Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:07, курсовая работа

Описание

Актуальность темы заключается в том, что административно-правовые отношения связанные с правовым статусом граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации всегда играли и играют существенную роль в жизни общества.
В своей совокупности граждане Российской Федерации составляют народ, но на территории государства могут проживать иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют иное правовое положение по сравнению с гражданами этого государства. Лишь граждане Российской Федерации в полном объеме пользуются правами и несут обязанности, но это, конечно, не означает, что иностранцы и лица без гражданства бесправны.

Содержание

Введение 4
Понятие административно-правового статуса граждан РФ 6
Содержание административной правосубъектности граждан 11
Российской Федерации
Особенности административно-правового положения иностранных
граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации 14
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев 24
Заключение 33
Список использованных источников 34

Работа состоит из  1 файл

АДМИНИСТРАТИВНО.docx

— 59.96 Кб (Скачать документ)

 

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

«Тихоокеанский государственный  университет»

 

Кафедра: «Государственно-правовых дисциплин»

Дисциплина: «Административное  право»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

На тему «Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства»

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. Ю-11п

Пилипцевич Яна  Александровна

Проверил: доцент

Лавриненко Лидия Дмитриевна

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа содержит 33 листа формата А4, включающих 29 литературных источников.

АДМИНИСТРАТИВНО – ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАН, АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ, ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ, ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, БЕЖЕНЦЫ, ВЫНУЖДЕННЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ.

Объект исследования –  административно-правовой статус граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается  в положениях, выводах и рекомендациях, высказанных в процессе работы над  данной темой исследования, имеющими определенную научную значимость при  разработке многих проблем административного  права.

Цель курсовой работы –  исследовать административно-правовой статус граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Предмет исследования – правовые нормы, регулирующие административно-правовой статус граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

В процессе работы, выявлялись основные аспекты административно-правового  статуса граждан не только Российской Федерации и иностранцев, но и  лиц без гражданства.

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                              4

  1. Понятие административно-правового статуса граждан РФ                6 
  2. Содержание административной правосубъектности граждан                     11

Российской Федерации      

  1. Особенности административно-правового положения иностранных

граждан и лиц  без гражданства в Российской Федерации               14                                                

  1. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев                           24
  2. Заключение                                                                                                 33
  3. Список использованных источников                                                        34 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы заключается  в том, что административно-правовые отношения связанные с правовым статусом граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации всегда играли и играют существенную роль в жизни общества.

В своей совокупности граждане Российской Федерации составляют народ, но на территории государства могут  проживать иностранные граждане и лица без гражданства, которые  имеют иное правовое положение по сравнению с гражданами этого  государства. Лишь граждане Российской Федерации в полном объеме пользуются правами и несут обязанности, но это, конечно, не означает, что иностранцы и лица без гражданства бесправны.

На сегодняшний день административно-правовые отношения связанные с правовым статусом иностранных граждан и  лиц без гражданства на территории Российской Федерации перешли в  новую фазу с их нормативном закреплением в федеральных законах в соответствии с конституцией Российской Федерации.

Нарушение законодательства об административно-правовом статусу  граждан Российской Федерации, иностранных  граждан и лиц без гражданства  в Российской Федерации, а также  порядок въезда и выезда иностранных  граждан и лиц без гражданства.

Миграционные процессы в  Российской Федерации стали значительнее интенсивнее из-за развития в России внешнеэкономической деятельности для российских предпринимателей и открытости отечественной экономики для иностранных инвестиций, снятие многих ограничений на въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории для иностранных граждан и лиц без гражданства – все это привело к резкому увеличению числа иностранных граждан и лиц без гражданства проживающих в нашей стране.

 

1 ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНО – ПРАВОВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Общий административно-правовой статус индивида принято называть статусом гражданина.

Гражданин - лицо, принадлежащее к населению какого-либо государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все обязанности, установленные законами этого государства./26/

 До 1992 г. все ученые  вслед за законодателем различали  три разновидности граждан: граждане  СССР (РСФСР), иностранцы и лица  без гражданства. Но после распада  СССР, образования СНГ, принятия  российского Закона «О гражданстве»  всех лиц по признаку гражданства  необходимо поделить на шесть  групп: граждане Российской Федерации,  лица с двойным гражданством, почетные граждане, граждане «ближнего  зарубежья» (республик СНГ, кроме  России), иностранцы и лица без  гражданства. Конечно, внутри  каждой из названных родовых  общностей есть различия. Так,  административно-правовые статусы  постоянно проживающих и временно  прибывших иностранцев не идентичны.  Но это уже внутриродовые особенности./13/

Гражданин является участником общественных отношений во всех сферах жизни общества и государства, в  том числе и в сфере государственного управления. Правовой статус граждан  в административном праве (административно-правовой статус граждан) определяется предоставленными им законодательством правами, возложенными на них обязанностями и установленной  нормами административного права  ответственностью. Административно-правовой статус гражданина определяется содержанием  его административной правосубъектности , включающей в себя административную правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

И так, что же такое административно-правовой статус? Административно-правовой статус – это совокупность прав и обязанность граждан обеспечиваемых и гарантируемых административным правом. Выделяется правовой статус гражданина, человека и личности. Правовой статус состоит из следующих элементов:

1)  Структура (правовые элементы статуса) включает в себя:

а) гражданство. Гражданство  есть устойчивая правовая связь человека с государством выражающая в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод.

