Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:20, контрольная работа
К анализу проблем субъектов административного права (включая непосредственно граждан) обращались практически все отечественные ученые - административисты, среди которых можно назвать такие имена, как Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, И.Л. Бачило, К.С. Бельский, Б. Н. Габричид-зе, Б.М.Лазарев, Ю.М.Козлов, В.М.Манохин, А.Ф. Ноздрачев, Ю.Н. Старилов, В.А. Юсупов, Ц.А. Ямпольская и другие.
Целью работы является рассмотрение индивидуальных субъектов и раскрытие их административно-правового статуса.
Введение
Глава 1. Понятие и система субъектов административного права
1.1 Понятие и виды субъектов административного права
1.2 Правовой статус субъекта
Глава 2. Субъекты административного права
2.1 Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права
2.2 Организации, предприятия и учреждения как субъекты административного права
2.3 Органы исполнительной власти как субъекты административного права
2.4 Государственные служащие как субъекты административного права
Заключение
Список литературы
Иностранный гражданин -- физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Правовое положение иностранных граждан на территории РФ регулируется российским законодательством, а также международными договорами. Основными актами, определяющими правовое положение иностранных граждан в РФ, являются Конституция РФ (ст. 27, 62, 63), ряд федеральных законов: «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О гражданстве Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и другие законодательные акты.
Ч. 3 ст. 62 Конституции РФ гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором».
Основной формой установления особенностей правового статуса иностранцев является Федеральный закон, а основная сфера, где они устанавливаются, -- сфера отношений граждан с органами исполнительной власти Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 06.01.2007) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032..
Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства можно разделить на общие, групповые и индивидуальные Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. М.: Юридический Центр Пресс, 2005..
К общим относятся следующие:
· они не могут быть государственными служащими (за исключением государственных служащих военной службы по контракту), занимать некоторые должности (Президента России, командира экипажа воздушного судна и др.);
· они не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;
· на них не распространяется воинская обязанность;
· их административная деликтоспособность специфична (за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться иностранцы и лица без гражданства, только к ним может применяться такое наказание, как административное выдворение);
· они не могут быть членами политических общественных объединений;
· иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением граждан стран СНГ, с которым заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в Россию только при наличие разрешения, визы;
· они проживают и осуществляют деятельность на основании специальных документов;
· они могут быть признаны беженцами, приобрести гражданство России.
Групповые особенности административно-
По времени пребывания на территории России всех иностранных граждан и апатридов можно поделить на:
· постоянно проживающих;
· временно проживающих;
· временно пребывающих;
· проезжающих через территорию России транзитом.
2.2 Организации, предприятия и
учреждения как субъекты
Коллективными субъектами административного
права являются разнообразные по
своему правовому положению
Под организацией понимаются организованные
коллективы людей, возглавляемые своим
органом управления и имеющие
в собственности, хозяйственном
ведении или оперативном
В соответствии со ст. 50 ГК РФ коммерческими
организациями считаются
Некоммерческими являются организации, не имеющие своей основной целью извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками (потребительские кооперативы, общественные и религиозные объединения, благотворительные и иные фонды). Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она служит достижению основной цели, ради которой они созданы "Гражданский Кодекс Российской Федерации" от 18.12.2006.
Органом управления организации является
коллегиальный орган (исполнительный
комитет, правление, дирекция) либо назначенный
учредителем организации
Разновидностями организаций являются предприятия и учреждения, которые также, как иные организации, в отличие от государственных органов исполнительной власти, осуществляют не руководство, а экономические, социально-культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духовных и иных потребностей граждан, общества и государства. Предприятия и учреждения различаются между собой по их назначению.
Предприятие -- это хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
В зависимости от видов собственности предприятия подразделяются на:
· государственные;
· муниципальные;
· находящиеся в собственности общественных объединений, иностранных государств, юридических и физических лиц;
· образованные на базе смешанных форм собственности.
