Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 00:23, курсовая работа
Цель настоящей работы: анализ понятия, состава и видов административных правонарушений.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
• определить понятие и признаки административных правонарушений;
• сравнить административные правонарушения с преступлениями и налоговыми правонарушениями;
• установить существующие виды административных правонарушений;
• исследовать общие положения о составе административного правонарушения;
• проанализировать объективные элементы состава административных правонарушений;
• рассмотреть субъективные элементы состава административных правонарушений.
Введение 3
Глава 1.Административное правонарушение: понятие, сущность и признаки 6
1.1 Понятие и сущность административного правонарушения 6
1.2. Признаки административного правонарушения 9
Глава 2. Состав административного правонарушения 11
2.1Объект административного правонарушения 11
2.2Объективная сторона административного правонарушения 12
2.3Субъект административного правонарушения 14
2.4Субъективная сторона административного правонарушения 16
Глава 3. Виды административных правонарушений 19
3.1. Виды административных правонарушений 19
Заключение 22
Библиографический список 24
Содержание
Введение3
Глава 1.Административное правонарушение: понятие, сущность и признаки6
1.1 Понятие и сущность административного правонарушения6
1.2. Признаки административного правонарушения9
Глава 2. Состав административного правонарушения11
2.1Объект административного правонарушения11
2.2Объективная сторона административного правонарушения12
2.3Субъект административного правонарушения14
2.4Субъективная сторона административного правонарушения16
Глава 3. Виды административных правонарушений19
3.1. Виды административных правонарушений19
Заключение22
Библиографический список24
ВВЕДЕНИЕ
В юридической литературе правонарушения в зависимости от степени вреда, наносимого личности, обществу и государству, и характера отношений, на которые они посягают, принято подразделять на преступления и проступки. К последним относят административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Традиционно наиболее общественно опасными из последних считаются административные правонарушения .
Наряду с этим следует отметить и такую характеристику административных правонарушений, как их множественность, порожденная обширностью среды правового регулирования административных правил и обусловливающая отвлечение значительных сил и средств правоохранительных органов на борьбу с ними. Административные правонарушения весьма разнообразны, совершаются в различных сферах (права человека, экономика, общественный порядок, информатизация и др.). Эта особенность обусловливает и специфику формирования государственного механизма противодействия данным деструктивным явлениям. Рассмотрение большинства дел об административных правонарушениях закон возлагает на многочисленные органы исполнительной власти (более 40 субъектов административной юрисдикции). Как отмечают исследователи, многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постепенно повышалась, а со второй половины 80-х гг. XX в. эта тенденция стала проявляться еще более заметно. Возросло фактическое использование многих составов административных проступков. Ответственность стала более суровой, увеличилось число санкций за многие нарушения. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям, а также круг субъектов, имеющих право налагать административные санкции. Одновременно значительно усовершенствована процедура привлечения к ответственности.
Административная
В июле 2002 г. вступил в
силу новый Кодекс РФ об административных
правонарушениях (далее - КоАП). Главной
и единственной задачей КоАП является
регулирование отношений, возникающих
в сфере административной ответственности,
как, впрочем, основной задачей УК является
регулирование отношений, возникающих
в сфере уголовной
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с административным правонарушением.
Предмет исследования – нормы права, регламентирующие административные правонарушения, практика их реализации, а также судебная практика и научные работы.
Цель настоящей работы: анализ понятия, состава и видов административных правонарушений.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
Методологическую основу исследования составили следующие методы научного познания: формально-юридический, логический, исторический, социологический, сравнительно-правовой и др.
Глава 1. Административное правонарушение: понятие, сущность и признаки
1.1 Понятие и сущность
административного
Новый КоАП РФ даёт следующее определение административного правонарушения. «Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность»1. Итак, в КоАП РФ понятие административного правонарушения определяется, во-первых, без конкретизации объектов посягательств, во-вторых, применительно к физическим и юридическим лицам, в-третьих, без указания на соотношения административной и уголовной ответственности. Понятие административного правонарушения включает следующие признаки: антиобщественность, противоправность, виновность, наказуемость деяния. Дадим краткую расшифровку этих признаков.
Исходным в характеристике
административного
Рис. 1.1
Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, при безбилетном проезде не исполняется договор перевозки, при уклонении от уплаты налог – нормы финансового права. «Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность». Виновность деяния юридического лица означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению2. Наличие вины – обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности. Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признаётся только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
С одной стороны, административное
правонарушение – основание административной
ответственности, с другой, такая
ответственность – признак
1.2. Признаки административного правонарушения
Признаки административного
правонарушения следует отличать от
его юридического состава. Понимание
этого вопроса имеет не столько
теоретическое, сколько практическое
значение. При наличии всех признаком
может отсутствовать состав административного
правонарушения, что исключает законность
привлечения к административной
ответственности. Например, нарушение
правил дорожного движения лицом, не
достигшим 16-летнего возраста, означает
совершение им административного
Определение административного правонарушения, данное в статье 2.1 нового КоАП РФ, существенно отличается от дефиниции ст. 10 КоАП 1984 г. В этом определении сохранены основные элементы, характеризующие действие (бездействие) как административное правонарушение: противоправность, виновность и наказуемость. Однако в новом КоАП содержится ряд новелл.
Новый Кодекс более чётко
определил содержание основных признаков
административного
Помимо вышесказанного среди
новых элементов и подходов, отличающих
понятие «административное
Прежде всего привлечение
к административной или уголовной
ответственности физического
Таким образом, новый Кодекс
РФ об административных правонарушениях
в трактовке понятия «
Глава 2. Состав административного правонарушения
Понимание состава административного
правонарушения необходимо для отграничения
его от смежных (частично совпадающих)
с ним преступлений. В законодательстве
отграничение их производится именно
по юридическим критериям
В законодательстве отсутствует
понятие состава
Признаками (элементами) состава
административного
2.1.Объект административного правонарушения
Объект административного правонарушения представляет собой подлежащие юридической защите общественно-правовые отношения. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различными. Например, мелкое хулиганство состоит в посягательстве на общественный порядок, но выражаться оно может в совершении действий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия «мелкое хулиганство», изложенной в законе. Причём закон напрямую не устанавливает запрета на их совершение, а делает это путём установления за это административной ответственности.