Административно-правовое регулирование проведения массовых мероприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 00:32, курсовая работа

Описание

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области административно-правового регулирования проведения массовых мероприятий. Предмет исследования составляют правовые нормы, регламентирующие административно-правовые основы обеспечения общественной безопасности при проведении массовых меропиятий, а также деятельность правоохранительных органов по их совершенствованию и реализации в целях обеспечения общественной безопасности. Эмпирическая база исследования составляют федеальное законодательство, официальные документы и материалы Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие массовых мероприятий и их виды 6
1.1. Задачи ФСБ и МВД России по охране общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий 6
1.2. Обязанности нарядов полиции по предупреждению и пресечению 16
правонарушений при проведении массовых мероприятий 16
Глава 2. Вопросы ответственности за правонарушения при проведении массовых мероприятий 20
2.1. Административная ответственность за правонарушения при проведении публичных и массовых мероприятий 20
2.2. Проблемы при рассмотрении административных дел по правонарушениям при проведении массовых мероприятий 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение А 30

Работа состоит из  1 файл

Административно-правовое регулирование проведения массовых мероприятий.doc

— 302.50 Кб (Скачать документ)

Административная ответственность - это мера административного принуждения, которая применяется за совершение административного правонарушения. Административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетировании реализуется в административно-процессуальном порядке путем применения санкций норм Особенной части КоАП РФ, а также предписаний законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Так, КоАП России содержит в себе ряд  составов, предусматривающих административную ответственность за нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.

В частности, ст. 5.38 КоАП России предусматривает  административную ответственность за воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством РФ, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них.

В настоящее время в ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных законом. По мнению Куракина А.В. и Калинина Н.С.13 к организации публичного мероприятия относятся: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, проведение предварительной агитации, изготовление и распространение средств наглядной агитации, другие действия, не противоречащие законодательству РФ, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

Действия (бездействие), повлекшие  создание помех движению пешеходов или транспортных средств либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения). Действия (бездействие), предусмотренные КоАП РФ, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных законом. Действия (бездействие), повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Организация либо проведение несанкционированных  собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды.

Федеральный закон  "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" определяет места, в которых проведение публичного мероприятия запрещается. К таким местам относятся: территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности, путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи, территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента РФ, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов (наиболее опасные события перечислены в таблице приложение А). Административная ответственность является одним из основных средств обеспечения правопорядка при поведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования.

 

 

2.2. Проблемы при рассмотрении административных дел по правонарушениям при проведении массовых мероприятий

 

Необходимо сказать, что в практике применения мер административной ответственности за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях и других публичных мероприятиях имеется еще немало проблем.

Основание освобождения от административной ответственности в сфере организации и проведения публичных мероприятий следует отличать от обстоятельств, исключающих неправомерность действия или бездействия, а также нахождение лица, которое во время совершения правонарушения находится в состоянии невменяемости. Так, например не редки случаи отмены постановлений в связи с процессуальными нарушениями, в частности с истечением сроков привлечения к административной ответственности. Приведем пример из судебной практики14.

Так, Судья Выборгского районного суда Санкт-Петербурга СВЕТЛИЧНАЯ Ж.В., рассмотрев административное дело в отношении КОЖЕВАТОВОЙ М.Н., по жалобе на постановление по делу № 5-478/2011-28 мирового судьи судебного участка № 28 Санкт-Петербурга ПРОНИНОЙ А.А. от 17 ноября 2011 года, установил, что постановлением мирового судьи судебного участка № 28 Санкт-Петербурга КОЖЕВАТОВА М.Н. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст.20.2 ч.2 КоАП РФ, по факту нарушения установленного порядка проведения митинга 31.08.11 г. в 18.05 в Санкт-Петербурге.

На постановление КОЖЕВАТОВА М.Н. направила жалобу, в которой указала, что она не была надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, дело было рассмотрено мировым судьей в ее отсутствие, чем было нарушено ее право на защиту. В соответствии с Конституцией РФ, санкция на проведение митинга не требуется, а потому, она полагает, что участвовала в проведении законного митинга. Рапорта и протоколы, содержащие сведения о совершении ею правонарушения, сфальсифицированы. Рапорта составлены лицами, не производившими ее задержание.

В судебное заседание КОЖЕВАТОВА М.Н. не явилась. О дате и месте слушания извещалась надлежащим образом. Ходатайств в установленном законом порядке об отложении дела в суд не поступало.

В соответствии с положениями ст.25.1 ч.2 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Согласно положениям ст.25.1 ч.2 КоАП РФ, дело об административном правонарушении подлежит рассмотрению с участием лица, в отношении которого ведется производству по делу об административном правонарушении. В отсутствии указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении дела, либо, если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В нарушении вышеуказанного требования закона, КОЖЕВАТОВА М.Н. не извещалась судьей о месте и времени рассмотрения дела, что усматривается из материалов дела, в которых отсутствуют какие-либо сведения об извещении последней о рассмотрении дела 17 ноября 2011 года.

Ссылка в постановлении судьи  на возможность слушания дела в отсутствии КОЖЕВАТОВОЙ М.Н. ввиду неисполнения определения о принудительном приводе, является несостоятельной, поскольку в ходе исполнения данного определения был проверен адрес, а не фактический адрес проживания КОЖЕВАТОВОЙ М.Н., указанный ею при составлении процессуальных документов, что усматривается из справки сотрудника полиции (л.д.25).

