Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:42, реферат
В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. Здесь о регулировании говорить не приходится. В таком случае речь идет о замещении всего многообразия форм собственности одной единственной – государственной. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития.
Таким образом, государство
выступает в роли арбитра, который
избирает оптимальное (и наиболее эффективное)
соотношение между монополиями
и конкурентными отраслями. В
различные периоды истории для
различных стран это
Методы государственного воздействия на экономику
Государство оказывает воздействие
на рыночный механизм через свои расходы,
налогообложение, регулирование и
государственное
Государственные расходы
считаются одним из важных элементов
макроэкономической политики. Они влияют
на распределение дохода и ресурсов.
Государственные расходы
Трансфертные платежи – это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат по инвалидности и т. д.
Нужно заметить, что государственные
закупки вносят вклад в национальный
доход и непосредственно
Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги – основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы (в США, например, около 30 процентов всей стоимости производимых товаров и услуг).
Одна из основных проблем – справедливость распределения налогового бремени. Есть три основные системы, основанные на понятии прогрессивности налогообложения – отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника, к величине этого дохода:
- пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);
- регрессивный налог (в
процентном отношении налог
- прогрессивный налог (чем выше доход, тем выше налог).
Наиболее справедливым является прогрессивный налог, но процентное повышение налога не должно быть значительным, чтобы не ослаблять стимулы к труду и большим заработкам. Как правило, подоходный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются фактически регрессивными, так как они в большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых одна и та же сумма занимает различную долю.
Задача государства – собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе в России складывается именно такая ситуация.
Государству не хватает средств,
оно повышает налоги, предприниматели
все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно,
в бюджет идет все меньше средств.
Государство опять повышает налоги.
Получается замкнутый круг. В данной
ситуации резонно было бы понизить
налоги. Это уменьшит стимулы к
неуплате, сделает честное
Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах.
Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы.
Налоговая и кредитная
формы регулирования
Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия для формирования общественного капитала (инфраструктуры). На основе субсидий может оказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении социальных программ. Существуют также и специальные (целевые) субсидии, которые предусматривают расходование средств бюджета по строго определенным программам. Доля субвенций в ВНП развитых стран составляет 5 – 10 процентов. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые невозможно покрыть при рыночных ценах.
Государственное предпринимательство
осуществляется в тех областях, где
хозяйственность противоречит природе
частных фирм или же требуются
огромные вложения средств и риск.
Основное отличие от частного предпринимательства
состоит в том, что первоочередная
цель государственного предпринимательства
состоит не в получении дохода,
а в решении социально-
Данная форма регулирования
обеспечивает поддержку малорентабельных
предприятий и отраслей хозяйства,
которые жизненно важны для воспроизводства
(это отрасли экономической
К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, также относятся:
- предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры;
- помощь важным науко-
и капиталоемким отраслям
- проведение региональной
политики строительства в
- создание рабочих мест;
- охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, строительства очистных сооружений;
- развитие фундаментальных научных исследований;
- производство товаров,
являющееся по закону
Государственное предпринимательство
должно развиваться только в тех
сферах, где просто нет иного выхода.
Дело в том, государственные предприятия
зачастую являются менее эффективными,
чем частные. Государственное предприятие,
пусть даже наделенное самыми широкими
правами и ответственностью, всегда
отстает от частного в степени
хозяйственной
Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т. д.
Конкуренцию в сфере коммерческой деятельности нельзя допустить еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек.
Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты.
Проблемы и ограничения воздействия государства на экономику
Очевидно, что современная рыночная система невозможна без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавлении ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования. Недопустимы, например, любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль над ценами и др.).
Это не означает, что государство
снимает с себя ответственность
за неконтролируемый рост цен и должно
отказаться от планирования. Рыночная
система не исключает планирования
на уровне предприятий, регионов и даже
народного хозяйства; правда, в последнем
случае оно обычно является "мягким",
ограниченным по срокам, масштабам
и другим параметрам, и выступает
в виде национальных целевых программ.
Также следует отметить, что рынок
во многом является самонастраивающейся
системой, поэтому влиять на него следует
только косвенными экономическими методами.
Однако в некоторых случаях применение
административных методов не только
допустимо, но и необходимо. Нельзя
уповать только на экономические
или только административные меры.
С одной стороны, элементы администрирования
несет в себе любой экономический
регулятор. С другой стороны, в каждом
административном регуляторе есть нечто
экономическое, так как он косвенно
сказывается на поведении участников
экономического процесса. Прибегая, скажем,
к прямому контролю над ценами,
государство создает для
Среди методов государственного
регулирования не существует совершенно
непригодных и абсолютно
Нельзя забывать и о том, что самими экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая о последствиях их применения, то механизм рынка начинает давать сбои. Ведь налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием.
Среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительный эффект в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. Для борьбы с инфляцией эта мера эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредита. А если процентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции, начинается торможение экономического развития. Именно так ситуация развивается в России.
Дерегулирование и приватизация
Вмешательство государства
в экономику требует довольно
крупных расходов. Они включают в
себя как прямые затраты (подготовка
законодательных актов и
В силу определенных несовершенств государственное вмешательство иногда влечет за собой потери. В связи с этим в последние годы обострился вопрос о дерегулировании экономики и о приватизации. Дерегулирование предполагает снятие законодательных актов, которые сдерживают вхождение потенциальных конкурентов на рынок, устанавливают цены на определенные товары и услуги. Например, в США в 80-е годы дерегулирование затронуло грузовой автотранспорт, железнодорожный и воздушный виды транспорта. В результате чего снизились цены, и улучшилось обслуживание пассажиров. Американскому обществу дерегулирование грузовых перевозок, воздушного и железнодорожного транспорта принесло выгоду, оцениваемую соответственно в 39 – 63 млрд. дол., 15 млрд. дол. и 9 – 15 млрд. дол. в год.
Информация о работе Административное регулирование в экономике