном
правоотношении и, таким образом, реализующее
уже принадлежащие ему
Субъект административно-правовых отношений -- это физическое лицо или организация, являющееся участником управленческих правоотношений, наделенное определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способное их осуществлять.
Субъект административного права
и субъект административно-
Условия, при которых субъект
административного права может
стать субъектом
· наличие административно-
· наличие оснований
· административная правоспособность и административная дееспособность.
Административная
Административная
Субъекты административного
К индивидуальным субъектам относятся
граждане РФ, иностранные граждане,
лица без гражданства, лица, наделенные
специальным административно-
К коллективным субъектам относятся
органы исполнительной власти, структурные
подразделения органов
1.2 Правовой статус субъекта
Правовой статус субъектов административного права образуют нормы общие для всех субъектов, например, нормы о соблюдении правил пожарной безопасности. Правовой статус многих субъектов административного права объединяет нормы, которые реализуются только данным субъектом, например, есть правила, обращенные только к религиозным объединениям или только к охотникам. Таким образом, в зависимости от вида и объема полномочий субъекты административного права могут быть классифицированы на группы и виды.
По своему административно-правовому статусу субъекты административного права делятся на две группы: физические лица и организации. Физические лица в свою очередь охватывают три вида субъектов: гражданин РФ, иностранный гражданин и лицо без гражданства. В основу этой классификации принята степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей конкретного лица.
Организации как субъекты административного права прежде всего надо разделить на государственные и негосударственный организации. Различие их состоит в том, что государственные организации: 1) выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, 2) они базируются на государственной собственности, 3) управляются государством. К числу государственных организаций относятся органы государственного аппарата -- представительные, исполнительные, судебные, органы прокуратуры и др., государственные предприятия, учреждения и организации -- производственные, культуры, массовой информации, учреждения здравоохранения и т.д.
Организации негосударственные отличаются
тем, что они не выполняют задач
и функций государства, хотя могут
и способствовать этому. Они не финансируются
государством и не испытывают на себе
непосредственного
Глава 2. Субъекты административного права
2.1 Граждане России, иностранные
граждане и лица без
С точки зрения первичного источника,
первичной правовой основы можно
различать конституционные
1) конкретизирующие, развивающие, обеспечивающие
реализацию конституционных прав. Они
являются вторичными по отношению к конституционным
правам, производными от них, условно их
можно назвать конституционно-
2) права, регулируемые только
нормами административного
Большинство основных (конституционных)
прав граждан нуждается в
К числу административных относятся права граждан на охоту, рыбную ловлю, управление транспортными средствами, на получение или замену паспорта гражданина России, на защиту в производстве по административным правонарушениям и др. Административное право первично регулирует также права отдельных категорий граждан: беженцев, вынужденных переселенцев, детей-сирот, студентов.
В зависимости от механизма реализации права граждан подразделяются на:
· абсолютные (безусловные) права -- права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их (право на административную жалобу, выбор имени, трудоустройство, пользование публичными библиотеками, получение общего среднего образования). Реализация абсолютных прав зависит, главным образом или даже исключительно, от воли гражданина;
· относительные права -- права, для реализации которых нужен акт государственного органа (приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление определенной деятельности).
В зависимости от круга лиц, которым предоставляются права, и оснований их возникновения различают:
· общие права граждан, которые распространяются на все отрасли и сферы управления (например, право граждан на участие в государственном управлении, право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц);
· специальные права -- права граждан в той или иной сфере или отрасли управления (например, в сфере экономики каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности).
По содержанию выделяют следующие группы прав:
· право на участие в государственном управлении (право на государственную службу, внесение предложений, получение необходимых документов, пресечение противоправных действий и др.);
· право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций (получение организационной, технической, санитарно-эпидемиологической, медицинской помощи и др.);
· право на защиту (основными формами
реализации права на защиту являются:
административная жалоба, жалоба, защита
в административно-
Среди административно-правовых обязанностей индивидуальных субъектов можно выделить абсолютные и относительные:
· абсолютные административно-правовые обязанности возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных налогов и т.п.);
· относительные административно-