При таких обстоятельствах, рассмотрение дела в отсутствие КОЖЕВАТОВОЙ М.Н. нарушило ее конституционное право на защиту, поэтому расценивается как существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что влечет за собой отмену постановления судьи.

 

Заключение

В результате проведенного исследования необходимо отметить следующее. Реализация конституционных прав и свобод граждан в условиях построения демократического гражданского общества в значительной мере связана с участием самих граждан в различных публичных мероприятиях, проводимых государственными органами, политическими партиями и движениями, общественными организациями, а также культурными, спортивными, религиозными и иными организациями.

Необходимым условием свободной реализации конституционных прав и свобод граждан является обеспечение общественного при проведении массовых мероприятий, который характеризуется как совокупность качественно определенных общественных отношений, складывающихся в местах проведения их проведения. Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении массового мероприятия предполагает, с одной стороны, создание условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а с другой стороны, обеспечение внешних условий для гармоничного сочетания государственных, общественных и личных интересов при соблюдении требований безопасности, уважения чести и достоинства личности.

Главными задачами правоохранительных органов при проведении массовых мероприятий являются: создание нормальных условий для организации массовых мероприятий в местах их проведения; обеспечение безопасности для участников и зрителей; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; оказание необходимого содействия организаторам проведения массовых мероприятий в рамках предоставленной компетенции; поддержание надлежащего порядка на прилегающей территории.

Массовые мероприятия являются одной из форм проявления непосредственной демократии, средством проявления общественной активности населения, его участия в политической жизни, выражения своего отношения к проводимым государственными органами, политическими партиями, профсоюзными и иными общественными объединениями мероприятиям, формой защиты своих прав, проведения досуга, отдыха, удовлетворения культурных потребностей, приобщения к достижениям искусства, спорта. 
    Массовые мероприятия представляют собой важное социально значимое явление, что требует комплексного подхода к обеспечению общественного порядка и безопасности при их проведении. Данный подход в силу сложности и многоплановости решаемых задач требует согласованных действий как различных подразделений органов внутренних дел, так и государственных органов управления, органов местного самоуправления, общественных формирований. 
    В юридической литературе нет однозначного понятия термина "массовые мероприятия", а имеются лишь различные подходы к их определению. Под массовыми мероприятиями в административно-правовом смысле понимаются организованные действия (совокупность действий или явлений социальной жизни) с участием больших масс людей, проводимые в их интересах с целью удовлетворения политических, духовных, физических и других потребностей, а также деятельность органов государственного управления, направленную на организацию этих действий. В более широком понимании массовые мероприятия - это крупные общественно-политические, спортивные, культурные и иные акции, привлекающие большое количество участников, туристов, гостей и местного населения, которые обычно проводятся в крупных городах, а также могут охватывать прилегающие к ним населенные пункты. 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Российская газета, N 7, 21.01.2009.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.09.2013)(с изм. и доп., вступающими в силу с 22.10.2013)// Российская газета, N 256, 31.12.2001
  3. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 08.06.2012) О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях// Российская газета, N 131, 23.06.2004
  4. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О Федеральной службе безопасности"// Российская газета, N 72, 12.04.1995
  5. Указ Президента РФ от 11.08.2003 N 960 (ред. от 29.06.2013) "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации"// Российская газета, N 161, 15.08.2003
  6. Приказ ФСБ России от 13.11.2012 N 572 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче пропусков для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону, разрешений на хозяйственную, промысловую и иную деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий, содержание и выпас скота в пограничной зоне, промысловую, исследовательскую, изыскательскую и иную деятельность в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, где установлен пограничный режим"// Российская газета, N 71, 03.04.2013
  7. Васин К.Л. Административно-правовой механизм регулирования предупреждения и пресечения групповых нарушений общественного порядка при проведении публичных мероприятий // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2012. № 1. С. 43-45.
  8. Воронов О.Б., Косяченко В.И. Организация ОВД при проведении массовых мероприятий // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2009. № 4. С. 56-63.
  9. Гуров Д.В. Деятельность оперативных подразделений при обеспечении массовых мероприятий // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2013. № 1. С. 52-54.
  10. Коротких А.Г. Административно-правовое регулирование обеспечения общественной безопасности: понятие и особенности // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2012. № 2. С. 275-290.
  11. Куракин А.В., Калинина Н.С. Административная ответственность и ее реализация в сфере обеспечения правопорядка при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования // Административное и муниципальное право. 2013. N 3. С. 270 - 279.
  12. Лаухин В.Е. Взаимодействие оперативных подразделений ОВД с подразделениями ФСБ и других спецслужб по оперативно-разыскному предупреждению криминальных взрывов // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 23. С. 84-88.
  13. Рыжак Н.И. Место и роль ФСБ России в системе обеспечения национальной безопасности российской федерации в современных условиях/ /Социальная политика и социология. 2010.
  14. Выборгский районный суд. Официальный сайт. http://vbr.spb.sudrf.ru/modules.php?name=bsr&op=detailed_card&srv_num=1&id=78600021202081753512501000229195 (дата обращения 12. 10. 2013).
  15. Выступление Президента РФ В. Путина на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ 5 марта 2013 г. http://события. Президент. РФ/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%

Информация о работе Административно-правовое регулирование проведения массовых мероприятий