б) правоспособность;

в) дееспособность;

г) права и законные интересы граждан;

д) обязанности граждан.

2) Механизм регулирования. Состоит из принципов правового положения, гарантий прав и обязанностей, способов их реализации и защиты, ответственности за нарушение прав и несоблюдение обязанностей, т.е. из тех правовых средств, с помощью которых государство определяет и обеспечивает положение гражданина в политической системе общества.

3) Содержание. Это комплекс прав и обязанностей, которые регламентированы нормами административного права, иначе говоря, содержание правового статуса указывает на определенные правовые связи и отношения между гражданами и государством.

Основные права и обязанностей граждан закреплены в Конституции  РФ, в законе о гражданстве, и в  определенных административно-правовых нормах. Конституционные права и  свободы представляют фундамент  всех остальных прав и свобод.

Государство гарантирует  равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, а также других обстоятельств./1/

В России существуют четыре категории граждан: граждане Российской Федерации, лица с двойным гражданством, иностранные граждане, лица без гражданства. Конечно, внутри каждой из названных родовых общностей есть особенности./4/

Стоит заметить, что к числу индивидуальных субъектов административно-правовых отношений относятся:

  1. граждане Российской Федерации;
  2. иностранные граждане и лица без гражданства.

Специфическими индивидуальными  субъектами являются должностные лица. Их особенностью является то, что, проявляя себя индивидуально, они, тем не менее, фактически являются официальными представителями  того или иного органа исполнительной власти.

К коллективным субъектам  относятся различного рода объединения граждан. В их числе различные по своему назначению и статусу организаций бывают государственные и негосударственные.

  1. Государственные организации как субъекты административного права это:
  2. органы исполнительной власти (органы государственного управления);
  3. государственные предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т.п.);
  4. структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией. Негосударственные организации как субъекты административного права:
  5. общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.);
  6. трудовые коллективы;
  7. органы местного самоуправления;
  8. коммерческие структуры;
  9. частные предприятия и учреждения. Конкретными разновидностями субъектов административного права являются:
  10. граждане Российской Федерации; иностранные граждане; лица без гражданства;
  11. Президент Российской Федерации; президенты субъектов Российской Федерации;
  12. федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  13. государственные служащие; государственные предприятия, учреждения и организации;
  14. негосударственные предприятия; учреждения и организации;— органы местного самоуправления; муниципальные предприятия; учреждения и организации;
  15. фонды; общественные объединения; религиозные объединения;
  16. совместные и иностранные предприятия; учреждения и организации.
  17. физические лица. Это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства./23/

Административные акты закрепляют права и обязанности граждан  в государственном управлении, пути и формы реализации, права и  обязанности лиц, гарантии и средства защиты прав личности, осуществляемые государственными органами, ответственность  граждан за невыполнение своих обязанностей, а также ответственность должностных  лиц в сфере нарушения прав граждан. Административно-правовые нормы  не только конкретизируют права и  обязанности указанные в Конституции  РФ, но и обеспечивают в большинстве  случаев реализацию этих прав, свобод и исполнение обязанностей граждан. К примеру, право на жилище реализуется  посредством административно-правового  акта.

 

2 СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Административная правосубъектность  граждан способность гражданина (физического лица) быть субъектом  административного права. Далее я хочу дать определение понятий «административная правоспособность», «дееспособность» и «деликтоспособность».

Разные авторы дают различные  определения понятию «правосубъектность»:

Правосубъектность - признаваемая государством способность быть субъектом  права, правоотношений./26/

Правосубъектность – признаваемая государством общая (абстрактная) возможность  иметь предусмотренные законом  права и обязанности, способность быть их носителем./21/

Административная правосубъектность  может быть общей и специальной. Соответственно следует различать  общий и специальный административно-правовой статус. Каждое лицо обладает общим  статусом, который во многом равен  для всех, и в то же время может  быть субъектом одного или нескольких специальных статусов (студента, работника  милиции, жителя закрытого города и  т. д.). Во многих случаях специальная (ролевая) правосубъектность просто дополняет общую.

Административная правоспособность – это способность гражданина иметь права и обязанности, предусмотренные нормами административного права. Административная правоспособность означает закрепленную нормами административного права возможность гражданина вступать в административно-правовые отношения, её отсутствие исключает возможность возникновения административно-правовых отношений/14/. Административная правоспособность возникает с момента рождения человека и до его смерти. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограниченна в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишение специальных прав и другие правоограничения.

Информация о работе Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства