Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:42, реферат
В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. Здесь о регулировании говорить не приходится. В таком случае речь идет о замещении всего многообразия форм собственности одной единственной – государственной. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития.
Введение
Проблема государственного вмешательства в экономику (рыночную или распределительную) является основной для любого государства.
В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. Здесь о регулировании говорить не приходится. В таком случае речь идет о замещении всего многообразия форм собственности одной единственной – государственной. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят задачи непосредственного производства и распределения ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. Государство должно постоянно балансировать, увеличивая или уменьшая степень вмешательства.
Рыночная система – это гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.
Поэтому реферат и выбранная тема являются актуальными в современных условиях.
Эволюция роли государства в экономике
Меркантилисты
История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны – количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.
Классическая теория
Следующей ступенью развития
представлений о роли государства
в экономике стала работа А. Смита
"Исследование о природе и причинах
богатства народов", в которой
он утверждал, что "свободная игра
рыночных сил" (принцип "laissez faire")
создает гармоничное
В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая благосостояние как его самого, так и общества в целом.
Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно: свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.
Кейнсианская теория
В 30-е года нашего века, после
глубочайшего спада экономики США,
Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в
которой он опроверг взгляды классиков
на роль государства. Теорию Кейнса можно
назвать "кризисной", так как
он рассматривает экономику в
состоянии депрессии. По его мнению,
государство должно активно вмешиваться
в экономику по причине отсутствия
у свободного рынка механизмов, которые
обеспечивали бы выход экономики
из кризиса. Кейнс считал, что государство
должно воздействовать на рынок в
целях увеличения спроса, так как
причина капиталистических
Он предлагал несколько
инструментов. Это гибкая кредитно-денежная
политика, новая бюджетно-финансовая
политика и др. Гибкая кредитно-денежная
политика позволяет перешагнуть
через один из серьезнейших барьеров
– неэластичность заработной платы.
Это достигается, считал Кейнс, путем
изменения количества денег в
обращении. При увеличении денежной
массы реальная зарплата уменьшится,
что будет стимулировать
Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.
Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:
- высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;
- создание обширной зоны
государственного
- широкое использование
бюджетно-финансовых и
Модель государственного
регулирования, предложенная Кейнсом,
позволила ослабить циклические
колебания в течение двух послевоенных
десятилетий. Однако с начала 70-х
гг. стало проявляться
Неоклассическая теория
Теоретической основой неоконсервативной
модели послужили концепции
Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого – использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств (капитализации части прибыли) и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.
Главные преграды на этом пути
– высокие налоги и инфляция.
Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений,
а инфляция удорожает кредит и
затрудняет использование заемных
средств для накопления. Поэтому
неоконсерваторы предложили осуществление
антиинфляционных мероприятий на базе
рекомендаций монетаристов и предоставление
налоговых льгот
Сокращение налоговых ставок должно сократить доходы госбюджета и увеличить его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ.
Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.
Следующий комплекс мер – реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.
Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.
Функции государства в экономике
Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму, с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей и эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей.
Участие государства в
экономической жизни диктуется
еще и тем, что рынок не обеспечивает
социально справедливое распределение
дохода. Государству надлежит заботиться
об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему
также принадлежит сфера
Государство реализует политические
и социально-экономические
Роль государства в
рыночной экономике проявляется
через следующие важнейшие
- создание правовой основы
для принятия экономических
- стабилизация экономики.
Правительство использует
- социально-ориентированное
распределение ресурсов. Государство
организует производство
- обеспечение социальной
защиты и социальной гарантии.
Государство гарантирует
Антитрестовское регулирование
Антимонопольная деятельность
государства является одной из важнейших
областей приложения государственного
вмешательства. Регулирование развивается
в двух направлениях. На тех немногих
рынках, где условия препятствуют
эффективному функционированию отрасли
при конкуренции, то есть в так
называемых естественных монополиях,
государством создаются общественные
регулирующие органы для контроля над
их экономическим поведением. На большинстве
других рынков, где монополия не
стала необходимостью, общественный
контроль принял форму антимонопольного
законодательства. Далее будут рассмотрены
особенности регулирования
Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба.
Это характерно для предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная деятельность.
Для обеспечения приемлемого
поведения таких монополий
Для естественных монополий обычно устанавливается "справедливый" доход, то есть цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечет за собой отсутствие стимула предприятия к снижению издержек.
Таким образом, цель отраслевого
регулирования состоит в том,
чтобы защитить общество от рыночной
власти естественных монополий путем
регулирования цен и качества
обслуживания. Но использовать прямое
регулирование нужно только там,
где это не приводит к снижению
эффективности производства. Регулирование
не должно применяться в случаях,
когда конкуренция может
Другим видом контроля являются антитрестовские законы.
Эта форма контроля имеет
богатую историю. В 1890 г. был принят
знаменитый закон Шермана, запрещающий
любые виды сговора и любые
попытки монополизации какой-
В том же году была создана Федеральная торговая комиссия.
В ее компетенцию входил контроль
над исполнением вышеназванных
законов. Закон о Федеральной
торговой комиссии расширил диапазон
незаконного поведения и
Появление большого количества
антимонопольных законов и
Информация о работе Административное регулирование в экономике