По значению и организационной
форме государственные
· общефедеральные (в том числе казенные, унитарные и др.);
· предприятия субъектов
По характеру (виду) выпускаемой продукции и оказанию услуг, то есть по отраслевой специализации, предприятия подразделяются на:
· промышленные (заводы, фабрики, шахты, комбинаты и др.);
· сельскохозяйственные (кооперативы, объединения, фермерские хозяйства и др.);
· строительные (строительно-монтажные управления, строительные кооперативы и др.);
· транспортные (железнодорожные станции, вагоноремонтные заводы, депо, пароходства, аэропорты и др.);
· предприятия связи (телеграфы, почтамты, узлы связи и др.);
· предприятия торговли (универмаги, специализированные магазины, торговые базы и др.);
· жилищно-коммунальные (ремонтно-эксплуатационные управления, предприятия по благоустройству, энергосети, газоснабжения и др.).
Предприятия могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации и другие объединения на договорной основе.
Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти, министерства, комитеты, управления, отделы и т.п., аппараты судебных органов, прокуратуры и др.).
Учреждения, так же как и предприятия, подразделяются на виды по разным основаниям:
· по форме собственности (государственные, муниципальные, негосударственные, частные и др.);
· по масштабу и значению своей деятельности (общефедеральные, субъектов федерации, местные (муниципальные);
· по характеру и сфере
По характеру и сфере
· образования (школы и иные образовательные учреждения);
· науки (академии наук, научно-исследовательские институты и др.);
· культуры (театры, музеи, библиотеки и др.);
· здравоохранения (больницы, поликлиники и др.);
· социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).
Предприятия и учреждения являются субъектами административного права. Они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций.
Нормы права, определяющие административно-правовой статус предприятий и учреждений, устанавливают:
· общий порядок их взаимоотношений с исполнительными органами государственной власти;
· государственную регистрацию предприятий и учреждений;
· по отдельным видам деятельности -- государственное лицензирование, нормирование, техническое регулирование, контроль и надзор и т.п.
· общеобязательный порядок ведения
и представления бухгалтерской
и статистической отчетности государственным
органам, необходимый для
Административно-правовой статус государственных
предприятий и учреждений имеет
свои особенности. К особенностям административно-правового
статуса предприятий и
Руководство государственными предприятиями
и учреждениями осуществляют должностные
лица, назначаемые компетентными
государственными органами и обладающие
государственно-властными
Муниципальные предприятия и учреждения -- основанные на собственности муниципальной, т.е. органов местного самоуправления.
2.3 Органы исполнительной власти
как субъекты
Право граждан на объединение предусмотрено ст.30 Конституции РФ. Содержание этого права, основные его государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации, ликвидации регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 год « Об общественных объединениях», Гражданским Кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений - политических партиях, профессиональных союза, благотворительных и других. Под общественным объединением понимается добровольное самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Добровольность формирования - важнейший
признак общественного
Существуют общероссийские, межрегиональные,
региональные и местные общественные
объединения. Запрещается создание
и деятельность общественных объединений,
цели и действия которых направлены
на насильственное изменение основ
конституционного строя и нарушение
целостности Российской Федерации,
подрыв безопасности государства создание
вооружённых формирований, разжигание
социальной, расовой, национальной или
религиозной розни. Правоспособность
общественного объединения как
юридического лица возникает с момента
государственной регистрации
Объём административной правоспособности общественных объединений может быть различным.
Во-первых, общественные объединения в определённых случаях выступают в качестве субъектов, осуществляющих управленческую деятельность в полном объеме и самостоятельно.
Во-вторых, общественные объединения
участвуют в осуществлении
Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения осуществляют контроль за соответствием их деятельности уставным целям.
Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов.
Деятельность общественных объединений может быть приостановлена на определённый срок по решению суда в случае нарушения Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) её субъектов, законодательства, а также совершения действий, противоречащих уставным целям.