Административное регулирование в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:42, реферат

Описание

В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. Здесь о регулировании говорить не приходится. В таком случае речь идет о замещении всего многообразия форм собственности одной единственной – государственной. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития.

Работа состоит из  1 файл

12.docx

— 31.58 Кб (Скачать документ)

 

Таким образом, государство  выступает в роли арбитра, который  избирает оптимальное (и наиболее эффективное) соотношение между монополиями  и конкурентными отраслями. В  различные периоды истории для  различных стран это соотношение  было разным, корректируемым под особенности  развития экономики. Государство должно уметь эффективно использовать этот механизм.

Методы государственного воздействия на экономику

 

Государство оказывает воздействие  на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, регулирование и  государственное предпринимательство.

 

Государственные расходы  считаются одним из важных элементов  макроэкономической политики. Они влияют на распределение дохода и ресурсов. Государственные расходы состоят  из государственных закупок и  трансфертных платежей. Государственные  закупки представляют собой, как  правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство  и содержание школ, автодорог, научных  центров и т. д.).

 

Трансфертные платежи  – это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям  населения в виде пособий по безработице, выплат по инвалидности и т. д.

 

Нужно заметить, что государственные  закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны  с производством. Государственные  закупки приводят к перераспределению  ресурсов от частного к общественному  потреблению товаров. Они дают возможность  гражданам пользоваться общественными  товарами. Трансфертные платежи имеют  другое значение: они изменяют структуру  производства товаров индивидуального  потребления. Суммы, взятые в виде налогов  у одних слоев населения, выплачиваются  другим. Однако те, кому предназначаются  трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение  структуры потребления.

 

Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги – основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются  различные виды налогов. Одни из них  носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем  в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов  в бюджет попадают значительные суммы (в США, например, около 30 процентов  всей стоимости производимых товаров  и услуг).

 

Одна из основных проблем  – справедливость распределения  налогового бремени. Есть три основные системы, основанные на понятии прогрессивности  налогообложения – отношения  суммы, взимаемой в виде налога с  дохода конкретного работника, к  величине этого дохода:

 

- пропорциональный налог  (сумма налога пропорциональна  доходу работника);

 

- регрессивный налог (в  процентном отношении налог взимается  тем ниже, чем выше доход работника);

 

- прогрессивный налог  (чем выше доход, тем выше  налог).

 

Наиболее справедливым является прогрессивный налог, но процентное повышение налога не должно быть значительным, чтобы не ослаблять стимулы к  труду и большим заработкам. Как  правило, подоходный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются фактически регрессивными, так как  они в большинстве случаев  перекладываются на потребителей, в  доходе которых одна и та же сумма  занимает различную долю.

 

Задача государства –  собрать налоги таким образом, чтобы  обеспечить потребности бюджета  и не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых  ставках начинается массовое уклонение  от уплаты налогов. На современном этапе  в России складывается именно такая  ситуация.

 

Государству не хватает средств, оно повышает налоги, предприниматели  все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышает налоги. Получается замкнутый круг. В данной ситуации резонно было бы понизить налоги. Это уменьшит стимулы к  неуплате, сделает честное предпринимательство  более прибыльным, приведет к большим  доходам государства и снизит уровень криминализации бизнеса.

 

Государственное регулирование  призвано координировать экономические  процессы и увязывать частные  и общественные интересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной  и субвенционной формах.

 

Законодательная форма регулирования  регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные  законы.

 

Налоговая и кредитная  формы регулирования предусматривают  использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые  ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или  увеличение объема производства.

 

Субвенционная форма регулирования  предполагает предоставление государственных  субсидий или налоговых льгот  отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия для  формирования общественного капитала (инфраструктуры). На основе субсидий может  оказываться поддержка и в  сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении социальных программ. Существуют также и специальные (целевые) субсидии, которые предусматривают  расходование средств бюджета по строго определенным программам. Доля субвенций в ВНП развитых стран  составляет 5 – 10 процентов. Выделяя  субсидии, снижая налоговые ставки, государство изменяет распределение  ресурсов, и субсидируемые отрасли  получают возможность возмещать  издержки, которые невозможно покрыть  при рыночных ценах.

 

Государственное предпринимательство  осуществляется в тех областях, где  хозяйственность противоречит природе  частных фирм или же требуются  огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства  состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства  состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических  задач: обеспечения необходимых  темпов роста, сглаживания циклических  колебаний, поддержания занятости, стимулирования научно-технического прогресса  и т. д.

 

Данная форма регулирования  обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства (это отрасли экономической инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь).

 

К проблемам, решаемым государственным  предпринимательством, также относятся:

 

- предоставление населению  льгот в различных областях  социальной инфраструктуры;

 

- помощь важным науко-  и капиталоемким отраслям экономики  в целях ускорения научно-технического  прогресса и укрепления на  этой основе позиций страны  в мировом хозяйстве;

 

- проведение региональной  политики строительства в экономически  отсталых районах промышленных  предприятий;

 

- создание рабочих мест;

 

- охрана окружающей среды  путем внедрения безотходных  технологий, строительства очистных  сооружений;

 

- развитие фундаментальных  научных исследований;

 

- производство товаров,  являющееся по закону государственной  монополией.

 

Государственное предпринимательство  должно развиваться только в тех  сферах, где просто нет иного выхода. Дело в том, государственные предприятия  зачастую являются менее эффективными, чем частные. Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени  хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят  от правительства, распоряжений министерств  и т. д. Поэтому госпредприятия часто  оказываются в сложной и неясной  обстановке, предсказать которую  намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру. Спрогнозировать вероятные колебания  спроса и цен гораздо легче, чем  предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления  в бюджет, желание сохранить штаты  и повысить заработную плату и  т. д.).

 

Как правило, государственные  предприятия не готовы к рыночному  соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение  со стороны властей (дотации, налоговые  льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий  нет обязательств перед акционерами. Все это негативно сказывается  на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т. д.

 

Конкуренцию в сфере коммерческой деятельности нельзя допустить еще  и потому, что частный сектор втягивается  в коррупцию: через взятку чиновнику  можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек.

 

Если экономика обременена избыточным количеством государственных  предприятий, в сложное положение  попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной  политики, направленной на преодоление  чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают  замораживание зарплаты.

Проблемы и ограничения  воздействия государства на экономику

 

Очевидно, что современная  рыночная система невозможна без  вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда  встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавлении ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования. Недопустимы, например, любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное  планирование, всеохватный административный контроль над ценами и др.).

 

Это не означает, что государство  снимает с себя ответственность  за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем  случае оно обычно является "мягким", ограниченным по срокам, масштабам  и другим параметрам, и выступает  в виде национальных целевых программ. Также следует отметить, что рынок  во многом является самонастраивающейся  системой, поэтому влиять на него следует  только косвенными экономическими методами. Однако в некоторых случаях применение административных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя уповать только на экономические  или только административные меры. С одной стороны, элементы администрирования  несет в себе любой экономический  регулятор. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто  экономическое, так как он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая, скажем, к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает  их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т. д.

 

Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, вопрос лишь в том, чтобы  определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы  разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

 

Нельзя забывать и о  том, что самими экономическими регуляторами следует пользоваться предельно  осторожно, не ослабляя и не заменяя  рыночные стимулы. Если государство  игнорирует это требование, запускает  регуляторы, не думая о последствиях их применения, то механизм рынка начинает давать сбои. Ведь налоговая политика по силе своего воздействия на экономику  сравнима с централизованным планированием.

 

Среди экономических регуляторов  нет ни одного идеального. Любой  из них, принося положительный эффект в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты  регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. Для борьбы с инфляцией эта мера эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредита. А если процентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции, начинается торможение экономического развития. Именно так ситуация развивается в России.

 

Дерегулирование и приватизация

 

Вмешательство государства  в экономику требует довольно крупных расходов. Они включают в  себя как прямые затраты (подготовка законодательных актов и контроль над их исполнением), так и косвенные (со стороны фирм, которые должны исполнять государственные инструкции и отчетности). Кроме того, считается, что государственные регламентации  снижают стимул к нововведениям, к вхождению новых конкурентов  в отрасль, так как для этого  требуется разрешение соответствующей  комиссии.

 

В силу определенных несовершенств  государственное вмешательство  иногда влечет за собой потери. В  связи с этим в последние годы обострился вопрос о дерегулировании  экономики и о приватизации. Дерегулирование  предполагает снятие законодательных  актов, которые сдерживают вхождение  потенциальных конкурентов на рынок, устанавливают цены на определенные товары и услуги. Например, в США  в 80-е годы дерегулирование затронуло  грузовой автотранспорт, железнодорожный  и воздушный виды транспорта. В  результате чего снизились цены, и  улучшилось обслуживание пассажиров. Американскому обществу дерегулирование  грузовых перевозок, воздушного и железнодорожного транспорта принесло выгоду, оцениваемую  соответственно в 39 – 63 млрд. дол., 15 млрд. дол. и 9 – 15 млрд. дол. в год.

Информация о работе Административное регулирование в экономике